Юридическая техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и сущность юридической техники 3
2. Приемы и средства юридической техники и их классификация 6
3. Цели, задачи и структура юридической техники 8
3.1 Цели и задачи юридической техники 8
3.2 Законодательная и правоприменительная техника 10
4. Технико-правовые категории, используемые в юридической технике 13
5. Юридические документы и их классификация 15
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая техника 1 образец.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Законодательная и правоприменительная  техника

 

Юридическая техника подразделяется на законодательную и правоприменительную.

В законодательной технике  выделяют следующие части6.

1. Правила построения нормативных  правовых актов. Они предполагают  логическую последовательность  изложения нормативного материала,  в частности выделение общих  предписаний (общая часть) и  конкретных предписаний (особенная  часть). Важна также структуризация  нормативного материала по соответствующим  разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. Крупные акты  обычно имеют вводную часть  — преамбулу. Она необходима  при кардинальном изменении правового  регулирования общественных отношений.

2. Правила оформления актов.  Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, регистрационный  номер, подпись соответствующего  должностного лица, печать.

3. Приемы и средства  формулирования норм права и  иных нормативных предписаний.  К ним относятся терминологическая  строгость, единство и стабильность  используемых терминов, адекватное  выражение в терминах воли  законодателя, общепризнанность терминов  и юридических понятий и т.д.

4. Язык и стиль нормативного  правового акта. Они во многом  определяют эффективность правового  регулирования, и важнейшие требования  к ним состоят в следующем:

а) краткость, однозначность  и доступность для понимания;

б) отказ от использования  метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных  слов, заимствование из иностранных  языков только полностью освоенных  слов;

в) формулирование норм в  форме обязывающего, предписывающего  и констатирующего способов, поскольку  нормативным правовым актам присущи директивность и официальность стиля.

5. Правила опубликования  нормативных правовых актов. Они  охватывают официальные источники  опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Данные правила определяют также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

6. Приемы, способы и методы  систематизации нормативных правовых  актов распространяются на их  учет, консолидацию, инкорпорацию и  кодификацию.

Правоприменительная техника  включает в себя следующее.

1. Правила оформления и  построения правоприменительных  актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый  правоприменительный акт должен  содержать такие атрибуты, как  название, место, время его принятия, орган, от которого исходит  юридический документ, субъекты, к  которым он обращен. Он должен  иметь определенное юридическое  содержание, а также языковое  и стилистическое единство и  подобие с нормативными актами.

Нередко используются унифицированные  формы правоприменительных актов  в виде утвержденных бланков, типовых  образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.).

2. Способы легализации  документов, т.е. придания им юридической  силы. Среди таких способов наибольшее  распространение получили нотариальное  удостоверение сделок, документов  и государственная регистрация.  Например, сделки с недвижимостью  требуют не только нотариального  удостоверения, но и регистрации  в государственных органах. Придать  легальный характер некоторым  документам могут также органы  загса, архивы, органы юстиции.

3. Способы и приемы толкования  юридических норм и нормативных  правовых актов.

4. Способы разрешения коллизий  в праве, преодоления пробельности.

5. Способы процедурно-процессуального  оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

 

4. Технико-правовые категории,  используемые в юридической технике

 

К юридической технике  принято относить такие категории, как правовые аксиомы, правовые (юридические) презумпции, юридические фикции, преюдиции.

Правовые аксиомы —  это положения, принимаемые в  юридической науке и практике без доказательств, в силу их очевидности, убедительности и истинности, например «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая  обязанность», «никто не может быть судьей в своем деле» и др.

Юридическая презумпция представляет собой предположение о наличии  или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми  и наличными фактами и подтвержденное предшествующим опытом.

Презумпция всегда носит  предположительный характер. Это  предположение недостоверное, но вероятное. Наиболее распространены презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта, пока он не отменен, и др.

Юридические фикции — это  положения, изначально лишенные истинности, однако признаваемые законодательством  в качестве существующих и ставшие в силу такого признания общеобязательными.

Фикции широко применяются  в гражданском законодательстве, например признание днем смерти гражданина, в судебном порядке объявленного умершим, дня вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 45 ГК РФ)7. Юридические фикции как прием юридической техники  представляют собой конструирование  условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном  правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют  внести определенность в правовые отношения, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений.

Преюдиции (дословный перевод с латыни — отношение к предыдущему судебному решению) представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Например, осуждение лица за хищение имущества может служить  основанием для судебного решения  по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением. При этом факт хищения данным лицом  не подлежит в данном гражданском  деле оспариванию.

При вступлении в законную силу решения стороны данного  процесса и другие лица, участвовавшие  в процессе, не могут вновь заявить  в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении  участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные  требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении  этих лиц предыдущий судебный процесс  не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут  оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали. Но преюдициальность может отпасть вообще при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

5. Юридические документы  и их классификация

 

Юридический документ — это  внешнее словесно-оформленное выражение  воли, закреплявшее правомерное или  противоправное поведение и соответствующий  результат. Юридические документы  являются материальными носителями правовой информации, поэтому с помощью  их изучения можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в определенный исторический период времени, о законодательстве, системе правосудия и т.д.

