Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:35, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые в теории права именуются юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность предмета, классификацию и проблемы юридических фактов в системе правового регулирования.
Объектом исследования являются правовые отношения в теории государства и права.
Введение 3
1. Сущность и виды юридических фактов 5
1.1. Понятие юридического факта 5
1.2. Функции юридических фактов 9
2. Классификация юридических фактов 12
2.1. Виды юридических фактов 12
2.2. Сложные юридические факты, юридические составы 15
3. Проблемы юридических фактов в правоприменении 17
3.1. Определение места юридических фактов в общей
концепции правового регулирования 17
3.2. Проблемы юридических фактов в
правоприменительном процессе 23
Заключение 26
Литература 28
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, основание для отказа в приеме искового заявления (статья 134 ГПК РФ), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (статья 140, гл. 4 УПК РФ), обстоятельства, исключающие преступность деяния (статья 37 – 42 УК РФ) и другие. Эти юридические факты - своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают.
К специальным функциям юридических фактов относятся: правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий, правоуничтожающая и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка.
Юридические факты, таким образом - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством, как средство воздействия на поведение субъектов.
2. Классификация юридических фактов
2.1 Виды юридических фактов
Юридические факты многочисленны и разнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Выделяют юридические факты:
Наиболее распространенным
критерием классификации
Действия представляют собой юридические факты которые полностью зависят от воли лиц являющихся участниками правовых отношений.
Деяния (действия и бездействия) могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные факты подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные - на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.
Юридические поступки - это поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы).
Юридические акты - это внешнее, документальное выражение решения людей, направленное на достижение какого-либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты. Сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.
По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения) и деяния (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).
События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события не зависят от действий человека (стихийные бедствия и т. д.), тогда как относительные события зависят от участников данных правоотношений. то есть возникают по воле субъектов.
Сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность юридических фактов), называют юридическим составом.
Юридические действия - сложный и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификационную схему разнообразные проявления деятельности субъектов права не просто. В научной и учебной литературе используется ряд делений правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом).
Юридическое событие - это обстоятельство, которое не зависит от воли и сознания человека.
Правовое регулирование
не может не отражать того обстоятельства,
что в жизни объекта, в деятельность
коллективов и граждан порой вт
В основном, юридические факты-события есть природные явления. Даже если они, так или иначе, вызваны волей человека (поджог), то юридические нормы в рамках правоотношений связывают правовые последствия не с неправомерными действиями, а с последующим процессом развертывания результатов. В частности, каковы бы ни были причины пожара (поджог, неправильное использование электроприборов или удар молнии), он представляет собой естественный процесс уничтожения имущества и в этом качестве слабо зависит от воли человека. В рассматриваемом случае значение юридического факта придается именно пожару, а не поджогу.
Хотя события и не зависят от воли, но их наступление или не наступление может иметь существенное значение для развития правоотношений, в частности оказывать определенное влияние на человеческое поведение. Так, если гражданин не уверен в том, что наследование по закону будет справедливым в отношении его наследников, то он может написать завещание, обозначив в нем тех, кому он считает нужным оставить свое имущество. Таким образом, события могут быть предусмотрены и могут оказывать влияние на возникновение и динамику правоотношений.
Не всякое событие может быть названо юридическим фактом. Юридически значимое событие существует только в тех случаях, когда «пересекаются» независимые, причинно обусловленные процессы. Например, наводнение является закономерным результатом цепи природных процессов. В этом заключается одна из причинных линий в явлении. Но наводнение никогда не станет юридическим фактом, если не будет «пересечено» другой причиной.
События подразделяются на относительные и абсолютные.
Относительные - это такие обстоятельства, которые возникли в результате деятельности людей, но в данных правоотношениях выступают независимо от вызвавших их причин. Примером является пожар, который произошел по вине человека, действовавшего умышленно или по неосторожности.
Абсолютные - это явления, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее (землетрясение, наводнение, рождение или смерть человека).
События занимают зависимое и починенное положение по отношению к действиям.
2.2 Сложные
юридические факты,
Отражение в праве общественных отношений - не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков).
Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент – «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент - возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Сложные юридические факты, например, место жительства, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования.
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения)5.
От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их "накопления" в фактическом составе.
Например, для признания предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно. Способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы
3. Проблемы
юридических фактов в
3.1. Определение места юридических фактов в общей концепции правового регулирования
Прежде чем конструировать
конкретные составы, необходимо решить
вопрос, каким методом будут регулирова
В выборе юридических фактов важное значение имеет определение социально-юридической ситуации (или вида ситуаций), служащей объектом правового воздействия. Задача заключается в том, чтобы в цепи общественных отношений найти звено, максимально удобное для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей. Социально-юридическая ситуация должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть объективно контролируемой, удобной для социального контроля с использованием правовых средств. В зависимости от содержания, состава участников социальная ситуация может в большей либо в меньшей степени поддаваться социально-правовому контролю. Большое значение для такого контроля имеет наличие надежных организационных средств необходимых материальных и кадровых ресурсов. Но дело, конечно, не только в этом. Социально-правовой контроль не должен вести к вторжению в личную жизнь граждан, ущемлять их законные права и интересы.
Ситуация, подлежащая юридическому регулированию, должна обладать социальной определенностью. Достаточно определенными должны быть круг участников отношений, их социальные роли, характер социального противоречия и др. Легко объяснить в этой связи ту дискуссионность, которая существует в науке уголовного права вокруг понятия "хулиганство". Это понятие охватывает чрезвычайно широкий круг неоднородных ситуаций. Между тем в юридической науке давно подмечена закономерность: чем больший круг правоограничений предусмотрен санкцией нормы, тем более точно должны быть определены действия, за которые она применяется.