Коммуникационные процессы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – организация, как социальное образование.
Цель данной работы - рассмотреть особенности коммуникативных процессов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики
Изучить теоретические аспекты коммуникационных процессов в организации.
Проанализировать роль коммуникаций в работе организации

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов……………4
1.1 Коммуникации – понятие, виды, их характеристика…………………….4
1.2 Коммуникации в управлении………………………………………………6
Глава 2. Коммуникационные процессы и сети………………………………11
2.1 Процесс коммуникации……………………………………………………..11
2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы….13
2.3 Коммуникационные сети и их разновидности……………………………16
Глава 3. Анализ коммуникационных процессов на ООО «GLOBAL TRAVEL»………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 231.65 Кб (Скачать файл)

Например, на основе предварительной договоренности субъект Д может направлять информацию для А через Б и Г, минуя В, что должен делать в соответствии с формальными предписаниями. Через некоторое время будет нетрудно доказать принципиальную ненужность В и возможность исключения его из управленческой структуры.

В целом открытые коммуникационные структуры присущи  бюрократическим структурам, где  имеет место жесткое подчинение одних звеньев другим и преобладают формальные связи. Однако в рамках таких предприятий могут существовать и гибкие структуры — консультационные и совещательные (комитеты, комиссии, специальные творческие группы), которые основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях и принципах самоуправления. Коммуникации здесь осуществляются посредством замкнутых сетей, в которых посредники[2].

Основой замкнутых  сетей является сеть типа "круг" (рис. 2.7)

Рис.2.7. Сеть типа «Круг»

 

В крупных  предприятиях он может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми. "Круг" характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом. Он помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.

В крупных  предприятиях творческие группы могут  быть связаны друг с другом, и  тогда коммуникационная структура принимает вид "сот" (рис. 2.8). Это — сеть комбинированная, представляет собой единство открытой "змеи" и замкнутого "колеса" или "круга". Процесс коммуникаций имеет уже здесь свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "змеи" с использованием принципа "соединительного звена"[9].

 

Рис.2.8. Сеть типа «Соты»

 

 

Глава3. Анализ коммуникационных процессов на ООО «GLOBAL TRAVEL»

Сеть турагентств “GLOBAL TRAVEL”  работает на туристическом рынке  с 1992 года. Турагентство “GLOBAL TRAVEL PSKOV”  работает во Пскове с 2008 года. В настоящее время в Псковской области офисы работают: в Пскове, в Великих Луках, в Себеже. Уставной деятельностью является предоставление всего спектра туристических услуг, а также экскурсионных поездок по столице России – Москве. В штате фирмы работает 6 ведущих менеджеров, в подчинении которых находится от 2 до 4 младших менеджеров и помощников. Эти сотрудники образуют 6 отделов 000 «GLOBAL TRAVEL». Возглавляет фирму Генеральный директор, в подчинении у которого более 25 человек. Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих старших менеджеров, так и тех менеджеров, которые находятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания младших менеджеров обсуждаются с их начальниками – ведущими (старшими) менеджерами.

Руководитель, рассмотрев, доклады  менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью  секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается  и передает информацию, поступившую  к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер  фирмы для получения информации о произведённых расходах или  предстоящих расходах, доходах и  т.п.[3]. Таким образом, налажены вертикальные нисходящие коммуникации.

Горизонтальные коммуникации в 000 «GLOBAL TRAVEL» в основном протекают неформальным образом, непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация проходит через руководителя фирмы, образуя следующую схему(рис. 3.1.):

Рис.3.1. Горизонтальные коммуникации

 

Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях  всего трудового коллектива 000 «GLOBAL TRAVEL», где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы как фирмы так и сотрудников[13].

Неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений, встречи «Нового года», «Восьмого марта», коллективных поздравлениях с новорожденным ребенком. Ежегодно в организации отмечается «день рождения ОOO «GLOBAL TRAVEL» - дата регистрации. На данные мероприятия принято собираться всем коллективом. Также на фирме организуются совместные поездки в экскурсионные туры по России, где половина стоимости путёвки оплачивается фирмой.

Такой системой коммуникаций руководитель оградил себя от излишних сплетней и пересудов, организовал эффективную  передачу формальной (деловой) информации между отделами, сократил, насколько это возможно, утечку информации. В тоже время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей; это достигается на коллективных праздниках.

