Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой описан системный подход к решению вопроса разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия с учетом его конкурентной среды, а также способ повышения, эффективности предприятия, описаны актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая основа конкурентоспособности, конкурентных преимуществ и эффективности
1. Конкуренция и предприятие………………………………………….4
2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы …………..5
3. Теоретические основы развития эффективности предприятия…….8
4. Значение эффективности, ее критерии……………………………...10
2. Управление конкурентоспособностью предприятия
1. Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие……………………………12
2. Система исследований в отрасли конкурентоспособности предприятии …………………………………………………………..17
2.2.1 Анализ конкурентной среды…………………………………………………21
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия …………………...…..24
2.2.3. Система программирования конкурентоспособности предприятия ……...27
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия…………………………………………………………………………36
Выводы ……………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы …………………………………………..……41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкуреноспособность.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего                   профессионального образования

Сибирский Государственный  Медицинский Университет

Министерства  здравоохранения РФ

 

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ

 

Курсовая  работа

Конкурентоспособность предприятий

 

                                           

 

      

                                   Проверила: доцент кафедры УЭФ

Канакина Т. А.

Выполнила: студенка V курса

 группы 3803 Ачитаева А. А.

 

 

 

                                                 

 

 

ТОМСК-2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3 
 
1. Теоретическая основа конкурентоспособности, конкурентных преимуществ и эффективности  

    1. Конкуренция и предприятие………………………………………….4
    2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы …………..5 
    3. Теоретические основы развития эффективности предприятия…….8
    4. Значение эффективности, ее критерии……………………………...10

 
2. Управление конкурентоспособностью предприятия  

    1. Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие……………………………12
    2. Система исследований в отрасли конкурентоспособности предприятии …………………………………………………………..17

 
2.2.1 Анализ конкурентной  среды…………………………………………………21 
 
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия …………………...…..24

 
2.2.3. Система программирования конкурентоспособности предприятия ……...27

 
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия…………………………………………………………………………36 
 
Выводы  ……………………………………………………………………………..39 
 
Список используемой литературы …………………………………………..……41 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение. 
 
     Всё больше и больше предприятий, фирм, в том числе и аптек открывается в нашей стране, возникает проблема не только с организацией работы в этом предприятии, но и с соперничеством его с другими единицами. Эта проблема очень актуальна, каждая фирма должна иметь свою «изюминку», иначе она теряет своих клиентов и впоследствии прибыль. А потеря прибыли, как известно, ни к чему хорошему не приведет. Каждый «выкручивается» как может, к примеру: площадь Дзержинского – там находится 4 близко расположенные аптеки, каждая аптека берет своим, а именно аптека «Лека» - аптека открытого типа, имеет большой ассортимент, аптека «Родник» - так же как и вышеуказанная аптека открыта для покупателей, но она выигрывает в том, что является круглосуточной, далее аптека «Гармония» - 10% скидка пенсионерам, также она специализируется на ЛРС. И так по городу много таких «центров» распространения аптек, это в основном связано с наличием больших точек торговли, автобусных остановок, большой проходимостью населения. В городе Томске возросло огромное количество не только аптек как отдельных единиц, но и целых «сетей» аптек, например: аптеки «Вита», аптеки «Лека», аптеки «Мелодия здоровья», аптеки «Целебная», «Форо», «Сано» и т.д. На томском рынке зимой появилась ещё новая аптека «ФармаКопейка», она расположилась на остановке «1905 года», в том здании, где располагалась ранее аптека «Сано». Это явный пример конкуренции, «Фармакопейка» - сеть омских аптек, начала завоевывать томский рынок за счет низких цен, связанных с оптовыми поставками данной аптеки в город. Это привело к закрытию аптеки «Сано», в связи с отсутствием выручки, аптека стала не рентабельной.  Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга. 
 
   Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена. Благодаря активному интересу к проблемам повышения конкурентоспособности субъектов господствования , которые возникли вследствии развития рыночных отношений, появилось большое количество разработок, направленных на решение этой проблемы. Эффективность предприятия же способствует развитию предприятия, улучшению его работы. 
Для формирования концептуальных подходов к управлению конкурентными преимуществами характерно множество отличий, которые относятся не только понятийного аппарата, но и практичной базы процесса исследований и анализа рынка. Особенности конкуренции на разных рынках диктуют специфические подходы к изучению конкуренции в отрасли. Реализация этого подхода возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, а так же, результатов оценки сильных и слабых сторон предприятия, последовательного мониторинга деятельности ключевых конкурентных игроков в рамках конкурентной отрасли. В этой курсовой я постаралась описать системный подход к решению вопроса разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия с учетом его конкурентной среды, а также способ повышения, эффективности предприятия, описаны актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность.  
 
 
1. Теоретическая основа конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. 
 
 
1.1 Конкуренция и предприятие. 
 
 
  Конкуренция – это экономическое «соревнование» производителей одинаковых товаров на рынке при помощи как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной прибыли. 
 
Конкуренция – важный способ контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятия-производителя продукции, а последние в свою очередь, удовлетворяют их независимым способом. Конкуренция определяет расширение производства и понижение цен на продукцию до уровня растрат на производство. Кроме того, именно конкуренция заставляет предприятия как можно полнее воспринимать научно-технические достижения, применять эффективную технику, технологи, современные методы организации производства и труда. При существовании конкурентной среды, предприятия используют наибольшую экономическую комбинацию ресурсов для производства определенного объема продукции или лучшему выполнению услуг, поскольку это соответствует их собственной выгоде. Рассматривая особенности поведения современных предприятий, в условиях конкурентной среды, необходимо указать на расхождения в поведении малых и больших предприятий. Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять большим? Малым предприятиям свойственны много позитивный качеств, которых лишены большие. 
 
Какие же недостатки для больших предприятий? В первую очередь, они не способны уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые изменения как на риск. Большие компании тратят слишком много и слишком быстро. Они не воспринимают инициаторов новых идей особенно, если эти идеи связаны со значительным риском. 
 
На противовес большим компаниям, малые фирмы действуют по принципу «ориентации на нужды». Им жизненно необходимо предлагать рынку что то новое, по этому преимущественное большинство новых товаров появляется именно на малых фирмах. Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них сравнительно небольшие затраты производства на начальном этапе инновационного процесса. Общеизвестная гибкость свойственна малым предприятиям. При неудачи в одной сфере деятельности они могут быстро перейти на другую, более прибыльную. Малые фирмы «терпимы к хаосу» и умеют работать с вкладами капитала в рискованное предприятие. Тут вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На большой фирме постоянно разрабатываются мероприятия по поводу благоустройства инновационного процесса, потому, что одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие. 
 
 
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы. 
 
 
Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат – смена части рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние (рис 1.1).  
 
Фирмы, предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценивания конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов. 
 
 
 
 
Рис. 1.1 Система факторов конкурентоспособности 
 
 
Спектр данных показателей должен охватывать: эффективность производственно-сбыточной деятельности; эффективность капитальных вложений, резерв снижения затрат производства. 
 
Кроме того важное значение имеет анализ затрат обращения с целью выявления не продуктивных затрат во всей системе движения товара от продавца к покупателю. 
 
Качественная оценка допускает использование таких параметров: 

  • потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции;
  • ассортимент продукции, его объемы и стоимость;
  • набор рыночных и других сегментов для каждого вида продукции;
  • потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции;
  • перечень мероприятий и приемов, которые фирма может обеспечить, преимущества на рынке;
  • инновационная политика (обновление продукции на основе собственных разработок);
  • выполнение обязательств по соглашению относительных сроков поставок.

 
Результаты исследований по приведенным показателям при разработке экономической стратегии фирмы, ее технической и ассортиментной политики. При этом основными условиями обеспечения конкурентоспособности является: 

  • применение научных подходов к стратегическому менеджменту;
  • обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
  • применение современных методов исследования и разработок;
  • рассмотрение связей функций управления любыми процессами на всех стадиях жизненного цикла объекта;
  • формирование системы мероприятий и обеспечения конкурентоспособности разных объектов.

 
К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия относятся: 
 
- обеспечение приоритетности продукции; 
 
- смену качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкурентных запросов; 
 
- определение преимуществ товара в сравнении с заменителями; 
 
- определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты; 
 
- изучение мероприятий конкурентов с удовлетворением аналогичных товаров; 
 
- определение и использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции; 
 
- новые приоритетные сферы использования продукции; 
 
- дифференциация продукции, которая обеспечивает относительно стойкие преимущества потребителей, которые отдаются определенным видам взаимозаменяемых товаров; 
 
- влияние непосредственно на потребителя, путем искусственного ограничения поступления на рынок новых товаров, проведения рекламы, предоставление денежного или товарного кредита. 
 
 
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия. 
 
 
Определение эффективности предприятия – это сложная и многогранная проблема, которая требует новых решений, вызывает дискуссию и разногласия в ее тактике. Оценка эффективности должна имеет особенно большое значение в связи с формированием систем управления объектами, которые работают в новых условиях. 
 
Социальная составляющая эффективности отображает величину и степень удовлетворения потребностей населения. Она допускает определенную градацию населения на качество, сроки и разнообразие предоставленных услуг, что может оцениваться как в абсолютном измерении, так и в сравнении с другими стандартами. 
 
Экономическая эффективность предприятия допускает не только экономию, но и оптимальные пропорции между тремя направлениями использования средств: на материальное обеспечение и проведение ремонтных работ, на зарплату рабочих, на управление. 
 
Понятие экономической эффективности так же содержит в себе трудовую мотивацию работников, что выражается соотношении численности занятых и фонда оплаты труда. Показатели, которые характеризуют эффективность услуг, имеют тесную связь и обуславливаются интересами всех их участников. Но эта связь не всегда прямая и однозначная. 
 
Система измерения эффективности функционирования предприятий является достаточно сложной, потому, что она отображает, с одной стороны уровень достижения ее интересов и целей, а с другой – ее вклад в достижение целей социальной системы более высокого уровня. 
 
Можно использовать оценку со многими критериями, которая базируется на основании разных подходов к измерению эффективности социальных систем, аналогичных предприятию. В ней используются семь основных критериев. 

  1. Действенность.
  2. Экономичность.
  3. Качество.
  4. Прибыльность.
  5. Продуктивность.
  6. Условия работы.
  7. Внедрение нововведений.

 
Безусловно, они имеют  достаточно обобщенный характер и не учитывают всей сложности предприятия  как объекта управления, оценку которого необходимо дополнять показателями социального значения. 
 
Для оценки функционирования предприятий, перечисленные критерии могут быть сгруппированы и конкретизированы с учетом особенностей этой системы. 
 
Выделяют четыре основные, которые отображают главные направления оценки эффективности. 

  1. цели, стратегия, политика и ценности – совместимость планов развития предприятия со стратегией развития территории и долгосрочными планами социального развития; соответствие работы предприятия нуждам рыночной экономики и, в первую очередь, таким ее оценочным показателям, как конкурентоспособность, динамичность.
  2. финансы – рациональное использование финансовых ресурсов территории; траты управления и производства в сравнении с их величиной в конкурентах.
  3. производство – оценка технологических изменений; оценка потенциала производственного персонала; оценка потребностей в производственных мощностях.
  4. потребительский результат и экология – удовлетворение спроса населения; безопасность; культура обслуживания; эстетические требования коммунального хозяйства.

 
Методы позволяют увидеть  все преимущества и недостатки, и гарантирует, что не один из критериев, которые необходимо учесть, не будут забыты, даже если возникнут трудности с началом оценки. 
 
Для оценки эффективности предприятия недостаточно ограничиться только экономическими показателями. Экономическая эффективность должна быть дополнена показателями социальной эффективности в виде системы оценивания потребителей предприятия, что придают соответственно к нормам стандартов обслуживания и фактического объема бюджетных средств. 
 
Оценка эффективности функционирования предприятия включает три составляющие: удовлетворение потребностей населения, эффективность работы организации, эффективность управления предприятием как целостным объектом.  
 
Оценка эффективности предприятия необходимо делать по четырем группам показателей: 1. цель, стратегия, политика, ценность; 2. финансы; 3. производство; 4. потребительский результат и экология. Такой подход гарантирует, что не один из критериев оценки не будет упущен.  
 
Методичные подходы к анализу экономичности функционирования предприятия предусматривают отдельное рассмотрение направлений использования бюджетных средств, источники увеличения доходов. Такой подход трактует экономичность более широкого в сравнении с общепринятым (как отношения ресурсов, предназначенных для потребления, до фактического использованных), но учитывая бюджетный характер финансирования предприятия. 
 
 
 

    1. Значение эффективности, ее критерии.

 
 
Важным заданием менеджмента  является эффективность работы предприятий, акционерных обществ, концернов. 
 
Повышение эффективности производства означает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выпуска продукции, при условии, что от каждого рубля, вложенного в производство, будет получена максимальная отдача. 
 
Эффективность в широком значении этого слова означает соотношение между результатом и затратами. 
 
Под эффектом понимают результат реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности производства за счет экономии всех производственных ресурсов. 
 
Эффективность производства - объективная экономическая категория, которая характеризует степень достижения общих и отдельных результатов от оптимального использования всех ресурсов предприятия. 
Необычайно важно находить такие методы управления, в масштабах от государства к отдельным предприятиям, которые бы обеспечивали совпадение интересов народного хозяйства в целом и отдельных его частей. 
 
Соответственно к объектам его определения, эффективность делят на: 

  • Эффективность действующего производства на всех его уровнях;
  • Эффективность капитальных вложений, которые используются для строительства, реконструкции, технического переоснащения предприятия с целью выпуска новой продукции, увеличения объемов производства;
  • Эффективность развития науки и техники;
  • Эффективность внешнеэкономических связей;
  • Эффективность охраны внешней среды.

 
По назначению и методам  расчета отличают абсолютную и сравнительную  эффективность. Это связано с  тем, что в практике экономических  расчетов приходиться решать два  вопроса: 

    1. определять и оценивать уровень эффективности использования отдельных видов затрат и ресурсов, экономическую эффективность в целом.
    2. сравнить и отобрать лучшие варианты новой технологии, техники, организации производства.

 
Экономическую эффективность стоит  оценивать с помощью системы обобщающих и частичных показателей (табл. 1.1). 
 
 
Таблица 1.1 Система показателей оценки эффективности менеджмента.  
 
 
   
 
2. Управление конкурентоспособностью предприятия 
 
 
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие. 
 
 
Для повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли необходимо избрать стратегию конкурентного преимущества и обеспечить ее реализацию. Избранную стратегию конкурентного преимущества целесообразно реализовывать с помощью разработки и использования комплексной системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга, что обеспечит осуществление операционного маркетинга, то есть активного аспекта интегрированного маркетинга (аналитический аспект обеспечивается осуществлением стратегического маркетинга и завершается выбором стратегии конкурентного преимущества). 
 
Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия на основе маркетинга предприятий розничной торговли — это совокупность взаимоувязанных элементов маркетинговой деятельности, которые обеспечивают долгосрочное конкурентное преимущество предприятий с помощью удовлетворения конкретных потребностей и запросов потребителей. 
 
Для наглядного представления состава комплексной системой управления конкурентоспособностью предприятия на основе маркетинга на розничном торговом предприятии следует разрабатывать ее схему (рис. 2.1). 
 
В основе раздела на уровни лежит функциональный принцип, который дает возможность реализовать маркетинговые функции для повышения конкурентоспособности предприятия. 
 
По (рис. 2.1) видно, что комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия является общей системой. 
 
 
 
 
(Рис 2.1. ) Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия. 
 
Условные обозначения к (Рис. 2.1.) 
 
0- комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия на засаде маркетинга. 
 
1- система организации маркетинговой деятельности предприятия. 
 
2- система маркетинговых исследований конкурентоспособности предприятия 
 
3-система планирования повышения конкурентоспособности предприятия 
 
Система организации маркетинговой деятельности предприятия: 4- организация службы маркетинга; 5-определение функциональных обязательств;6-определение прав; 7-определение ответственности;8-укомплектовывание кадрами; 9-выбор вида организационной структуры; 10-установление службы; 
 
Система маркетинговых исследований конкурентоспособности предприятия: 11-формирование информационного обеспечения; 12-анализ конкурентной среды; 13-изучение конкурентов; 14-диагностика конкурентоспособности. 
 
Формирование информационного обеспечения 
 
15-выбор источников информации; 16-выбор метода сохранения информации; 17-систематизация данных и получение информации; 18-обработка и передача информации. 
 
Выбор источников информации 
 
19-новые источники информации; 20-традиционные источники информации. 
 
Выбор метода сбора информации 
 
21-кабинетные исследования; 22-полевые исследования. 
 
Систематизация данных и получение информации  
 
23-создание банка данных про конкурентную среду; 24-создание картотеки данных конкурентов; 25-создание библиотеки конкурентных источников; 26-классификация на должностях автоматизированных банков. 
 
Обработка и передача информации 
 
27-использование экспертных методов; 28-использование аналитических методов; 29-составление экспертных и аналитических методов; 30-составление сведенных таблиц; 31-углубленный анализ выявленных проблем конкуренции. 
 
Анализ конкурентной среды 
 
32-исследования государственной политики в отрасли конкуренции; 33-исследования интенсивности конкуренции; 34-определение уровня "входного барьера" в отрасль; 35-исследования потребителей;36-исследования производителей;37-исследования продавцов. 
 
Исследования государственной политики в отрасли конкурентоспособности 
 
38-законы; 39-приказы; 40-постановления; 41-нормативные документы. 
 
Исследования интенсивности деятельности конкурентоспособности 
 
42-раздел рыночных частиц; 43-определение рентабельности рынка; 44-определение терминов роста рынка. 
 
Исследования конкурентов  
 
45-выявление действующих и потенциальных конкурентов; 46- оценка деятельности конкурентов и выявление наиболее активных из них; 47-выявление стратегии активных конкурентов; 48- оценка конкурентоспособности активных конкурентов. 
 
Выявление действующих и потенциальных конкурентов 
 
49-ориентация на удовлетворения комплексов запросов; 50- ориентация на удовлетворение специальных запросов. 
 
Оценка деятельности конкурентов и выявление наиболее активных 
 
51-рыночная часть предприятия; 52- частая прибыль; 53- рентабельность; 54-объем продаж; 55- сумма прибыли на1 гривну объема продажи; 56- продуктивность труда. 
 
Выявление стратегии активных конкурентов 
 
57-определение рыночной части; 58- определение уровня в конкурентной борьбе. 
 
Оценка конкурентоспособности активных конкурентов 
 
59-расчет количественных и качественных показателей конкурентоспособности; 60- разработка "профиля деятельности"; 61- разработка "профиля полярности"; 62- выявление "ключевых факторов успеха". 
 
Диагностика конкурентоспособности предприятия 
 
63-выявление проблем; 64-выбор и сбор информации; 65- анализ показателей конкурентоспособности; 66- обобщение результатов исследований и составления отчета. 
 
Выявление проблем 
 
67-составление "профиля деятельности"; 68- разработка "дерева проблем". 
 
Выбор и сбор информации 
 
69-выбор источника информации; 70- выбор метода сбора информации; 71- систематизация данных и получение информации. 
 
Анализ показателей конкурентоспособности 
 
72-показатели финансового состояния; 73- показатели экономической эффективности; 74- специальные показатели конкурентоспособности. 
 
система планирования повышения конкурентоспособности предприятия 
 
: 75- установление целей; 76- определение заданий; 77- разработка комплекса маркетинга; 78- контроль. 
 
Контроль 
 
79-контрольцелей; 80- контроль организации маркетинговой деятельности; 81- контроль комплекса маркетинга. 
 
 
 2.2 Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия. 
 
 
Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия является второй составляющей системы. Эта система дает возможность исследовать проблемы конкурентоспособности предприятия, определить обусловленность их в прошлом и будущему, а также создать предпосылки для принятия правильных и обоснованных решений в отрасли повышения конкурентоспособности предприятия на основе маркетинга. Целью исследований является обеспечение предприятий надежной и достоверной информацией о рынке, конкурентной среде, конкурентов, структуру и динамику спроса, вкусы и желания потребителей для формирования товарного ассортимента, что отвечает требованиям рынка и удовлетворяет спрос лучше, чем товар конкурента. 
 
Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия включает такие этапы: формирование информационного обеспечения; анализ конкурентной среды; исследование конкурентов; диагностика конкурентоспособности предприятия. 
 
Графическое изображение системы представлено на (Рис. 2.2). Чтобы определить взаимосвязь этапов и последовательность их осуществления, необходимо руководствоваться блок-схемою процесса маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия (Рис.2.2). 
 
Из (Рис.2.2) видно, что первостепенное значение имеет формирование информационного обеспечения, поскольку такое обеспечение является базой для реализации всех других этапов этой подсистемы. 
 
Формирование информационного обеспечения предусматривает: выбор источников информации с помощью использования как новых, так и традиционных источников информации; выбор методов сбора информации путем использования комбинации кабинетных и полевых исследований; систематизацию данных и получения необходимой информации; обработку и передачу информации руководству и заинтересованным лицам предприятия. Такую блок-схему процесса маркетинговых исследований целесообразно разрабатывать на каждом предприятии, поскольку ее использование обеспечивает четкую поэтапную и последовательность маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия. 
 
Кроме того, нужно создавать и широко использовать компьютеризованные информационные системы маркетинга (банк данных, банк моделей, банк статистических процедур обработки данных, банк коммуникационных процедур). Обычно функционирование информационных систем маркетинга должно сопровождаться их постоянным усовершенствованием, созданием интегрированных систем маркетинговой информации, что оказывает помощь в решении проблем предприятия, в частности повышение его конкурентоспособности. 
 
Все это от отечественных предприятий требует определенных расходов времени и средств. Однако создание информационной инфраструктуры (каналов связи и центров коммутации; центров, которые обрабатывают информацию и предоставляют информационные услуги; баз данных и знаний; систем сбора и обработки информации, сервиса) есть объективной необходимостью, так же как и формирование информационного рынка.

 

 

 

 
Формирование информационного обеспечения  для конкурентоспособности

 
Новые источники информации:  
 
специализированные банки данных; 
 
консалтинговые центры; телевидение и радио; 
 
• информация от специальных агентов;  
 
рекламные агентства; 
 
• внутренняя Информация

 
Традиционные источники:  
 
периодическая и специальная литература;  
 
материалы конференций;  
 
рекламные проспекты: 
 
каталоги; 
 
• статистические источники; 
 
• законы, приказы, постановления и др. нормативные материалы


 
 

 
Методы сбора информации

 
Кабинетные исследования: 
 
изучение источников информации; 
 
изучение отчетности предприятий — конкурентов по вопросам сбыта товаров, состояния и уровня товарных запасов, ценовой политики, ассортимента товаров;  
 
• изучение каталогов конкурентов; 
 
изучение разных справочников

 
Полевые исследования: 
 
• панельные опросы; 
 
анкетирование; 
 
• экспертные оценки; 
 
• эксперименты по вопросам качеств, рекламы, упаковки товаров


 
 

 
Систематизация данных: 
 
создание банка данных о конкурентной среде; создание картотек данных о конкурентах; 
 
создание библиотеки конкурентных источников; классификация на основе автоматизированных банков данных


 
Обработка информации: использование экспертных методов ;и спользование аналитических методов; объединение экспертных и аналитических методов;


 
Обобщение результатов исследований для разработки стратегии конкурентных преимуществ и выбора маркетинговых  средств повышения конкурентоспособности предприятия


 
 

 
Передача обработанной информации лицам, ответственным за разработку стратегии и тактики предприятия :создание сведенных таблиц; углубленный  анализ обнаруженных проблем конкуренции

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия