Законность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.
Проблема законности должна рассматриваться, начиная с самых верхних эшелонов власти государства, именно поэтому в данной работе мы затронули тему рассмотрения обеспечения законности и дисциплины в органах государственного управления.

Содержание

Введение 3
Глава І. Законность как важнейший принцип функционирования органов государственного управления 5
§1. Понятие и содержание законности 5
§2. Принципы законности 9
§3. Гарантии законности 15
Глава ІІ. Способы обеспечения законности в сфере
государственного управления 20
§1. Понятие и виды способов обеспечения законности
в сфере государственного управления 20
§2. Государственный контроль 24
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Законность в государственном управлении курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Президентский контроль в сфере управления осуществляется также через институт полномочных представителей Президента Российской федерации в регионах Российской Федерации. Их правовой статус закреплен в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе".21

Контроль органов  законодательной (представительной) власти

Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов.

Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением  ст. 10 Конституции Российской Федерации  о самостоятельности органов  всех трех ветвей власти, в частности, органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации, конституции республик  и уставы других субъектов Российской Федерации свидетельствуют о  различном объеме контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации  и органов представительной власти ее субъектов. На уровне Российской Федерации он значительно уже, чем в отдельных субъектах Российской Федерации.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению  к органам федеральной исполнительной власти невелик. При этом они принадлежат в основном Государственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются  в том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства  Российской Федерации по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думой.

Контроль за исполнением  федерального бюджета относится  к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением федеральное Собрание имеет постоянно действующий орган финансового контроля — Счетную палату.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются  также в том, что назначение и  освобождение от должности дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах осуществляется Президентом Российской Федерации после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат федерального Собрания.

Формой контроля является запрос депутата или группы депутатов  Совета Федерации, Государственной  Думы Правительству Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию перечисленных органов.

С принятием в последнее  время ряда федеральных законов  контрольные полномочия Федерального Собрания несколько расширились. Так, например, Закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 года «О Федеральной службе безопасности» 22 и Закон Российской федерации от 10 января 1996 года «О внешней разведке» 23 закрепили полномочия Федерального Собрания по осуществлению контроля за деятельностью органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации объем контрольных полномочий представительных органов власти значительно шире, хотя и здесь он неодинаков.

Контроль в  системе исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. 24

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:

а) общий

б) ведомственный;

в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства Российской Федерации, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), администрации субъектов Российской Федерации.

Контрольные полномочия администраций краев, областей и  других субъектов Российской Федерации  можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций. Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др.

В субъектах Российской Федерации ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

Судебный контроль за деятельностью органов и должностных  лиц исполнительной власти.

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности.

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей  деятельности они осуществляют и  другую функцию, в частности — функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Субъектами судебного  контроля являются Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» 25

 закрепил единую судебную систему, в которую, кроме ныне действующих судов, входят специализированные федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской федерации, мировые судьи. Специализированные федеральные суды рассматривают гражданские и административные дела, а мировые судьи кроме этого, и уголовные дела.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Несомненно, деятельность названных судов и мировых  судей послужит укреплению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе в сфере управления.

 

 

Заключение

Итак, подведем итог нашей  дипломной работы. Мы выяснили что, законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических  актов всеми субъектами права.

В соответствии с этим определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов.

 Она характеризуется   основными  признаками такими как: всеобщность, равная возможность всех граждан пользоваться защитой  закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом). единство законности, верховенство закона, неотвратимость реализации законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями, неразрывная связь законности и культурности.

Под основными средствами обеспечения  законности в юридической науке  принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.

Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений. Их разделяют на прокурорский надзор, законность, судебный контроль, совершенствование законодательства, конституционный контроль и президентский контроль.

Юридическое требование законности состоит в следующем:

  1. справедливое наказание за неисполнение норм права;
  2. законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка;

4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Обеспечение законности и дисциплины в органах государственного управления предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

а) недопущение нарушений  в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

б) своевременное и  оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

в) установление причин и  условий, им способствующих;

г) привлечение к соответствующей  ответственности виновных в нарушении  законности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины  органы государственного управления используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.

 

Список использованной литературы

Нормативные материалы

  1. Конституция Российской Федерации: основной закон // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589; 2003. №27. Ст.2629; 2004. №13. Ст. 1111  
  3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; 2001. №51. Ст. 4824; 2004. №24. Ст. 2334; 2005. №15. Ст. 1273
  4. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1; 2001. №51. Ст. 4825; 2003. №27. Ст. 2698; 2005. №15. Ст. 1274
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (с изм. и доп. от 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3012; 2004. №45. Ст.4377; 2005. №14. Ст. 1210
  6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945; 2004. №21. Ст. 2023
  7. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 (с изм. и доп. от 7 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст. 1395; 2004. №24. Ст. 2392
  8. Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729  // СЗ РФ. 2004. №24. Ст. 2395

 

Учебники и учебные пособия

  1. Басков, В. И. Курс прокурорского надзора: учебник для студентов юридических вузов / В. И. Басков. М., 1998.
  2. Казимирчук, В. П., Кудрявцев, В. Н. Современная социология права: учебник для вузов / В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев. М.: Юристъ, 1995.
  3. Витрук, Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Общая теория права: курс лекций / Н. В. Витрук. Н. Новгород, 1993.
  4. Лисюткин, А. Б. Теория государства и права: курс лекций / А. Б. Лисюткин. Саратов, 1995.
  5. Российский прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2002.
  6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА-Инфра-М, 2000.
  7. Теория государства и права: учебник / М. М. Рассолов, А. Б. Венгеров, В. Е. Чиркин и др.; М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.
  8. Теория государства и права: учебник для вузов / С. С. Алексеев,  С. И. Архипов, В. Н. Корельский и др.; 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА-Инфра-М, 2000.

Информация о работе Законность в государственном управлении