Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:45, реферат
Цель данной работы заключается в попытке разобрать и изучить ключевые факторы внешней среды, влияющие на структуру и деятельность организации, а также рассмотреть, в каких именно направлениях данные влияния проявляются.
Введение 3
Понятие и трактовка внешней среды организации 5
Параметры / характеристики внешней среды организации 6
Сложность внешней среды 6
Динамичность внешней среды 7
Неопределённость / определённость внешней среды 7
Концентрация / рассеяние внешней среды 8
Турбулентность внешней среды 8
Логика внешней среды как ситуационной переменной 9
Влияние неопределённости ( 2 аспекта: сложность и динамичность) внешней среды 9
П. Лоуренс и Дж. Лорш 9
Т. Бернс и Дж. Сталкер 10
Зависимость от других организаций 12
Астонская группа 12
Модель сложной организации Дж. Томпсона 12
Модель ресурсной зависимости 14
Влияние макроокружения на организацию 14
Влияние национальной культуры на культуру в самой организации 14
Протестанская этика М.Вебера 16
Выводы 17
Список литературы 18
Внешние переменные, или факторы внешней среды возникают вне предприятия и составляют его внешнее окружение.
Для того, чтобы охарактеризовать переменную как ситуационную нужно показать её воздействие на структуру организации.
Далее мы постараемся рассмотреть влияние параметров внешней среды на структурные характеристики организации:
П. Лоуренс и Дж. Лорш – учёные, выявившие влияние этих параметров внешней среды на структуру организации. Лоуренс и Лорш рассматривали внешнюю среду как кладовую ресурсов. Они считали, в первую очередь организации создаются для достижения этих самых ресурсов.
Лорш и Лоуренс препологали, что организация
адаптируется дифференцированно к внешней
среде, т.е. не вся целиком, а отдельными
элементами. Для каждого сегмента организации
внешняя среда своя, и он взаимодействует
только со «своей внешней средой», а не
со всей. Они выдвинули гипотезу, что структурные
характеристики каждой субсистемы варьируются
в зависимости от предсказуемости внешней сред
Они сконцентрировали внимание на трех основных подсистемах организации — отделе продаж, отделе производства и исследовательских подразделениях.
Полученные данные в ходе проведения экспериментов свидетельствовали о том, что подсистемы каждой из организаций формировали структуры, обусловленные определенностью внешних условий, с которыми им приходилось сталкиваться.
Они выявили, что отдел производства, обладая самой стабильной и определённой средой, зачастую имеет высокую степень структурности деятельности (т.е. высокий уровень стандартизации, формализации и стандартизации) и вертикальную структуру (линейно-штабную, например). Отдел разработок, напротив имеет предельно динамичную среду, и поэтому обладает самой низкой степенью структурности и органической структурой. В свою очередь у отдела продаж среда относительна изменчива – он обладает средним уровнем децентрализации, т.е. более горизонтальной структурой (например, дивизиональной) и соответственно средними (склонными к низким) уровнями стандартизации, формализации и специализации деятельности.
Исследователей также интересовала проблема обеспечения интеграции между подразделениями фирмы и вопрос, как эта интеграция зависит от неопределённости внешней среды.
Для этого П. Лоуренс и Дж.Лорш обследовали
в трех различных отраслях (пищевая промышленность,
упаковочная и пластмассовая) по одной
наиболее и наименее эффективной
компании. Эти отрасли были выбраны из-за
того, что характеризуются различной степенью
неопределенности, характеризующих их
внешнюю среду. Для оценки неопределенности Лоуренс и
В итоге, для координации отделов в организации упаковочной промышленности, которая х-ся самой определённой внешней средой для обеспечения интеграции достаточно ведение единого товарооборота и личных контактов менеджера. Для пищевой промышленности (средняя определённость, ниже, чем у упаковочной, но выше , чем у пластмассовой) характерно наличие таких же методов, как и у упаковочной, плюс специалист по решению конфликтов, временные комитеты и советы для разрешения проблем, которые не могут быть разрешены силами одного подразделения. Ну и наконец, пластмассовая промышленность (самая неопределённая среда) – все вышеуказанные меры плюс создание целых подразделений по решению конфликтов, комитеты и советы обретают статус постоянных.
Т. Бернс и Дж. Сталкер также рассмотрели влияние динамики и неопределённости внешней среды на структуру организации.
Обследовав около 20 промышленных предприятий в Великобритании, на основании полевых наблюдений, интервью и опросов исследователи выявили ряд закономерностей, характеризующих взаимодействие организации с внешней средой.
Результаты исследования привели Бернса
и Сталкера к выводу, что структура и процессы
организации прежде всего определены
средовой неопределенностью. Такая неопределенность,
по их мнению, является функцией технологических
и рыночных изменений: научных открытий,
технических изобретений, спроса на продукты,
которые раньше не существовали и не привлекали
внимания потребителей и т. д.
