Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:11, реферат
Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью.
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?
Учреждения-организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Ассоциации и союзы – объединения коммерческих и иных организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.
Общественными и религиозными о
Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.
Общее:
1. Как коммерческие, так и некоммерческие организации работают в рыночной среде, то есть осуществляют деятельность как продавцы и как покупатели товаров и услуг.
2. Денежные средства представляются в равной степени центральным ресурсом.
3. Организации обоих секторов экономики должны зарабатывать средства, управлять ими, их инвестировать и тратить.
4. Организации третьего сектора также как и коммерческие организации должны покрывать текущие расходы поступлениями, планировать это на долгосрочную перспективу и находиться как минимум на уровне безубыточности.
5. Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех юридических лиц.
Различия:
1. Главная цель деятельности
Коммерческие организации: максимизация стоимости компании и благосостояния собственников.
Некоммерческие организации осуществляют деятельность для достижения целей, прописанных в Уставе организации, к которым относится оказание работ и услуг для членов организации и третьих лиц.
2. Направленность деятельности
Целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, в то время как деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение нематериальных целей
3. Распределение чистой прибыли
В коммерческих организациях вся полученная прибыль делится между участниками, а также идет на развитие компании.
В организациях третьего сектора вся прибыль направляется на достижение уставных целей.
4. Производимый товар и оказание услуг
Коммерческие организации производят частный, пользующийся спросом индивидуальный товар.
Деятельность некоммерческих организаций направлена на предоставление общественных благ.
5. Целевая группа
Целевой группой в организациях второго сектора экономики является конечный потребитель продукции; в организациях третьего сектора — члены организации и клиенты.
6. Сотрудники организации
В коммерческих организациях работу осуществляют штатные нанятые сотрудники, исполнители по договорам гражданско-правового характера, практиканты.
В некоммерческих организациях задействованы те же исполнители, что и в коммерческом секторе, а также к ним добавляются добровольцы (волонтеры), члены организации и Правления.
7. Источники финансирования
В коммерческих организациях — это заработанная прибыль, а также долевое участие в капитале других организаций.
В некоммерческих организациях источники поступлений делятся на внешние (государство, фонды, бизнес, граждане) и внутренние (членские взносы, доход от сдачи собственности в аренду, доходы от вкладов, операции с ценными бумагами, доход от предпринимательской деятельности для достижения уставных целей).
8. Управление организацией
Для принятия решений в коммерческом секторе особое внимание обращают на поведение клиентов и конкурентов, а также поведение на рынке.
Некоммерческие организации ориентированы на общественные потребности и государственное нормирование. Рыночное управление часто не существует или вторично. Члены управляют организацией демократично.
9. Контроль успеха
В коммерческом секторе разработано достаточно много показателей для измерения эффективности деятельности. Преобладают определенные рынком величины: прибыль, выручка, оборот, ROI (рентабельность инвестиций, доход на вложенный капитал).
В некоммерческом секторе нет индикатора для оценки общей эффективности, проблематичная унификация целей и измерение полезности. В настоящее время показатели измерения успеха деятельности некоммерческих организаций ещё широко не развиты.
10. Организационно-правовые формы
В статье 50 ГК РФ приведены организационно-правовые формы для обоих секторов экономики. Для коммерческих организаций этот перечень является закрытым: ОАО, ЗАО, ООО, Полное товарищество, коммандитное товарищество, производственный кооператив, ГУП, МУП.
Для некоммерческих организаций — открытым: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация, учреждение, благотворительный фонд и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом. По сути, к некоммерческим организациям относятся все юридические лица, которые не являются коммерческими. В настоящее время существует более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций [4, гл. II].
11.Правоспособность
Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они имеют гражданские права и выполняют гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, т. е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.
В отечественной и зарубежной практике используются два уровня организационных структур:
1)механистический (бюрократический);
2)органический (адаптивный).
Механические – своё название бюрократической структуры связано с тем что первый подход разработал М.Вебер, который предложил нормативную модель названную рациональная бюрократия (идеальная структура). По этой модели все работники организации должны действовать строго по инструкциям и не отклоняется от них. Второе название механистическая структура она получила от машинного механизма.
Характеристика механистической структуры:
1)системность;
2)большое число подразделений по горизонтали;
3)высокая степень формализации процессов управления;
4)высокий уровень централизации управления, следовательно низкий уровень участия рядовых работников в принимаемых решениях.
Это жесткие структуры, т.е. они не поддаются изменениям. С помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений.
Разновидности механистических структур:
1)линейные структуры (Достоинства – четкость распределения и простота управления. Недостатки – высокие требования к руководителю, т.к. должны быть подготовлены всесторонне. Применение – применяется мелкими и средними фирмами, которые осуществляют несложное производство при отсутствии операционных связей между предприятиями. Эти структуры могут применяться только мелкими предприятиями, поэтому возникли другие структуры.);
2)функциональные (Достоинства – компетентность специалистов и освобождение менеджеров от выполнения специальных вопросов. Недостатки – нарушение принципа единства, распорядительство. Применение- применяется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом, которые производят ограниченную номенклатуру продукции, предприятие действует в стабильных условиях);
3)линейно-функциональные (Достоинство – универсальный характер. Недостаток – отсутствие единства действия звеньев. Применение – в различных производственных хозяйствах.);
4)диффузиональные (продуктовые) (применяются в крупных и крупнейших компаниях. Особенности – усиление ориентации деятельности на конечный результат и возможность организовать центры прибыли).
В чистом виде эти структуры используются редко, чаще применяются смешанные структуры.
Органические структуры – эти структуры стали применяться недавно. Своё название органические они получили из-за сходства с организмом. Они способны изменяться.
Характеристика:
1)высокая гибкость;
2)умеренное использование формальных правил и процедур;
3)децентрализация управления следовательно участие рядовых работников в принимаемых решениях;
4)небольшое количество уровней управления;
5)широкая ответственность работников.
Каждая их этих видов структур имеют несколько разновидностей.
Разновидности органических структур:
1)проектные (основа – проект – это группа видов деятельности направленной на решение разовой задачи, образуется внутри раздела. Достоинства – гибкость и целевая ориентация.);
2)матричные (Достоинство – лучшее использование высококвалифицированного труда. Недостаток – нарушение принципа единоначалия. Применяется в наукоёмких отраслях.);
3)программно-целевые (В них объединяются в единое целое отдельные виды деятельности и сами подразделения которые выполняют эти виды деятельности. Применяются в организациях с изменяющимися целями.)