Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:24, курсовая работа
В современном обществе информацию рассматривают как один из основных ресурсов его развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения эффективности работы людей.
Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения.
Введение 3
I. Понятия и принципы информатизации муниципального управления 4
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа. 4
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении. 7
1.3. Понятие муниципальной информационной системы. 9
II. Описание реального состояния информатизации на примере муниципальной службы 10
2.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае. 10
2.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении. 13
Заключение 18
Список литературы 21
Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.3
В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:
· местные (в пределах города, городского района);
· региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
· государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).
При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.
Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.4
Выделяют следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:
1. Обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.
Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации. В состав этих систем входят программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту соответствующей информации.
2. Информационное взаимодействие субъектов муниципального управления.
3. Информационно-аналитическая поддержка управленческих решений.
Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой.
Итак, информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем.
В рамках реализации Программ и Концепций в Перми и Пермском Крае проделана определенная работа. Так, работы по созданию элементов электронной системы муниципального управления в администрации города Перми осуществляются с 1995 года. За прошедшие годы были созданы базовые информационные ресурсы:
• «Справочно-правовая система города Перми», WEB-серверы администрации города Перми, районов города Перми.
• «Система ведения электронного дежурного плана г.Перми» (электронные карты разных масштабов, схемы и планы города, предназначенные для решения различных задач), магистральные участки общегородской корпоративной сети, и информационные системы:
• введена система автоматизированного документооборота «Бионт-САД» в аппарате Главы города, в структурных подразделениях администраций города и районов, «Население города», «Муниципальная жилая очередь», «Получатели социального пособия»,
• «Реестр ветхого жилья»,
• «Реестр предприятий» (предприятия, учреждения, организации), «Недвижимость» (земля, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения),
• «Инженерные коммуникации» (тепловые, электрические, транспортные и другие сети).
Перспективное и текущее планирование информатизации служб администрации города, координацию работ по развитию городской ИТ инфраструктуры осуществляет Управление информатизации администрации города, подчиняющийся курирующему заместителю Главы города.
К настоящему времени разработаны и реализованы ряд крупных проектов по формированию и развитию информационного пространства Пермского края:
· создана информационно-
· построены локальные вычислительные сети;
· в целом решены проблемы обеспечения потребностей органов власти в современной вычислительной технике, ее подключению к сети Интернет, каналам электронной почты и т.п.;
· разрабатываются географические информационные системы;
· формируются цифровые адресные реестры населенных пунктов. В органах государственной власти края, Администрации губернатора края, Аппарате Правительства края внедрена интегрированная система электронного документооборота, архива и управления потоками работ, начата работа по внедрению интегрированной системы управления, предполагающей построение системы консолидированной управленческой и финансовой отчетности для анализа бюджетных расходов и обеспечения бюджетного планирования, обеспечение информационной поддержкой процесса управления государственным имуществом, движением денежных средств по публичным обязательствам.
Растет численность сотрудников органов местного самоуправления, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям.
Помимо этого, региональная власть, в рамках программы информатизации, активно реализует мероприятия в целях создания в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (электронного правительства региона).
Для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы, в рамках функциональной подсистемы электронного правительства создаются:
- в сфере образования – подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса;
- в сфере здравоохранения и медицины – подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о применении лекарственных средств и их наличии в аптечных учреждениях;
- в сфере культуры – подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения;
- в сфере социального обслуживания населения – подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
- в сфере транспорта – подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения;
- в сфере потребительского рынка и услуг – информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли;
- в сфере физической культуры и спорта – подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства – подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда (учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности), оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей.
В рамках региональной информационно-технологической инфраструктуры создаются региональные и муниципальные уровни:
- государственного регистра населения, обеспечивающего информационный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них;
- государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;
- государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;
- единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;
- регистра лиц, имеющих право на получение
социальной поддержки;
государственного кадастра природных
ресурсов;
- государственного реестра юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей;
системы государственной статистики;
- информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических действий;
- основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др.