Юридический документ представляет собой, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе. Но с развитием  электронной информации появляются документы на машинных носителях  — дискетах, пластиковых магнитных  картах и др.

Юридические документы обладают следующими свойствами:

а) официальностью, т.е. они исходят от органов и лиц, уполномоченных на выдачу или принятие данных документов, например судебные решения, приказы министров, удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти, браке и др.;

б) содержат информацию, имеющую  юридическую значимость;

в) особое внешнее оформление. В них указываются: кто выдает документ, кому, о чем, объект информации, юридические факты, реквизиты, необходимые  подписи и печати, что придает  документу юридическую силу;

г) сопутствуют всем стадиям  правового регулирования — правотворчеству, правореализации, привлечению к юридической ответственности и др.

Юридические документы можно  разделить на следующие четыре большие  группы:

1) акты, содержащие нормы  права;

2) правоприменительные акты  — документы, содержащие индивидуальные  властные предписания;

3) интерпретационные акты, т.е. документы, полученные в  результате официального толкования  юридических норм и нормативных  правовых актов;

4) договорные документы,  возникшие в результате заключения  договора (соглашения) между конкретными  субъектами и содержащие юридические  нормы (нормативные договоры) или  индивидуально-правовые решения,  оформляющие сделки между различными  субъектами.

Возможна классификация  юридических документов и по их правовому  содержанию, например выделение юридических  документов, фиксирующих юридический  статус лица (паспорт, свидетельство  о браке и др.), правовой режим  объектов права (например, документ об отводе земельного участка для строительства жилого дома), закрепляющие факты-волеизъявления субъектов права (например, доверенности, заявления и др.), факты движения товарно-материальных ценностей, например приходно-расходные документы и др. Но это уже более дробная, детализирующая классификация, которая проводится в рамках указанных выше четырех групп юридических документов.

Все юридические документы  должны оформляться по правилам юридической  техники, принятой для той или  иной группы.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Юридическая техника  – это совокупность правил, приемов  и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации  нормативных правовых актов и  иных юридических документов.

2. Приемы юридической техники  - это приемы, относящиеся к созданию  текста правового акта в целом  и его структуре, и приемы, направленные  на формулирование непосредственно  норм права.

3. Средства юридической  техники могут быть формально-атрибутивными,  логическими, языковыми и специально-юридическими.

4. Цель юридической техники  – это изложение акта-волеизъявления  в акте-документе, для чего  необходимо решение следующих  задач: обеспечения ясности и  доступности языка акта, достижение  его логической непротиворечивости  и предотвращение пробелов и  коллизий. Основной задачей юридической  техники является задача обеспечения  однозначного и адекватного грамматического  толкования вновь создаваемого  правового акта в целом.

5. Юридическая техника подразделяется на законодательную, которая включает в себя правила построения нормативных правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль нормативного правового акта, правила опубликования нормативных правовых актов и их систематизацию и правоприменительную, в которую входят правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов, способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов, а также способы разрешения коллизий и способы процедурно-процессуального оформления юридической практики.

 

Список литературы

 

Александров А.С. Юридическая  техника - судебная лингвистика - грамматика права // Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2000.- С. 102.

Воеводин Л.Д. Юридическая  техника в конституционном праве // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право 1997. № 3. - С. 3-7.

Керимов Д. А. Законодательная  техника: Научно-метод. и уч. пособие. - М., 2000. -С. 7.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 1 (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006.- 778 с.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

Муромцев Г.И. Юридическая  техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: Сб. статей. - Н. Новгород, 2000. - С. 29

Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138.

Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1972. - С. 20.

Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Норма, 2006.

Теория государства и  права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.

Ушаков А.А. Содержание и  форма в праве и советское  правотворчество. Автореф. дис. ... д.ю.н. Свердловск, 1970.

Юридическая техника: вопросы  теории и истории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 17 июня 2005 года / Под ред. Д.И.Луковской. СПб., 2005.

1 Ушаков А.А. О понятии  юридической техники и ее основных  проблемах. – М., Свердловск, 1970.С.82.

2 Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1972. - С. 20.

3 Алексеев С.С. Общая  теория права. Т. II. М., 1982. - С. 282-284.

4 Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138.

5 Алексеев С.С. Общая  теория права. Т. II. М., 1982. - С. 285.

6 Керимов Д. А. Законодательная  техника: Научно-метод. и уч. пособие. - М., 2000. -С. 7.

7 Комментарий к Гражданскому  кодексу Российской Федерации,  части 1 (постатейный) / Отв. ред.  О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006.- С. 377.

17


Информация о работе Юридическая техника