Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента.
В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры:
сложность рынка. Определяется рынком способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;
степень диверсификации. Характеризует спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий ос стороны предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.87 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента.

В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры:

  • сложность рынка. Определяется рынком способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;
  • степень диверсификации. Характеризует спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий ос стороны предприятия;
  • определённость и стабильность. Помогают или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;
  • соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для организации;
  • характер отношений с другими организациями. Определяет предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие связей, степень зависимости от них.

Важным фактором внешней среды является конкуренция, которая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий. Конкуренты являются важнейшим фактором внешней среды, определяющим стратегию, цели и задачи предприятия.1

Потребители – это один из основных факторов для любого предприятия, так как именно они определяют какую продукцию производить и по какой цене её можно продать, что является отражением стратегии предприятия. Именно потребители диктуют условия и определяют курс организации.

Своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальным. Особенно остро стоят вопросы обеспечения организаций финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Законы и государственные органы формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, их фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне республиканских и местных властей.

Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.

Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ВВП и продукции отраслей, оплата труда и его производительность. Рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтён при разработке кадровой политики организации и т.п.

Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентов смертности и рождаемости, динамики спроса и т.д.

Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определённые вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или отрасли и в определённом смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди этих факторов особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Всё это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.2

Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

  • возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
  • угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.

Как угроза нередко расценивается состояние взаимодействия и деловых отношений между предприятиями, которые нередко, находясь под контролем со стороны криминала и посредников, вынуждены заключать невыгодные сделки. К этому же приводит преобладание бартера как формы трансакций между предприятиями.

Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия.3

Чем более неопределённой и непредсказуемой является внешняя среда, тем более гибкими должны быть планы организации. Для оценки внешней среды предприятия широко применяют метод SWOT-анализа,  на базе которого изучаются сильные и  слабые стороны организации, угрозы и возможности окружающей среды и выявляются пути и способы повышения эффективности работы предприятия, разрабатывается стратегия поведения организации.

Актуальность темы определена тем, что любая организация взаимодействует с внешней средой, начиная с момента возникновения ее деятельности и до ее полной ликвидации. Основное условие в бизнесе и других сферах управленческой деятельности – это способность адаптироваться к изменениям внешней среды. Также это условие является фактором выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. И внешняя среда организации соответственно воздействует на организацию тем или иным образом. Что в свою очередь может привести либо к росту и процветанию организации, либо же к её полному краху и прекращению деятельности.

Объект исследования данной курсовой работы – это непосредственно сама организация.

Предметом исследования является влияние внешних факторов среды на управление.

Целью данного исследования является выявление сущности внешней среды организации и возможности её воздействия на организацию, а так же возможности прогнозирования воздействия внешней среды на организацию.

 

 

 

 

 

§ 1 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ

1.1 Понятие, сущность внешней среды

Любая организация имеет внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда – это глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Внешняя же среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.4

Свойства внешней среды выделены в приложении 1.5

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

  • взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды – уpoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния, мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;
  • cлoжнocть внeшнeй cpeды – чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;
  • пoдвижнocть cpeды – скopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;
  • нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды – сooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.6

Основные характеристики внешней среды представлены в приложении 2.7

Все факторы можно разделить на две группы – прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и др.

К косвенным факторам относятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом. В их составе политические, экономические, социально-культурные, демографические, экологические, климатические и т.п.

Факторы прямого и косвенного воздействия кратко представлены в приложении 3.8

1.2 Эффективное  влияние внешней среды на управление. Факторы, определяющие эффективную работу организации

Успех организации решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставляют обратить на внешнюю среду особое внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.9

Факторы внешней среды во многом взаимосвязаны.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в связи с современным экономическим кризисом, дешевеет нефть на мировом рынке. Это соответственно отражается негативно на экономике России, так как экономика России непосредственно зависит от природных ресурсов, в основном от продажи нефти на мировом рынке. И как следствие, эта ситуация влияет, в основном негативным образом, на организации действующие на экономическом плацдарме России.

Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются.10

Факторы, влияющие на эффективную работу организации:

  1. Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений;
  2. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организации изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда, например, в фармацевтической, химической и электронной промышленности, тогда как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской промышленности скорость изменении гораздо ниже. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом;
  3. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Информация о работе Внешняя среда организации