Опираясь на полученные результаты, учёные
выделили 2 типа организационных структур:
механистические и органические, которые мы можем оценить
как зависимые переменные от неопределённости
внешней среды организации.
Механические структуры существуют в низкой неопределенности внешней среды – это классическая бюрократия (по Веберу), имеют линейно-штабной вид структуры, т.е. соответственно обладает высокой степенью концентрации власти, а также максимальной степенью структурности деятельности (структурные х-ки по Астонской группе). Механические структуры предъявляют такие требования к сотрудникам: узкоспециализированный персонал, обладающий глубоким образованием в данной области и высокой исполнительностью.
Соответственно в неопределённой внешней среде должны строится органические структуры, которые обладают низкой степенью всех структурных параметров и предъявляют следующие требования к персоналу: общее широкое образование, инициативность, креативность и др.
Следует особо отметить, что структура
органических организаций основана на
компетентности в решении текущих проблем.
В них нет жесткой иерархии, и структура
во многом служит лишь для создания самых
общих рамок поведения работников и избежания
хаоса. Лояльность сотрудников концентрируется
вокруг рабочей группы (подразделения),
которой они принадлежат. Именно группа
является источником удовлетворения основных
потребностей сотрудников. Органическая
структура обеспечивает выживание и успех
деятельности в нестабильных внешних
условиях. Такая организация более
успешно адаптируется к технологическим
новинкам и колебаниям рынка. Жесткость
структуры механистических организаций
Астонская группа выявила связь между структурой организации и зависимостью от других организаций.
Как мы знаем, Астонская группа свела все структурные характеристики организации к двум группам: степень структурированности деятельности, которая включает формализацию, стандартизацию и специализацию, и степень концентрации власти, включающая централизацию.
Астонская группа эмпирически выявила, что технология действительно является ситуационной переменной (согласились с Вудворд - от технологии зависит структура организации) и в дополнение выделили еще 2 ситуационных переменных:
В рамках этой группы Джо Чайлд сказал, что размер и зависимость от других организаций – объективнее переменные (от человека не зависят). А есть еще и субъективная переменная – стратегия - выбор менеджера. Существуя в неопределённой внешней среде, организация, чтобы снизить эту неопределённость, реализуют одну из двух стратегий: либо увеличивает размер организации (например, путём поглощения других организаций), либо увеличивают зависимость от других организации (вступают в союзы, коалиции).
Джек Томпсон представлял организацию, как многоцелевую систему, которая находится в ситуации очень высокой неопределенности, но пытается вести себя таким образом, будто бы внешняя среда – стабильная.
Опираясь на концепцию организации как частично открытой системы3, Томпсон, считает,
что организации формируют 2 блока для снижения неопределённости внешней среды:
Также Томпсон выделил 3 типа связей между подразделениями внутри организации:
Для каждого типа связи Томпсон связал с типом координации и с тем, как организация снижает неопределённость внешней среды через перемещение границ организации.
Для коллективной зависимости перемещение границ заключается в том, что клиент становится под правила, контроль организации и становится членом организации (пример поликлиника, вузы), координация – выработка единых правил.
Для последовательной зависимости перемещение границ заключается в том, что поставщик ресурсов и продавцы продукции включаются в границы организации, координация – централизованное планирование
Для взаимной зависимости – за счёт увеличения числа клиентов (создание сети филиалов), координация – компромисс.
Организация может реализовывать сразу несколько стратегий.
Также для каждого типа связи наилучшим образом подходит своя структура:
Вывод: каждому уровню неопределенности соответствует своя стратегия принятия решений. Чем выше неопределенность, тем ниже возможности применения рациональной логики и расчетной стратегии.
Авторы: Джеффри Пфеффер и Джеральд Саланчик
В отличие от большинства инвайронментальных теорий в теории ресурсной зависимости внешняя среда трактуется как среда с все более увеличивающейся определенностью. Теория ресурсной зависимости относится к числу балансовых теорий, согласно которым баланс организации с внешней средой достигается в результате, с одной стороны, сознательной адаптации к изменениям внешней среды, а с другой – активного воздействия управленцев на внешнюю среду. [В.В. Щербина]
Пфеффер и Саланчик считают, что все организации находятся в ресурсной зависимости от других организации.
Выделяется 3 фактора, влияющие на силу ресурсной зависимости:
Все организации стремятся снизить зависимость от других организаций, поставить другие организации в зависимость от себя, а также повысить надёжность и предсказуемость внешнего окружения по отношению к ней.
Саланчик и Пфеффер выделили 4 типа стратегии, снижающие зависимость от других организаций:
1. прямое приспособление
2. увеличение размера (через поглощение
или через диверсификацию
3. создание коалиций, совместных форм правления (совместная структура управления)
4. политические акции – попытка влиять на политику (например, лоббирование)
Герт Хофстед – один из учёных, рассмотревших влияние национальной культуры на организацию.
Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора. Г. Хофштед сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры: