Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:56, курсовая работа
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ЧАСТЬ 1. Теория научного управления ……………………………………….7
ЧАСТЬ 2. Административная теория организации и управления ……….....12
ЧАСТЬ 3. Бюрократическая теория организации ………………………...….16
ЧАСТЬ 4. Классическая теория организации на примере Муниципального образовательного учреждения Лицея №1 города Волжского ………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..35
В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими последствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за решения лишь теоретически.
Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи пытались модифицировать концепцию Вебера.
Организационная модель бюрократии Мертона15. Мертон уделял большое внимание негативным последствиям организационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других условиях. Данная модель основывается на предположении, согласно которому существует у высшего уровня управления стремление контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что, в свою очередь, ведет:
• к доминированию функциональных отношений между работниками вместо человеческих;
• к регламентированию поведения работников правилами и процедурами;
• к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив.
Все это ведет к следующим последствиям :
• затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации;
• потребности в защите себя или функционального поведения;
• потребности опираться на правила и процедуры для защиты.
Организационная модель бюрократии Гоулднера16. Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:
1. Желание контролировать
поведение организации
2. Общие правила и
инструкции прекращают наличие
личностных позиций, тем самым
затрудняются различия между
центрами силы. Это способствует
наглядному проявлению
3. Группы в организации
воспринимают власть и влияние
управляющих исходя из
4. Роли членов организации,
основанные на наличии общих
правил и процедур, становятся
рамкой удовлетворенного
5. В таком случае
высший менеджмент осознает, что
деятельность организации
6. Ужесточение функции
контроля увеличивает
Исследование Лайкерта17, одного из представителей поведенческого направления, привело его к утверждению, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они стремятся к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер окружающих условий. Он предложил модифицированную теорию организации, или теорию «Система 4», которая основывается на следующих положениях18:
1. Уделять внимание
на все организационные
2. Мотивационный процесс
охватывает широкий круг
3. Осуществление координации
и гармонии деятельности
4. Постоянное измерение достигнутых материальных и человеческих результатов.
Гоулднер предложил две модели организации, адекватно, но вместе с тем односторонне списывающих ее двойственную природу:
• естественную — акцепт делается на стихийных, незапланированных процессах;
• рационально-инструментальную — внимание сосредоточивается на спланированных и спроектированных процессах.
В той или иной части
обе модели присутствуют практически
во всех современных моделях
Гоулднер выдвинул тезис о том, что организация
продолжает стремиться к существованию
даже после достижения поставленных целей
и к асимметричной взаимной зависимости
ее частей19. Он отмечал в качестве позитивной черты
бюрократической модели организации то,
что бюрократические правила существенно
снижают напряженность в рабочих группах
и повышают способность системы к обеспечению
равновесия и интеграции, но в то же время
в логике ее функционирования (возрастания
самоценности формальных правил и норм)
видел основной источник возникновения
напряженности и конфликта. Поэтому большое
внимание уделял позиционному конфликту
и его проявлениям, в частности в центростремительных
и центробежных тенденциях.
В настоящее время слово «бюрократия» используется в нарицательном значении. Это совсем не входило в намерения Вебера, писавшего о бюрократии в 40-х годах прошлого столетия; он использовал это слово в его точном значении — «правление государственных служащих».
Тем не менее, бюрократические организации руководствуются в своей деятельности скорее рациональностью, чем харизмой или традициями.
Типичными чертами бюрократии являются:
• четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности, а также промежуточные позиции определены и осознаются;
• система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы обеспечивать постоянные нормы поведения и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование организации в своих собственных целях;
• разделение труда основывается
на специализации и
• отбор, назначение на должность и повышение по службу основываются на заслугах и достижениях, а не па традиции и капризе;
• беспристрастность в социальных отношениях. Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми. И каждая должность или пост реагирует на поведение других должностей, а не на человека, занимающего эту должность.
Бюрократические организации иногда критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций20:
• их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;
• их озабоченность своей ролью и обычаями;
• чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.
Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:
• обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;
• методика проведения работы и правила священны;
• иерархия и статус четко определены;
• отношения устанавливаются правилами и инструкциями.
Это дает определенное чувство справедливости, но и создает чувство обезличенное, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются в расчет. Таким образом, в такой организации:
• стабильность ценится, а изменения и непредвиденные события вызывают вялую реакцию;
• управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.
Следует заметить, что
бюрократическая организация
Ограничительным моментом
классических теорий организации считается
представление о человеке как
винтике в механистическом
Часть 4. Классическая теория организации на примере Муниципального образовательного учреждения Лицея №1 города Волжского.
В данной курсовой работе классическая теория организации будет рассмотрена на примере Муниципального образовательного учреждения Лицея №1 города Волжского.
Основными целями школы
являются формирование общей культуры
личности обучающихся на основе освоения
образовательных программ федеральных
государственных
Лицей является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки со своим наименованием, лицевой счет в органах казначейства, самостоятельный баланс, смету, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.
Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающего в самообразовании и получении дополнительных образовательных услуг.
Главной задачей Лицея является создание условий для воспитания становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Для реализации основных задач Лицей: