Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. История возникновения банков………………………………………….
Глава 2. Представление банка................................................................................3
2.1. Банк как учреждение или организация..........................................................3
2.2. Банк как предприятие......................................................................................3
2.3. Банк как торговое предприятие.......................................................................3
2.4. Банк как кредитное предприятие....................................................................4
2.5. Банк как посредническое предприятие..........................................................4
Глава 3. Современная банковская система...........................................................5
3.1. Понятие и структура банковской системы....................................................5
Глава 4. Обзор технического обеспечения банков применяемого для решения некоторых проблем современной банковской деятельности……………………
4.1.Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческого банка………………………………………………………………………………
4.2. Camel................................................................................................................17
4.3. Марс, swift.......................................................................................................20
4.3.1.расчеты в рублях...........................................................................................21
4.3.2.расчеты в скв.................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................31
2. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в работе конкретного банка , то есть изучение его клиентской базы , тенденций изменения клиентской базы , выявление всех санкций и судебных разбирательств в отношении банка , отслеживание неплатежей и случаев нарушения законодательства банком , связи с мафиозными структурами, получение прочей конфиденциальной информации.
3. Анализ банковской отчетности
и динамики изменения
- нормативы ЦБ к балансу
- расшифровки некоторых счетов баланса банка
- прочая информация, необходимая для расчетов К каждому заседанию кредитного комитета отбирают банки , на которые необходимо установить или пересмотреть лимит . На основании методики , разработанной на базе модели CAMEL производиться расчет рейтинга банка , лимита на него. Данная информация выноситься на рассмотрение Кредитного комитета, который утверждает размер лимита . После этого , по выписке с кредитного комитета в базу вводиться информация о сумме лимита на банк , дате ее пересмотра, и т.д.
4.3 МАРС, SWIFT
Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств по подложным документам. Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью. Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях. Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее надежности. В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка. Корреспондентские отношения
способствуют развитию разнообразных форм сотрудничества между банками. В организации системы безналичных расчетов в России наметились положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает требованиям мировых стандартов. Предстоит еще многое сделать. На сегодняшний день определился, хотя еще далеко не окончательно, круг коммерческих банков, сумевших создать собственные сети банков- корреспондентов. Между ними развернулась конкурентная борьба на рынке межбанковских расчетных услуг. В результате конкурентной борьбы происходит снижение величины ставок комиссионного вознаграждения за ведение операций по корреспондентским счетам, повышаются проценты на кредитовый остаток. В настоящее время большинство банков не взимают комиссии за операции по корреспондентским счетам. Повышая проценты на кредитовые остатки по счетам банки снижают маржу, получаемую от активных операций, проводимых за счет ресурсов на корреспондентских счетах. Проценты по остаткам в настоящее время уже практически достигли
максимального уровня. Дальнейшее повышение процентных ставок влечет за собой, либо увеличение объемов вложений в высокодоходные, но рискованные операции, либо использование большей части остатков в качестве кредитных ресурсов, что, в свою очередь, повышает риск ликвидности. Таким образом, ценовая конкуренция на межбанковском рынке расчетных услуг постепенно уходит в прошлое. На первый план выходит повышение качества проведения расчетных операций, расширение спектра предоставляемых услуг. Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах, что отличает их от других финансовых учреждений. Именно в этой сфере Инкомбанк стал лидером среди российских коммерческих банков как по международным расчетам, так и по расчетам внутри России и стран СНГ. Рассмотри на примере этого банка, что позволило ему выйти на лидирующие позиции среди российских банков именно в этой сфере банковских услуг. Для качественного обеспечения расчетов Инкомбанк впервые в России построил по международным стандартам здание собственного Расчетного Центра.
4.3.1 РАСЧЕТЫ В РУБЛЯХ
Инкомбанк первым среди коммерческих банков приступил к созданию собственной системы безналичных электронных расчетов путем установления прямых корреспондентских отношений с коммерческими банками. Сейчас Инкомбанк имеет одну из самых больших по России и странам ближнего зарубежья корреспондентскую сеть, которая насчитывает больше 500 прямых банков- корреспондентов по расчетам в рублях и мягких валютах. Через корреспондентскую сеть банка ежедневно проходит более 2500 иногородних платежей. Инкомбанк целенаправленно проводит работу по повышению качества предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного Центра в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам. Техническое оснащение Расчетного Центра производилось в соответствии с последними достижениями мировой техники. В качестве центрального банковского компьютера используется компьютер NCR 3550. Ядром программно-технического комплекса является является уникальная опто-волоконная локальная вычислительная сеть, протяженностью около 60 километров, спроектированная одной из ведущих западных фирм и объединяющая около 350 рабочих станций. Для удобства работы с банками-корреспондентами специалистами банка разработана межбанковская автоматизированная расчетная система "МАРС" –пакет программ для оснащения автоматизированного рабочего места корреспондента. Система "МАРС" разработана специалистами Банка в 1992 году на базе международных форматов ISO и S.W.I.F.Т.. Программное обеспечение позволяет автоматизировать процесс формирования, кодирования и отсылки финансовых сообщений. Немаловажным является то, что обеспечение банков-корреспондентов пакетом программ, а также обучение пользованию им, производится бесплатно (снимки с экрана(как выглядит система) прилагаются). Для качественного ведения операций по счетам, оперативного решения возникающих в процессе работы вопросов каждому банку-корреспонденту выделяется персональный операционист и консультант - сотрудник отдела корреспондентских отношений. Это отличает нас от других "расчетных" банков и позволяет оперативно решать любые возникающие у банков-корреспондентов вопросы. Планомерная работа по построению собственной расчетной системы привела к тому, что в настоящее время около 85% иногородних рублевых платежей клиентов Инкомбанка и его филиалов осуществляется через корреспондентскую сеть.
4.3.2 РАСЧЕТЫ В СКВ
В настоящее время Инкомбанк осуществляет валютное обслуживание более 7 тыс. организаций, как резидентов, так и нерезидентов. Для обслуживания клиентов и проведения валютно-финансовых операций на международных рынках Инкомбанком открыты корреспондентские счета в более чем 50 иностранных банках. Для проведения расчетов используется система S.W.I.F.Т., через которую осуществляется более 2000 платежей в день. Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70 банками стран ближнего зарубежья Инкомбанк осуществляет расчеты с Казахстаном, Украиной и другие государства. Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2 банковских дней.
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения. В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов
начинается разгосударствление
собственности и вновь
в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее
качественное совершенствование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сегодняшней российской экономике кризисные процессы существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов. Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово- промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства. Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений. Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и Клиентов.
В ходе выполнения работы, были рассмотрены все основные вопросы, касающиеся банков и банковской системы РФ. Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 – 2009 гг. с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности. Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Этим и была обусловлена необходимость данного исследования. Подводя итоги работы, можно сказать, что цель и задачи, поставленные в ходе выполнения работы, выполнены. А именно: проведено исследование банковской деятельности по всем основным направлениям, рассмотрена история банковской системы, структура, место и роль банковской системы в рыночной экономике, проведен анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческого банка, тенденции развития банковской системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Банковское дело", Москва, Экономика, 1994г.
2. "Банковское дело", Москва, Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1995г.
3. Банки и банковские операции: Учебник./ Под ред. Жукова Е.Ф. – Москва, 2001.
4. "Банковский портфель - 1", Москва, Соминтэкс, 1994г.
5. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Жукова Е.Ф. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 600 с.
6. Дайджест учебного центра "Инкомбанка", 1995г.
7. Банковский бюллетень, Москва, Агентство банковской информации
еженедельника "Экономика и жизнь",N 8, 1996.
8. Коммерсант, Москва, Аналитический еженедельник Издательского дома "ъ", N 20,1997г.
9. "Бизнес и банки", Москва, Банковская газета, N 12, 1997г.
10. "Бизнес и банки", Москва, Банковская газета, N 2, 1997г.
11. "Деньги и кредит", Москва, издательство "Финансы и статистика", NI, 1995г.
12. "Банковский журнал", Москва, N3, 1998г. 1 1. "Вестник банка России",
Москва, N15, 1996г. 12. Большой экономический словарь, Москва, Фонд "Правовая культура", 1994г.
13. Организация работы в банках. –М:ФиС, 2002. Т 1,2.
14. Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела, Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.
15. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент):Учебник/ Под ред. акад. О.И.Лаврушина.
16. Энциклопедия по банкам и финансам. - М.:ИД Федоров,2000. 1583 с.
17. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 629 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История возникновения банков………………………………………….
Глава 2. Представление банка.........................
2.1. Банк как учреждение или
организация...................
2.2. Банк как предприятие...................
2.3. Банк как торговое предприятие...................
2.4. Банк как кредитное предприятие...................
2.5. Банк как посредническое
предприятие...................
Глава 3. Современная банковская
система.......................
3.1. Понятие и структура банковской
системы.......................
Глава 4. Обзор технического обеспечения банков применяемого для решения некоторых проблем современной банковской деятельности……………………
4.1.Анализ кредитоспособности
и финансовой устойчивости коммерческого
банка…………………………………………………………………
4.2. Camel.........................
4.3. Марс, swift.........................
4.3.1.расчеты в рублях........................
4.3.2.расчеты в скв...........................
Заключение....................
Литература……………………………………………………
1 "Банковское дело", Москва, Экономика, 1994г.стр.243 С.73
2 Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела, Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.стр.256 С. 12
3 Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела, Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. С.18
4 Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 629 стр. С. 354
5 Организация работы в банках. – М:ФиС, 2002. Т1,2. С. 31
6 Коммерсант, Москва, Аналитический еженедельник Издательского дома "ъ", N 20,1997г. С. 7