Достоинства, недостатки и пути их решения в  организации

ООО «GLOBAL TRAVEL» имеет следующие достоинства:

  • полная ответственность сотрудников за проделанную работу
  • четкость и оперативность в работе персонала
  • начальство прислушивается к просьбам и пожеланиям своих сотрудников
  • подчиненные видят в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей. Это говорит о том, что неформальные отношения в данной организации развиты на все 100%.

Недостатки  в данной организации наблюдаются  только в технологическом процессе:

  • объём операций растет медленно из-за острой конкуренции со стороны других организации
  • нехватка операционных площадей, из-за чего нет возможности расширения объёма операций.

Рассмотрев  достоинства и недостатки данной организации можно сделать вывод  о том, что она двигается в  правильном направлении. Если и дальше руководитель будет организовывать эффективную передачу формальной и  не формальной коммуникаций, то дальнейший успех данной организации просто обеспечен.

 

 

Заключение

В данной курсовой работе было полностью раскрыто понятие  «Коммуникация». Были рассмотрены виды коммуникаций и дана их полная характеристика. Также были изучены теоретические основы, раскрыта сущность и понятие коммуникационного процесса, его элементы и этапы.

Мной был  проведен анализ состояния организации  на примере ОOO «GLOBAL TRAVEL» и даны практические рекомендации.

В данной работе не трудно заметить, что процесс  коммуникации- это процесс информирования. А какой же сотрудник в организации может нормально работать без поступления информации? Ведь он каждый день сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д.

Задача каждого  из сотрудников состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация. Вопрос эффективных коммуникаций также важен для сотрудника, как и вопрос принятия решений.

Более того, эти два аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И наличие одного не возможно без наличия другого.

Функция коммуникации также важна для сотрудников, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. И я считаю, что если каждый из сотрудников будет совершенствоваться в процессах коммуникации, то любая организация будет успешно осуществлять свою деятельность.

Неэффективные коммуникации — одна из главных  сфер возникновения проблем. Глубоко  осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, надо стараться снижать  частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными сотрудниками.

Эффективно  работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного  процесса, обладают хорошо развитым умением  устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Коммуникативный процесс в той степени, в какой он развит, повышает гибкость и саморегуляционные возможности организации. Развитие коммуникативных процессов в организациях стимулируется техническим прогрессом и использованием передовых технологий.

 

 

Список  литературы

  1. Васильев Ю. В. Теория управления [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Государственное и муниципальное управление». Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – Изд. 2-е, доп. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 606 с.
  2. Завьялов П. С. Менеджмент в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: учебное пособие /П. С. Завьялов. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 495 с.
  3. Кабушкин н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2002. – 368 с.
  4. Королев В. И. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие. Под ред. В. И. Королева. Всероссийская академия внешней торговли. – Москва: Магист, 2008. – 619 с.
  5. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 294 с.
  6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007 – 186 с.
  7. Конецкая В. П. Социология коммуникации [Текст] – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 2002. – С. 230.
  8. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М., 2001. – С. 15.
  9. Коммуникационные сети [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. menedzhmenti. ru
  10. Коммуникационные сети и их разновидности [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.market-pages.ru
  11. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) [Текст]: учебное пособие/ В.А. Лабунская - Ростов-на-Дону: Унта, 2001 – 258с.
  12. Рогожин С.В. «Теория организации : учеб. пособие для вузов» изд: Экзамен, 2002 .— 319 с.
  13. Русинов Ф. М., Денисов В. А., Разу М. Л. Менеджмент: современный российский менеджмент [Текст]: учебник для вузов. Рос. Экон. Академия им. Г. В. Плеханова, Гос. Ун-т управления, Рос академия гос. Службы при Президенте РФ. – Москва: ФБК-ПРЕСС,2000. – 502 с.
  14. Шеметов П. В. Менеджмент [Текст]: управление организационными системами: учебное пособие по специальности «Менеджмент организаций» / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. – 2-е изд, стер. – Москва: Омега-Л, 2008. – 407 с. 
  15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. –СПб: Питер, 2008. -368с. 
  16. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. −СПб: Питер, 2006. − 40 с.
  17. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Под общ. ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 
  18. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
  19. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 264 с.
  20. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] / Режим доступа: www . grandars. Ru

Информация о работе Коммуникационные процессы в организации