Влияние стресса на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы — изучение проблемы влияния стресса на организационное поведение .
В рамках достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием стресс
• Проанализировать причины возникновения стресса

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая оп.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа посвящена  рассмотрению темы «Влияние стресса на организационное поведение».

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее  время, несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблеме стресса, механизмы  его возникновения остаются мало изученными, что оказывает отрицательное  воздействие на выявление закономерностей  управления психическим состоянием в процессе деятельности. Стресс стал типичным явлением, сопутствующем человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается  вероятность принятия ошибочных  решений, провоцируются конфликтные  ситуации. Существенное влияние стресс оказывает и на эффективность  профессиональной деятельности человека. В современной жизни стрессы  играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими  и в семье. Что такое стресс, как он возникает, как влияет  на поведение человека и как с  ним бороться?

Стресс присутствует в  жизни каждого человека, так как  наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и  деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так  и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные  факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратит многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

Цель исследования данной курсовой работы — изучение проблемы влияния стресса на организационное  поведение .

 В рамках достижения поставленной цели были определены задачи исследования:

  • Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием стресс
  • Проанализировать причины возникновения стресса
  • Провести исследование и выявить уровень стресса в организации

Предметом исследования является — влияние стресса на организационное  поведение.

Объект исследования —  ЗАО «Миассмебель»

Методы исследования —  тест Рогова Е.И. «Определение уровня стресса у персонала организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЕ СТРЕССА  НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

1.1 Анализ литературы по проблеме влияние стресса на организационное поведение

 

Универсальную концепцию  стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Г.Селье. По существу стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ  на действие отрицательного фактора. Современные  жизненные ситуации приводят к резкому  возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость  решить проблему защиты человека от воздействия  неблагоприятных факторов. Представители  школы Г.Селье (Г.Селье, Р.Лазарус, Л.Леви) проводили комплексное исследование, изучающее влияние психосоциальных  факторов на возникновение заболеваний. Пусковым механизмом болезни они  считают стресс и сопровождающие его переживания. Отечественные  исследователи стресса - Л.А.Китаев-Смык, П.В.Симонов, К.П.Балицкий, К.В.Судаков, В.В.Суворова, Л.В.Куликов - изучают характер эмоционального реагирования на внешнюю  ситуацию и его влияние на развитие заболевания . В настоящее время  установлена роль стресса в возникновении  и развитии целого ряда заболеваний: сердечно-сосудистой патологии, язвенной болезни желудка, злокачественных  новообразований. В последнее время  возрос интерес к проблеме организационного стресса, т.е. стресса, связанного с  выполнением профессиональных обязанностей в организации. Экономический ущерб  от организационного стресса представляет большую опасность для организаций, т.к. чрезмерное напряжение влияет не только на физическое и психическое здоровье , но и на выполнение их профессиональных обязанностей. Организационный стресс причастен к понижению качества и количества продукции, несчастным случаям на производстве, прогулам, текучести кадров, увеличению затрат на здравоохранение. Поскольку стресс представляет собой основную современную проблему, оказывающую воздействие на организационное поведение ему уделяется особое внимание. [1,с.338]. Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность(например, студент представлен к отчислению, начальник объявляет выговор за то, что подчиненный не справляется со своими обязанностями). Это один из видов стресса. Однако существует и позитивный стресс, вызванный приятными событиями(например, сотруднику предлагают повышение по службе). Такой вид стресса называется «ю-стресс». Этот термин был введен первыми исследователями, работавшими над проблемами стресса, образован он от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки. Такие стрессы Ганс Селье называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». И в своей книге «Стресс без дистресса» ученый пишет об этом так: «Вопреки ходячему мнению мы не должны – да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни.

 

1.2 Понятие стресса. Классификация. Причины возникновения стресса в организации

 

В переводе с английского  языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Стресс — это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс становится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказываются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство, они легко раздражаются и не могут расслабиться, не желают принимать участие в совместной работе или злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими веществами. Данные симптомы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов. Нарушение физического здоровья связано с тем, что человеческий организм пытается «самостоятельно» преодолеть стресс. Некоторые проявления расстройств имеют кратковременный характер (расстройство желудка), другие — длительный (язва желудка). Испытываемый в течение длительного периода времени стресс приводит к заболеваниям сердца, почек, кровеносных сосудов и других органов и систем. Очень важно, чтобы уровни стрессов, как на работе, так и за ее пределами оставались на достаточно низком уровне, что позволяет большинству из нас справляться с ними, избегая серьезных физических или эмоциональных расстройств . Стресс в организации

Как минимум 1/3 суток мы проводим на работе, поэтому значительное количество стрессовых ситуаций, в которые мы попадаем, связано именно с ней. Существует мнение о пользе стресса на рабочем  месте, но к нему стоит относиться очень осторожно. Ведь если следовать  научной трактовке термина "стресс" – "вредящая здоровью реакция организма" – то говорить о его пользе не приходится. Под "полезным стрессом" подразумевается влияние внешней  среды, стимулирующее людей к  более продуктивной деятельности. Стресс же, вызванный внутренними факторами в организации, скорее, демотивирует сотрудников и делает их работу неэффективной. Изначально считалось, что профессиональному стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров – всё это является источниками стресса.

Однако в стрессовое состояние, губительное для успешного ведения  бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники. Менеджеры  по работе с клиентами, продавцы, секретари  – именно им иногда приходится принимать  на себя первую, самую сильную, волну  недовольства клиента, выслушивать  претензии, требования, а зачастую и  оскорбления в свой адрес. Их положение  усугубляется ещё тем, что им часто  не хватает полномочий, необходимых  для того, чтобы добиться улучшения  работы организации. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.

Существует много причин профессионального стресса. К их числу относятся как организационные  факторы, так и личностные особенности  каждого человека. В основном стрессы  в организациях связаны непосредственно  с деятельностью на работе. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. То есть причины стресса можно подразделить на две большие группы организационных и личностных факторов [1, с. 343]

Организационные факторы

  • Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Необходимо, чтобы объем выполняемой человеком работы соответствовал рабочему потенциалу.
  • Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Зачастую конфликт ролей является признаком нарушения единоначалия в организации. Очень важен психологический аспект данного вопроса при различиях между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации – человек может оказаться врагом коллектива, в котором работает.
  • Неопределенность ролей. Возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличии от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.
  • Неинтересная работа. Этот фактор не только вызывает стресс, но и практически всегда резко снижает производительность труда.
  • Плохие и не продуманные физические условия работы. Например, плохая освещенность, отсутствие кондиционеров, неудовлетворительная связь и так далее.
  • Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения
  • Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе
  • Проблема распределения времени

Личностные факторы не менее, а зачастую и более важны, чем организационные. Например, смерть родственника или супруга(супруги), развод или брак, изменения в здоровье или финансовом положении или  какие-либо изменения вообще почти наверняка вызовут у человека стресс. Следует заметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное повышение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как отрицательные.

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают [1,с.341]:

1) факторы стресса вне организации;

2) групповые факторы стресса;

3)факторы стресса, связанные с организацией;

Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников –  естественно воздействуют внешние  факторы, такие как изменения  в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и  т.п.). Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать  людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время  отдыха и усиливается стресс. Серьезным  фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также  данные о том, что в семьях, где  работают оба супруга, находящийся  в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

Групповые факторы стресса.

К групповым факторам стресса  можно отнести следующие:

  • отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса.
  • наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

3) Факторы стресса, связанные с организацией.

Информация о работе Влияние стресса на организационное поведение