Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа
Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента.
В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры:
сложность рынка. Определяется рынком способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;
степень диверсификации. Характеризует спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий ос стороны предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента.
В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры:
Важным фактором внешней среды является конкуренция, которая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий. Конкуренты являются важнейшим фактором внешней среды, определяющим стратегию, цели и задачи предприятия.1
Потребители – это один из основных факторов для любого предприятия, так как именно они определяют какую продукцию производить и по какой цене её можно продать, что является отражением стратегии предприятия. Именно потребители диктуют условия и определяют курс организации.
Своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальным. Особенно остро стоят вопросы обеспечения организаций финансами и качественными трудовыми ресурсами.
Законы и государственные органы формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, их фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне республиканских и местных властей.
Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.
Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ВВП и продукции отраслей, оплата труда и его производительность. Рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтён при разработке кадровой политики организации и т.п.
Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентов смертности и рождаемости, динамики спроса и т.д.
Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определённые вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.
Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или отрасли и в определённом смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди этих факторов особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Всё это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.2
Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:
Как угроза нередко расценивается состояние взаимодействия и деловых отношений между предприятиями, которые нередко, находясь под контролем со стороны криминала и посредников, вынуждены заключать невыгодные сделки. К этому же приводит преобладание бартера как формы трансакций между предприятиями.
Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия.3
Чем более неопределённой и непредсказуемой является внешняя среда, тем более гибкими должны быть планы организации. Для оценки внешней среды предприятия широко применяют метод SWOT-анализа, на базе которого изучаются сильные и слабые стороны организации, угрозы и возможности окружающей среды и выявляются пути и способы повышения эффективности работы предприятия, разрабатывается стратегия поведения организации.
Актуальность темы определена тем, что любая организация взаимодействует с внешней средой, начиная с момента возникновения ее деятельности и до ее полной ликвидации. Основное условие в бизнесе и других сферах управленческой деятельности – это способность адаптироваться к изменениям внешней среды. Также это условие является фактором выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. И внешняя среда организации соответственно воздействует на организацию тем или иным образом. Что в свою очередь может привести либо к росту и процветанию организации, либо же к её полному краху и прекращению деятельности.
Объект исследования данной курсовой работы – это непосредственно сама организация.
Предметом исследования является влияние внешних факторов среды на управление.
Целью данного исследования является выявление сущности внешней среды организации и возможности её воздействия на организацию, а так же возможности прогнозирования воздействия внешней среды на организацию.
§ 1 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие, сущность внешней среды
Любая организация имеет внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда – это глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.
Внешняя же среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.4
Свойства внешней среды выделены в приложении 1.5
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
Основные характеристики внешней среды представлены в приложении 2.7
Все факторы можно разделить на две группы – прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и др.
К косвенным факторам относятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом. В их составе политические, экономические, социально-культурные, демографические, экологические, климатические и т.п.
Факторы прямого и косвенного воздействия кратко представлены в приложении 3.8
1.2 Эффективное
влияние внешней среды на
Успех организации решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставляют обратить на внешнюю среду особое внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.9
Факторы внешней среды во многом взаимосвязаны.
Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в связи с современным экономическим кризисом, дешевеет нефть на мировом рынке. Это соответственно отражается негативно на экономике России, так как экономика России непосредственно зависит от природных ресурсов, в основном от продажи нефти на мировом рынке. И как следствие, эта ситуация влияет, в основном негативным образом, на организации действующие на экономическом плацдарме России.
Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются.10
Факторы, влияющие на эффективную работу организации: