Законодательство о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 03:49, курсовая работа

Краткое описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала

Содержание

Введение 3
1) Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей 4
2) Права потребителей на получение объективной
информации о товаре (работе, услуге) и ответственность
другой стороны договора за их нарушение 9
3) Права потребителей на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность другой стороны договора за
нарушение этих прав 10
4) Права потребителей в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества 13
5) Претензии и иски потребителей 24
6) Выводы и предложения 31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

законадательсто о защите прав покупателей.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

2



Московский  Институт 

Предпринимательства  и  Права

юридический факультет

вечернее отделение

группа 302 «Ю»

Курсовая  работа

по  учебной  дисциплине:   Гражданское  право  РФ

на тему:  «Законодательство  о  защите

прав  потребителей»

 

 

Исполнитель:           Научный руководитель:

Заможных А. Л.          Завьялова Т. Н.

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2000

 

План:

 

лист

 

Введение           3

 

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите 

прав потребителей          4

 

2) Права потребителей  на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность 

другой стороны договора за их нарушение             9

 

3) Права потребителей  на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность  другой стороны договора за

нарушение этих прав                10

 

4) Права потребителей  в случае продажи им товаров 

ненадлежащего качества                13

 

5) Претензии и иски  потребителей             24

 

6) Выводы и предложения               31

 

Список использованной литературы             33

 

Введение

 

Защита прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства. 

До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7 февраля  1992 года Закона «О защите прав потребителей» потребители получили правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя  лучший опыт соответствующей международной и зарубежной  национальной  законодательной  практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона  РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей.

 

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите 

прав потребителей

 

Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства  торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

Основным нормативным  актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в  действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон)1.

Закон регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Закон не содержит каких либо общих  критериев разграничения компетенции  по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют  намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.

Под предпринимателями  понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.

Одним из важнейших  прав потребителя является право на получение  товаров, результатов работ и  услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям.

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

1. Закон в отличие  от ГК не первое место поставил  не договор, а обязательное требование стандартов.

Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров  для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».

В законе РФ «О поставках  продукции и товаров для государственных  нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия  договора. Два других критерия (обычные  требования, информация о товаре) также  должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

2. ГК отсылает обычно  предъявляемым требованиям в  тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).

Закон предал обычно предъявляемым  требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

3. Закон дополнительно  ввел новый критерий – информация о продукции – критерий качества.

Специфическим правом потребителя  в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров  ненадлежащего качества. Оно действует  лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.

Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные  товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут  включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.

Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том  торговом предприятии, где он был  приобретен.

Потребитель может осуществить  свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

 

Законодательство об экспертизах  некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении

 

В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота  некачественных пищевых продуктов  на потребительском рынке Правительство  РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о  проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении.

Этим постановлением определена компетенция государственных  органов по проведению экспертизы и  определению дальнейшей судьбы некачественной продукции:

    • органы санитарно – эпидемиологического надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
    • органы ветеринарного надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм;
    • органы надзора в области стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном порядке государственной сертификации;
    • органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки – в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;
    • органы контроля в торговле – в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.

В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной  признается продукция:

    • не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно – санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;
    • имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
    • не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;
    • свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
    • маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
    • с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.

В остальных случаях  обнаруженная некачественная пищевая  продукция подлежит экспертизе с  целью определения возможности  ее дальнейшего использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям  нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

На основании результатов  экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление  о запрещении ее использования по назначению.

Ответственность за передачу продукции для дальнейшего использования  или уничтожения возлагается  на владельца продукции.

Уничтожение проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно  с организацией, ответственной за ее уничтожение.

Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его  процессе подвергаются обеззараживанию.

Уничтожение оформляется  актом, один экземпляр которого в 3-дневный  срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.

Все расходы, связанные  с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.

 

Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей

16 января 1996 г. вступил  в силу Закон РФ  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации   «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об  административных  правонарушениях»2.

Изменения внесены практически  в каждую  статью  Закона. Многие из них носят редакционный характер и  не  нуждаются  в дополнительных комментариях. Однако  ряд  изменений  довольно существенно затрагивает  интересы  как  потребителей,  так  и  производителей (продавцов).

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей