Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:01, контрольная работа
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….2
1.КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР:
1.1 КОНКУРЕНЦИЯ……………………………………………………………2
1.2 МОНОПОЛИЯ ……………………………………………...……………...4
1.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………….…..6
1.4 ОЛИГОПОЛИЯ…………………………………………………………….10
1.5 МОНОПСОНИЯ……………………………………………………………12
1.6 ОЛИГОПСОНИЯ…………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР:
1.1 КОНКУРЕНЦИЯ…………………………………………………
1.2 МОНОПОЛИЯ ……………………………………………...……………...4
1.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………….…..6
1.4 ОЛИГОПОЛИЯ……………………………………………………
1.5 МОНОПСОНИЯ……………………………………………………
1.6 ОЛИГОПСОНИЯ…………………………………………………
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….15
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
1.1 КОНКУРЕНЦИЯ
КОНКУРЕНЦИЯ — определяющий признак рынка, который обобщенно так и называется — конкурентный рынок (хотя, в принципе, рынки могут быть и неконкурентными). Это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям (прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям, т. е. в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели. На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает товар по цене более низкой, чем конкуренты (ценовая К.), товар более высокого качества (К. качества), создает разного рода преимущества и привилегии для покупателей, чтобы побудить их приобретать товар, эффективнее использует рекламу (маркетинговая К.). Применяются разные методы изучения рынка и приспособления к нему. В результате К. продавцов уровень цен на рынке снижается. Напротив, в результате К. покупателей (если количество товаров не покрывает спрос по предлагаемой на рынке цене), уровень цен (при отсутствии регулирующих мер и прочих равных условиях) получает тенденцию к росту.
Различают:
конкуренцию совершенную или не
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Основные черты:
1. Большое число
независимо действующих
2. Стандартизированный товар;
3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;
4. Свободный вход и выход из отрасли;
5. Отсутствие не ценовой конкуренции.
Рынок, где множество фирм продают товар и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.
S = цена
D = кривая рыночного спроса на товар
Q = количество продукции
P = цена
D = отраслевой спрос
TR = общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции
Q = количество продукции
P = цена
MR=D
Рынок
Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять, каким вероятным образом воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствие конкурирующих продавцов на рынке. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирующей прибыль.
Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.
1.2 МОНОПОЛИЯ
Черты чистой монополии:
1.Единственный продавец;
2.Тип товара уникален – нет близких заменителей;
3. Контроль над ценой;
4. Вступление в отрасль заблокировано.
Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара.
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс доставок, телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.
Это довольно необычно, но чистая
монополия чаще характерна для местных
рынков, чем для общенациональных.
Например, если вы посещаете колледж
в маленьком городе, то там может
оказаться только один продавец учебников
для колледжа. У книжного магазина
была бы местная монополия на продажу
различных учебников. Таким же образом
в маленьких городках может быть
единственный терапевт или единственный
зубной врач, у которых тогда монополия
на медицинские и зубоврачебные
услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь
с местными монополиями на услуги
ежедневно, потому что в большинстве
населенных пунктов существует одна
телефонная компания, обеспечивающая
местную связь. Сходным образом
местные монополии
Естественная монополия – это отрасль, где товар может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм.
Простая монополия – это монополия, продающая всем свой товар по одной цене.
Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию.
Барьеры для входа в отрасль:
1. Действие эффекта масштаба производства;
2. Финансовые барьеры;
3. Контроль над ресурсами;
4. Наличие лицензии или патента;
5. Прямое вмешательство государства;
6. Нечестная конкуренция.
1.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Черты монополистической конкуренции:
1) Относительно большое число фирм;
2) Товар, которым они торгуют дифференцирован:
a) Дифференцирование по качеству продукта;
b) Дифференцирование по сервису;
c) Размещение фирмы продавца.
3) Основной упор на не ценовую конкуренцию;
4) Лёгкое вступление в отрасль.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:
1. Товар каждой фирмы,
торгующей на рынке, является
несовершенным заменителем
2. На рынке существует
относительно большое число
3. Продавцы на рынке
не считаются с реакцией своих
соперников, когда выбирают, какую
установить цену на свои
4. На рынке есть условия
для свободного входа и выхода.
При монополистической
Реклама
На олигополистических рынках
отдельные фирмы учитывают
Доводы за рекламу:
1. Предоставляет информацию для покупателей;
2. Поддерживает национальную систему связей и СМИ;
3. Стимулирует изменение продукта;
4. Поддерживает конкуренцию;
5. Способствует расширению производства;
6. Стимулирует
высокий уровень
Доводы против рекламы:
1. Вводит в заблуждение;
2. Отвлекает ресурсы;
3. Увеличивает издержки фирмы;
4. Большая часть рекламы нейтрализуется;
5. Способствует росту монополий.
Есть некоторые доказательства
того, что реклама на олигополистических
рынках осуществляется в объемах
выше тех, которые были бы оправданы
максимизацией прибыли. Отрасль
по производству сигарет предоставляет
хорошую возможность для