Значения управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: понять что такое знания, в какие системы они включаются, выявить технологии управления знаниями, выявить принципы эффективного управления знаниями на предприятии и рассмотреть возможные перспективы, которые будут выявляться от этих признаков

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Сущность управления знаниями организации.............................5
1.1. Понятия управления знаниями.............................................................5
1.2. Технологии управления знаниями.......................................................9
1.3. Разработка систем управления знаниями..........................................13
Глава 2. Значения управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации....................................................................................17
2.1. Знание в условиях организации..........................................................17
2.2. Процесс управления знаниями на предприятии................................20
2.3.Эффективность управления знаниями...........................................25
2.4 Перспективы развития управления знаниями...............................27
Заключение............................................................................................31
Список литературы...............................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

знания.docx

— 85.93 Кб (Скачать файл)

Форма представления знаний должна делать возможным их поиск и освоение с целью последующего использования. Это означает, что знания, формализованные  в явном виде, будучи освоенными, могут стать частью опыта сотрудника и быть использованы им для решения  задач и принятия решений.

Вот только некоторые задачи, которые  невозможно решить без использования  решений в сфере информационных технологий для управления знаниями.

  1. Система управления знаниями сохраняет знания в контексте решения задач, выполнения проектов и отношений между людьми. Контекст отражает деловой процесс, который привел к желаемому результату. Контекст раскрывает и фоновую информацию, альтернативы, которые были испробованы, а также причины, по которым они не принесли желаемых результатов. Знания, которые могут быть использованы для совершенствования делового процесса, перенесены в новые продукты и услуги.
  2. Система управления знаниями направляет действия пользователей с целью размещения информации по определенным правилам, позволяющим в будущем успешно ее находить и использовать;
  3. Становится возможным использование хранящихся в системе связей «люди/содержание». Даже если вы не смогли обнаружить в системе знаний в полном объеме, которые идеально подходят для решения вашей новой задачи, вы можете использовать связь «человек/содержание» и найти, таким образом, человека, являющегося носителем необходимых вам знаний.
  4. Уменьшение зависимости знаний от владеющих ими людей. Вы можете прочувствовать это, вводя в курс дела новых сотрудников. Кроме того, сводятся к минимуму потри, связанные с уходом сотрудников в другие компании (потери знаний, важных для ведения бизнеса; потери связей с ключевыми клиентами/поставщиками)
  5. Заочные коммуникации не только уменьшат необходимость тратить время на личные встречи. Знания, полученные в процессе персональных заочных консультаций будут сохранены в системе вместе с контекстом и могут быть использованы затем всем сообществом или группой.
  6. Доступ в любое время, в любом месте не создает ограничений на продолжительность заочных коммуникаций и гарантирует, что вы сможете получить накопленные компанией знания в нужное время, а не только в момент персонального общения или мероприятий, обеспечивающих групповые коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Разработка систем  управления знаниями

На рисунке 1 приведена упрощенная схема основных циклов процессов  управления знаниями.

Рисунок 1. Основные циклы  процессов управления знаниями

Внедрению обычно предшествует процедура  формализации деятельности предприятия  методом онтологического анализа, которая сводится к описанию типовых  сущностей (для IT-системы – информационных объектов) и выявлению обоснованных взаимосвязей между ними.

Система управления знаниями автоматически  направляет действия пользователей  в соответствии с онтологией, которая  была получена на этапе формализации. Это выражается в том, например, что  при наполнении системы не создается бессмысленных структур, поскольку в онтологии описаны правила связывания объектов.

Двумя основными процессами, которые  находятся в постоянном цикле  и поддерживаются IT-системой, являются:

  • процесс накопления и использования знаний;
  • процесс постоянного совершенствования формальных описаний (онтологии).

Эти два процесса взаимосвязаны  между собой, поэтому в системе  предусмотрена возможность модификации  онтологического описания в процессе эксплуатации системы без необходимости  ее перепрограммирования.

Именно создание систем управления знаниями заставляет задаться вопросом, который остается камнем преткновения уже для второго поколения  разработчиков автоматизированных систем, – где и как добывать информацию (данные и знания)?

Корпоративная информация может храниться  в двух формах. Материальная, или явная, информация – это данные и знания, которые можно найти в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т.д. Персональная, или скрытая, информация – это персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем прямого контакта – «с глазу на глаз», при помощи специальных процедур извлечения знаний. Именно скрытое знание – это практическое знание, которое является ключевым для принятия решений и управления. В действительности эти два типа информации, как две стороны одной медали, одинаково важны в структуре системы управления знаниями.

При разработке систем управления знаниями можно выделить следующие этапы.

  1. Накопление. Стихийное и бессистемное накопление информации в организации.
  2. Извлечение. Процесс переноса компетентности специалистов на аналитика. Это один из наиболее сложных и трудоемких этапов, от его успешности зависит дальнейшая жизнеспособность системы.
  3. Структурирование и формализация. На этом этапе должны быть выделены основные понятия, выработана структура представления информации. Она должна быть максимально наглядной и такой, чтобы ее было легко изменять и дополнять. Именно на этом этапе создаются описания и модели бизнес процессов и структуры потоков информации.
  4. Проектирование системы. Предметная постановка задачи, разработка архитектуры и спецификаций для программирования.
  5. Программная реализация. Разработка собственно программного комплекса системы.
  6. Обслуживание. Под ним понимается корректировка формализованных данных и знаний (добавление, обновление); «чистка» – удаление устаревшей информации; фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.

Это не единственно возможное описание процесса разработки, но оно позволяет  понять, что происходит при создании реальных систем управления знаниями. В литературе достаточно подробно описаны  лишь этапы проектирования и реализации, при том, что основную сложность представляют этапы извлечения и структурирования. Мало кто из разработчиков знает, что существует наука под названием «инженерия знаний» (knowledge engineering), возникшая в русле разработки интеллектуальных систем, или систем, основанных на знаниях, примерно 15-20 лет назад.

Поскольку основная проблема инженерии  знаний – это процесс извлечения знаний, разработчикам систем KM и  в первую очередь аналитику необходимо четко понимать природу и особенности  этих процессов. Можно выделить три  основных аспекта процесса извлечения знаний:

  • психологический;
  • лингвистический;
  • гносеологический.

Следует отметить, что даже если речь идет о разработке традиционной информационной системы, а не системы KM, проблемы инженерии  знаний не теряют своей актуальности.

Из трех аспектов извлечения знаний наиболее важен психологический, поскольку  он определяет успешность и эффективность  взаимодействия (общения) аналитика  с основным источником знаний –  специалистами предприятия.

Глава 2. Значение управления знаниями в повышении эффективности  деятельности организации

2.1. Знание в условиях  организации

Итак, сегодня управление знаниями и способность организации к  обучению становятся ключевой компетенцией фирменного менеджмента. Среди менеджеров сферы управления человеческими  ресурсами, особенно занимающимися  развитием персонала, с 80-х годов  большой популярностью пользуется концепция «обучающейся организации». Разработанные на ее базе модели и  методы имеют высокую эвристическую  ценность, помогают менеджерам более  глубоко и плодотворно организовывать учебные процессы на предприятиях.

Однако анализ обширной литературы по проблематике «обучающейся организации», а также практика разработок и  внедрения конкретных проектов на базе соответствующей концепции выявляют специфическую ограниченность данного  метода. Хотя концепция организационного обучения и остается в центре внимания сферы управления человеческими  ресурсами и производственной педагогики, она пока не стала парадигмой управления и управленческой науки. Из-за этого  потенциал организационного обучения все еще полностью не используется, несмотря на большое эвристическое  содержание самого метода.

В этой связи особый интерес представляет тот факт, что на первый план управленческих исследований стала выдвигаться  новая концепция. Ее основу составляют три компонента – обучение, труд и организационный процесс, т.е. производные от знания.

Важное значение для парадигмы «знание» в условиях широкого многообразия управленческих задач и форм их решения имеют новые подходы к определению и содержанию понятия «производство знаний». Здесь выделяются два подхода. Первый реализуется в духе ньютоновских традиций и включает в себя комплекс идей, методов, ценностей и норм в рамках одной или нескольких научных дисциплин. Это в основном познавательный подход, имеющий отношение к науке вообще.

Другой подход, наоборот, применим в широком социальном и экономическом  контексте, выходящем за пределы  одной дисциплины. Для него характерны прикладное применение знаний, междисциплинарность, разнородность и организационное многообразие, связь с культурной и социальной сферами производства и использования знаний, понимание важности обеспечения качества с учетом социальных критериев.

Задачи управления производством  знаний носят двоякий, но взаимосвязанный  характер. С одной стороны, для менеджмента важен внутренний аспект, т.е. внутрифирменные зависимости субсистем в рамках системы «организация» по всему циклу «затраты – производство – выпуск». С другой, он должен учитывать и внешний фактор в форме трансакций системы «организация» с ее внешней средой и соответствующих обратных связей.

В рамках анализа различий между  финансовым и интеллектуальным капиталом  некоторые исследователи указывают  на ряд важных элементов теории познания организации. В частности, они описывают  пять основополагающих признаков знания об организации и в организации.

  1. Знание – это способность организации на основе внутренних и внешних наблюдений постоянно распознавать явления во всех областях своей деятельности. Это должно отражаться на ее оценках, впечатлениях, предпочтениях и вытекающих отсюда условиях.
  2. Знание – это состояние постоянной бдительности организации, внимательного и чуткого отношения к самым «незначительным» признакам перемен, сигналам «раннего предупреждения». Знание означает также осторожное отношение к чересчур поспешным оценкам, в противном случае оно излишне и теряется смысл его приобретения. Метафорически этот аспект знания все чаще уподобляют культивации опытным садовником ландшафта в соответствии с рельефом окружающей местности. Подобное сравнение указывает на то, что знание и этика должны шагать нога в ногу.
  3. Знание является творцом языка. Новые опыт и идеи часто не могут быть с достаточной точностью выражены и коммуницированы с помощью общепринятых символов и понятий. В таком случае организация должна найти свой собственный язык и формы выражения специфического для нее знания. Если такой способ коммуникации найден, то это значит, что организация следует правилу: выработка общепонятного языка важнее, чем поиски ответа на вопрос, какая из сторон права. Общий язык – результат трудного, длительного процесса. Он не может возникнуть случайно или по указанию сверху.
  4. Знание означает также способность организации упреждать события, «формировать» будущее. Динамика знания должна быть направлена на развитие способности организации к видению будущего, а не на консервацию существующего, не на то, что уже известно.
  5. С позиции знания компетенция как точка пересечения задачи или ситуации со способностями человека является не стабильным преимуществом, а динамичным событием, т.е. продуктом взаимодействия вызова, ответственности, творчества и самого процесса решения проблемы. В этом смысле компетенция не может быть создана только путем обучения. Она формируется и оказывается плодотворной лишь в благоприятных условиях. Создание таких условий и является важной задачей управления знаниями.

2.2. Процесс управления  знаниями на предприятии

Предлагаемая здесь модель процесса управления знаниями исходит из того, что анализ и представление о  реальности, а, следовательно, и создание новой реальности на предприятии  возможны лишь на базе трех основных процессов – труда, обучения и организации. Линейность (слева направо и сверху вниз) нашего письменного способа коммуникации (текстов) предполагает (прежде всего, в графической форме) и линейный характер протекания процесса и построения иерархических отношений. Модель может быть правильно понята лишь тогда, когда процессы представляются как одновременные, замкнутые и синхронно реализуемые (см. рис. 2).

Рисунок 2. Модель процесса управления знаниями

В качестве метапроцессов на схеме показаны коммуникация и рефлексия. Коммуникация как поток и обмен информацией всех видов и во всех направлениях предопределяет качество контактов и связей по всей организации, которые не только возникают благодаря ей, но и влияют на нее. Обратная связь – важнейшая составная часть коммуникации. Для высокоразвитых коммуникационных процессов характерно множество типов обратной связи. В практике менеджмента наблюдаются разнообразные трудности в сфере коммуникации. Монологовые режимы вместо диалоговых, проблемы приемлемости информации и ее достоверности – лишь немногие из симптомов наличия коммуникационных барьеров в обучении и применении знаний.

Рефлексия в отличие от изучения является метапроцессом сложного обучения. В кантианском смысле рефлексия – это состояние беспокойства, которое возникает под влиянием постановки под вопрос «абсолютных» истин, умозрительных моделей, конструкционных принципов окружающей действительности, знаний, ценностей, прямых и косвенных следствий и т.п. Коммуникация и рефлексия – это, по сути, метапроцессы, которые в принципе не имеют конца и не могут быть завершены.

Субпроцессы этой модели могут, с одной стороны, протекать плавно и последовательно, с другой – иметь рекурсивный, круговой характер. В то же время они легко комбинируются, давая каждый раз разные результаты.

Субпроцессы реализуются на трех уровнях. В «обучающихся организациях» относительно часто они идут на индивидуальном и групповом уровнях. Ключевой задачей управления знаниями является организация третьего, институционального уровня, т.е. структур и политики по отношению к внутрифирменным и внешним процессам производства, распределения и использования знаний (научные исследования и разработки, профессионализация, управление человеческими ресурсами и т.п.). На этих трех уровнях осуществляется ряд частных процессов.

Информация о работе Значения управления знаниями в повышении эффективности деятельности организации