При помощи информационно-аналитической подсистемы обеспечивается сбор, обработка и анализ информации в электронном виде, необходимой для поддержки принятия решений на всех уровнях управления регионом; информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.
Отметим и то, что информационные системы, создающиеся в их рамках проектов по информатизации, сориентированы на возможность интеграции с другими, уже существующими системами. Характерный пример здесь – уже эксплуатирующаяся Единая Автоматизированная Информационная Система (ЕАИС) «Социальный регистр населения». Ее назначение состоит в учете контингента лиц, имеющих право на меры социальной помощи и поддержки, хранении информации о лицах, имеющих право на меры социальной помощи и об их праве на льготы, хранении сведений о фактах предоставления льгот, обеспечении механизма расчета размера пособий и ежемесячных денежных выплат и др.
2.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
В Пермском крае остается актуальным решение ряда серьезных проблем, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе управления на уровне краевых и муниципальных органов власти.
В краевой программе «Электронное Прикамье 2008- 2010 г.» подробно описаны проблемы, возникающие в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Проанализировав положение дел в администрации Дзержинского района г. Перми и соотнесли их с общими проблемами, свойственными большинству муниципалитетов.
Одна из проблем, которую призваны решать ИКТ, это предоставление государственных услуг и сокращение времени ожидания.
По мнению разработчиков Краевой программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» для обеспечения адресного взаимодействия населения с органами исполнительной власти последние должны обеспечить:
· предоставление гражданам необходимой информации о деятельности органов исполнительной власти и их подразделений: местонахождение, списки лиц, работающих с населением, сферу деятельности, полномочия, телефоны, возможности консультаций через Интернет или лично, время работы и т.п.;
· предоставление гражданам всей информации о социальных категориях, льготах, субсидиях и порядке их получения, правилах и способах подачи заявлений в государственные органы, в том числе в электронном виде;
· получение персональных сведений на основе социального паспорта из внешних баз данных, в том числе по предоставляемым ему льготам и выплатам, его пенсионным счетам, земельно-имущественным отношениям и т.п.;
· реализацию принципов «единого окна» при получении гражданами информации и причитающихся денежных пособиях, оформлении документов, оплате оказанных услуг;
· формирование отзывов граждан на деятельность представителей органов власти и оценку доступности и качества предоставленных услуг.
В рассматриваемой нами администрации ни одна из этих услуг в электронном виде не предоставляется. Получить информацию даже о режиме работы, приемных днях и т.д. в лучшем случае можно по телефону, а вот получить информацию, например, о необходимых документах проблематично даже посредством телефонной связи. Очень рано говорить о реализации принципов «единого окна», так как реально, чтобы воспользоваться государственной услугой, получить какой-либо документ в органах муниципальной власти нужно пройти по следующему пути: в первый раз нужно прийти, чтобы все узнать (время приема, необходимые документы, образцы заполнения ит.д.), затем пройти по различным организациям и ведомствам, чтобы все собрать (справки, выписки и т.д.), затем прийти во второй раз, чтобы убедиться, что вы сделали все правильно и сдать документы, либо, (что бывает чаще), выяснить, что в первый раз Вам что-то не объяснили или что Вы что-то неправильно поняли, затем повторить «круг» и, наконец, прийти еще раз, чтобы получить то, ради чего, собственно, все и затевалось. В этой цепочке ИКТ могли бы решить проблему информирования населения о том, когда, куда, к кому и с какими документами обращаться, и создатели программы «Электронное Прикамье» и говорят о необходимости создания интернет-портала, где все желающие смогут получить такую информацию. Однако встает вопрос о том, что часто заполнение документов и сбор необходимых справок имеет некоторые нюансы, особенности, отличные от общей схемы, выяснить которые можно только при личном контакте. На наш взгляд, помимо интернет-портала, которым пока не могут воспользоваться все желающие, возможно создание call-центров, куда может позвонить каждый и получить максимум информации по вопросам работы администрации.
Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении