Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

Актуальность такой темы, несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, существование любой организации невозможно без постоянного, ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности управленческой системы.
Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение требований к управленческим решениям и условий их выполнения.

Содержание

Введение
1 . Понятие и классификация управленческих решений.
1.1.Сущность понятия «управленческие решения».
1.2.Признаки управленческих решений.
1.3.Классификация управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по управленческим решениям.docx

— 28.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение

1 . Понятие и классификация управленческих решений.

     1.1.Сущность  понятия «управленческие решения».

     1.2.Признаки управленческих решений.

     1.3.Классификация  управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Принятие решений  является важной частью любой  управленческой деятельности. Эффективность  управления во многом обусловлена  качеством таких решений. От  них зависит, как спланировать  работу, делегировать полномочия, организовать  выполнение заданий и мотивировать  членов коллектива, предусмотрев  при этом и контроль над  выполнением решения. В решениях  фиксируется вся совокупность  отношений, возникающих в процессе  трудовой деятельности и управления  организацией.

     Деятельность любой организации может быть представлена, как непрерывный цикл по разработке, принятию и реализации решений. Разработка, принятие и реализация управленческих решений, основаны на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.

     Актуальность такой темы,   несомненно, велика.  Она имеет большое значение так как, существование любой организации невозможно без постоянного, ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности управленческой системы.

     Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение требований к управленческим решениям и условий их выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Понятие и классификация управленческих решений.

1.1.Сущность понятия «управленческие  решения».

     Развитие любой организации основано на разработке и реализации различного рода решений. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.

     Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

     Понятие «решение» трактуется трояко:

•   как процесс;

•   как акт выбора;

•   как результат выбора.

     Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовка, принятие и реализация). Второй этап - принятие решения - можно рассматривать как акт выбора, который осуществляется индивидом или группой лиц (ЛПР) по определенным правилам. Решение как результат выбора есть предписание к действию (план работы, варианты проекта и т. д.).

     Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы. Необходимость  принятия  решений возникает  на  всех  этапах  процесса  управления, связана  со  всеми  участками  и  аспектами управленческой  деятельности и является  её  главной составляющей.

     Субъекты решения - лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный экономист и др.). Исполнители решений - объекты решения.

     Наибольшая ответственность при разработке управленческого решения ложится на лицо, принимающее решение(ЛПР). В ряде случаев это может быть не один человек а целый коллектив или какой-либо коллегиальный орган (Государственная Дума, собрание акционеров, совет директоров, т.е. коллективные субъекты организационной деятельности).

     В конечном  итоге принимаемое решение- это  результат анализа, прогнозирования,  оптимизации, экономического обоснования  и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели, стоящей перед организацией.

     Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

 

1.2.Признаки управленческих  решений.

     Управленческие  решения имеют следующие особенности(признаки):

  • Цели.

Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает  решение исходя не из своих собственных  потребностей, а в целях решения  проблем конкретной организации.

  • Последствия.

Частный выбор индивида сказывается  на его собственной жизни и  может повлиять на немногих близких  ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации  в целом и её работников, и его  решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация  велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

  • Разделение труда.

 Если в частной жизни  человек, принимая решение, как  правило, сам его и выполняет,  то в организации существует  определённое разделение труда:  одни работники (менеджеры) заняты  решением возникающих проблем  и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже  принятых решений.

  • Профессионализм.

В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает  решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более  сложный, ответственный и формализованный  процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник  организации, а только обладающий определёнными  профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

     Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

     Управленческое решение(УР) – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

 

1.3.Классификация управленческих  решений.

     В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Опираясь на работы ряда авторов по дисциплине «Управленческие решения»[1,2],приведем обобщенную классификацию наиболее часто встречающихся управленческих решений(табл.1).

Таблица 1. Классификация  управленческих решений.

Классификационные признаки УР

Характерные особенности  УР

1

2

Функциональная направленность

Планирующие, организующие,

активизирующие, информирующие,

координирующие, контролирующие УР

Побудительные

 причины

Предписанные, программные, инициативные, ситуационные

Организационная направленность

Индивидуальные, коллегиальные, групповые, общественные, корпоративные  УР

Направление воздействия

Внутренние, внешние УР

Глубина воздействия

Одноуровневые, многоуровневые УР

Объект 

воздействия

Один исполнитель, группа исполнителей, машина, механизм

Ресурсы

Ограниченные, недостаточные, заемные средства, без ограничения  ресурсов

Число критериев

Одно-, двух-, многокритериальные УР

Повторяемость

выполнения

Регулярные, типовые, разнотипные, сезонные, периодические, одноразовые, перспективные УР

Масштабы

 воздействия

Частные, локальные, общие, глобальные, фундаментальные 

Способ 

действия

Стратегические, тактические, оперативные, операционные

Элемент

новизны

Традиционные, аналогичные, инновационные, поисковые УР

Качественные характеристики

Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные,скоропалительные, необдуманные, осторожные, взвешенные

Методы обработки информации

Алгоритмические, машинные с использованием новых информационных технологий

Способ фиксации

Устные, письменные, на бумажных и магнитных носителях

Прогнозирование

С определенным результатом, с вероятностным исходом

Степень определенности

Однозначность, неизвестность, случайность, расплывчатость

Формализация

Нормативные, формальные, неформальные УР


 

     Рассмотрим некоторые из них поподробнее:

  • Повторяемость выполнения.

     В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

  • Способ действия.

     Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

 

  • Масштабы воздействия.

     Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

  • Прогнозирование.

     Большинство управленческих решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

  • Формализация.

     Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

     Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.

  • Число критериев

     Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так  как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

  • Организационная направленность

     Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в  виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных.. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность  за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

  • Способ фиксации

      По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные  (т.е. оформленные в виде какого либо документа  - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.  

  • Степень определенности

     В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений.

     Это далеко  не исчерпывающая классификация.  Она лишь частично отражает  системное многообразие управленческих  решений и подчеркивает сложность  процесса разработки и принятия  оптимального решения.

     Классификация УР необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Информация о работе Классификация управленческих решений