Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение российского менеджмента с японским и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
Задачи исследования: характеристика японской модели менеджмента; сравнение этой модели менеджмента с менеджментом в России; общая характеристика менеджмента на российских предприятиях; выявление тенденций использования японского менеджмента на российских предприятиях.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Сущность и российская модель менеджмента………………………...6
1.1.Японская модель управления………………………………………………...6
1.2.Российская модель менеджмента………………………………………..…12
1.3.Использование Японской практики управления в Российской модели менеджмента………………………………………………………………….….17
Глава II. Анализ основных аспектов японского опыта менеджмента по примеру ООО «АромаОпт»…………….............................................................21
2.1Краткая характеристика организации «АромаОпт»…………………...…..21
2.2 Сравнительная характеристика ключевых принципов японского менеджмента и основных методов управления, используемых руководством компании «АромаОпт»……………………………………………...…………..23
Заключение…………………………………………………………………….…36
Список литературы…………………………………………
Те, кто понимают суть этой теории ценностей и убеждений (или ценностей и средств), могут вывести из общих положений почти неограниченное число конкретных правил или целей, необходимых для тех или иных конкретных условий. Более того, эти конкретные правила или цели будут приемлемы для всех. Два человека, которые понимают базовую теорию, выведут конкретное одинаковое правило для рассмотрения определенной ситуации. Таким образом, эта теория дает возможность контролировать формы реакции людей на конкретные проблемы и координировать их, при этом решения будут тесно переплетаться. Эту теорию, которая носит скорее неявный, чем открытый характер, нельзя изложить в рамках нескольких формулировок. Она передается через общую управленческую культуру или стиль управления, который разделяется высшей администрацией и в определенной степени всеми подчиненными.
Культура или стиль управления организацией в широком смысле слова представляет собой совокупность символов, церемоний и формирует своеобразный психологический климат данной фирмы. Эти «ритуалы» овеществляют то, что без них представляло бы собой неупорядоченные и абстрактные идеи, давая жизнь таким средствам, которые имеют определенное значение для нового работника и оказывают на него определенное воздействие. Например, утверждение, что компания берет на себя обязательства координировать усилия сотрудников без односторонней заинтересованности и сотрудничать с ними, звучит хорошо, но в то же время вызывает скептицизм относительно того, будет ли это обязательство выполняться другими, и не дает ясного представления о том, как этот принцип будет применяться в конкретных ситуациях. С другой стороны, когда ценность сотрудничества выражается посредством ритуала « ринги» - коллективного принятия решения, при котором документы переходят от управляющего к управляющему для их официального одобрения и скрепления своего согласия подписью, тогда каждый ощущает принцип сотрудничества совершенно конкретным образом.5
Вывод: управленческая культура организации развивается в том случае, когда у сотрудников есть широкая возможность для накопления коллективного опыта, который является основой для эффективной коммуникации. Поскольку управляющие японской компании проходят через процесс выполнения одних и тех же функций в течение многих лет, они могут ссылаться на большой опыт совместной деятельности, анализировать конкретные случаи и вспоминать события, которые напоминают каждому из них об их общих приверженностях к определенным ценностям и убеждениям. Кроме того, эта общность дает им возможность тесной коммуникации, потому что основные посылки или теоретическое положение, от которого отталкивается конкретный человек, являются общими для всех. Каждый может ожидать отрицательную реакцию или согласие по каким-то вопросам без затраты времени на обсуждение. Таким образом, общая управленческая культура создает своеобразную общую основу для координации, которая значительно ускоряет принятие решений и выработку планов по определенному вопросу.
1.2. Российская модель менеджмента
Как отмечает Кузнецов Ю.В.
современных условиях особую актуальность
приобретает необходимость
Российская модель менеджмента формируется исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что:
1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления).
2. Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).
3. Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
4. Применение к процессу
5. Ориентация на человека и
его возможности, поэтому
Эти основополагающие положения менеджмента
будут не только сохранены в XXI в.,
но и получат свое дальнейшее развитие.
Кроме того, менеджмент будет развиваться
по следующим основным направлениям:
• рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
• широкое использование
• постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
• достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
• разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
• резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
• использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;
• совершенствование структур управления за счет большей централизации функций;
• постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
• максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ;
• развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.);
• привлечение сотрудников к управлению организацией.7
Базовыми принципами построения российской модели менеджмента считаются:
- использование в управлении
концепции государственного
- свобода выбора концепций
для создания оптимальной
- управление на основе
постоянных нововведений. Важнейшей
составной частью менеджмента
становятся инновации. Они
- отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям.
- выработка стратегии
управления, ориентированной на
постоянные изменения как в
внешней среде, так и внутри
фирмы; выделение в качестве
основного ресурса выживания
человеческих ресурсов, их интеллектуального
потенциала и постоянно
- введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, планов использования госбюджета.
- совершенствование методов
мотивации и управления персона
- повышение
Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.
Трудность формирования российской модели менеджмента связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны и кризисной ситуации. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д.
Экономический кризис рельефно обозначил все наиболее очевидные болевые точки в российской практике корпоративного управления. Во-первых, это формальный и декоративный характер целого ряда корпоративных процедур. Во-вторых, отсутствие необходимых профессиональных качеств и навыков у многих менеджеров и членов советов директоров. В-третьих, очевидный дефицит экспертов в области финансовых рынков среди высшего звена менеджеров. В-четвертых, слабость системы управления рисками. В-пятых, недостаточный уровень прозрачности и избирательный характер раскрываемой корпоративной информации. Более того, нынешний кризис опроверг целый ряд стереотипов, которые были распространены и в теории, и в практике корпоративного управления.
В условиях кризиса менеджер должен одновременно реализовывать две стратегии: стратегию выживания и стратегию развития, поскольку кризис – это, с одной стороны, угроза, но, с другой - всегда шанс для совершенствования. И, наконец, для современной российской модели управления очень важна социальная ответственность собственников и менеджеров, бизнес - сообщества в целом, а также руководителей и чиновников разного уровня.
1.3.Использование японской практики управления в российской модели менеджмента.
Проанализировав Японскую и Российскую модели менеджмента определим пути использования японского опыта в целях совершенствования работы отечественных предприятий. Проанализируем достоинства и недостатки обеих моделей. Проведем сравнительный анализ, подытоживая его оценкой выраженности японского подхода в российской практике.
1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации. Она акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы. Россия стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей.
2.Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»). В России размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места.
3. Количество уровней
управления в японской
4. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания. Введение в наши системы менеджмента этих методов скорее всего дало бы более чем положительные результаты.9
По-моему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной заинтересованной занятости сотрудников. В условиях долгосрочного найма на российских предприятиях необходимо внедрять систему кадровой ротации.
Информация о работе Возможность использования японского опыта менеджмента в российских условиях