Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:28, контрольная работа
Рассмотрим основные моменты социальных организаций, в частности будут рассмотрены хозяйственные организации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………... 3
1. Социальные организации…………………………………………………… 4
2. Хозяйственные организации………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 19
При структурном подходе организация выступает как некая структура, элемент социально-экономической структуры общества, как группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Организация является не только элементом социально-экономической структуры общества, но и субъектом права. В последнем случае организацию рассматривают как закрепленную в законодательстве и наделенную правосубъектностью самостоятельную форму хозяйствования в виде юридического лица либо без прав юридического лица, но с четко очерченной правосубъектностью.
Ниже расмотрим основные моменты социальных организаций, в частности будут рассмотрены хозяйственные организации.
Социальные организации
Социальная организация — система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Основные признаки социальной организации: наличие единой цели; наличие системы власти; распределение функций.
Известно множество классификаций социальных систем. Однако они имеют неполный характер, так как не включают классы естественных и естественно-искусственных организаций. Вместе с тем создать полную систему классификации социальных организаций в настоящее время вряд ли возможно, учитывая недостаточную изученность указанных классов организаций.
Каждая классификация связана с выбором некоторого ограниченного набора классификационных признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций.
По признаку происхождения организации делятся на естественные, искусственные и естественно-искусственные. Естественные организации возникают стихийно, непреднамеренно; искусственные – создаются преднамеренно, по определенному плану или проекту; естественно-искусственные (смешанные) организации частично создаются естественным, а частично искусственным путем.
Таблица 1 - Типичные виды естественных, искусственных и естественно-искусственных социальных организаций
Социальные организации | ||
Естественные |
Естественно-искусственные |
Искусственные |
Семьи |
Поселения |
Родильные дома |
Неформальные группы |
Города |
Ясли, детские сады |
Дружеские компании |
Нации |
Школы, вузы |
Общественные движения |
Партии |
Больницы, фирмы |
Эгалитарные общества |
Церкви |
Предприятия |
Группы по интересам |
Корпорации |
Учреждения |
Цивилизации |
Армия |
Вторым важным признаком классификации является основная предпосылка сближения субъектов при образовании организаций. Последние образуются главным образом на основе территориальной, духовной или деловой близости. Примерами территориальных организаций являются города, поселения, страны, мировые сообщества. Примерами организаций, возникших на основе духовной близости, являются семьи, религиозные и партийные организации, общественные движения и союзы. Примерами организаций, возникших на деловой основе, являются корпоративные объединения: хозяйственные ассоциации и союзы, концерны, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы.
По видам основной деятельности организации делятся на хозяйственные и общественные. Хозяйственные организации производят продукты и услуги. К ним относятся производственные, научно-производственные, посреднические и другие организации. В свою очередь, производственные организации могут быть промышленными, транспортными, сельскохозяйственными и т.п. К общественным организациям относятся политические партии, блоки, общественные движения, церковь и другие религиозные общества, профессиональные союзы, экологические, правозащитные и другие добровольные организации.
По признаку
легитимности организации делят на формальные
и неформальные. Формальные организации - официально зарегистрированные,
действующие на основе существующего
законодательства и установленных регламентов
(устав, положение, учредительный договор
и др.). Организации, не зарегистрировавшие
свою деятельность, относятся к неформальным
(с юридической точки зрения).
По признаку проблемной ориентации организации делятся на проблемно-ориентированные (однопроблемные) и многопроблемные.
По признаку собственности различаются государственные, муниципальные, частные, общественные, организации со смешанной собственностью.
По признаку распределения прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и не могут распределять последнюю между участниками.
По размерам, определяемым в основном в зависимости от численности членов, организации делятся на малые, средние и крупные.
В зависимости от состава субъектов организации делятся на элементарные и составные. Элементарные организации состоят из индивидов (физических лиц), составные включают хотя бы одну более мелкую организацию. Примерами элементарных организаций являются семьи, неформальные группы, некоторые малые предприятия; примерами составных – концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, города.
По признаку наличия специальных органов управления организации делятся на ядерные и безъядерные. Примерами ядерных организаций являются крупные современные города, предприятия, корпоративные объединения. Примерами безъядерных организаций являются семьи, клубы по интересам, товарищеские компании, эгалитарные, догосударственные общества.
Возможны и другие признаки классификации социальных организаций.
Далее рассмотрим 5 основных направлений единых для всех социальных организаций.
В некоторых определениях общества целостность и устойчивость указываются в качестве одной из основных характеристик.
Так, согласно современному учебному социологическому словарю: «общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. Оно характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством, саморегулируемостью и саморазвитием».
В некоторых источниках свойство устойчивости относится также к этносам, социумам, цивилизациям.
Так, этнос определяется как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, то есть формируется этническое самосознание».
Составляющие ОК пока не вполне ясны. Каждый автор старается дать свое определение, отличное от других. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отождествляют ОК с атмосферой или социальным климатом организации.
О.С. Виханский и А.И. Наумов считают, что ОК включает следующие составляющие:
По мнению Е. Шейна, «организационная культура есть интегрированный набор базовых представлений, которые данная группа изобрела, случайно раскрыла, позаимствовала или достигла каким-либо иным путем в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые достаточно эффективно послужили организации, чтобы быть признанными, действенными и достойными закрепления и передачи новым поколениям членов организации».
Помимо деления культуры на материальную и нематериальную, используется деление ОК на естественную и искусственную. Естественная культура возникает непреднамеренно как социальные факты, а искусственная культура создается преднамеренно. Важность такого деления обусловлена тем, что в большинстве социальных организаций ОК имеет смешанный характер, то есть одна часть ОК является естественной, а другая - искусственной.
Признак ОК является настолько важным для социальных организаций, что он присутствует в определениях общества, народности, нации, этноса, социума, цивилизации и др.
Регламентированное поведение означает, что каждый член организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.
Современная цивилизация представляет собой сложное переплетение многих спонтанных порядков. Основу этого порядка составляют институты, моральные традиции и практики, спонтанно выработанные в ходе культурной эволюции – суверенитет и автономия индивида, частная собственность, частное предпринимательство, политическая и интеллектуальная свобода, демократия и правление закона.
В понятие общества включают ряд элементов, к основным из которых относится регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения.
Эта способность известна еще с античных времен, когда Платон сравнивал Полис (город-государство) с живым организмом.
В экономической литературе, посвященной производственно-хозяйственным организациям, обычно говорится не о потребностях, а о проблемах. При этом проблемы понимаются как угрозы препятствия достижению целей организации.
Таким образом, как в отношении естественных организаций, так и в отношении искусственных многие авторы отмечают способность выявлять и решать свои проблемы. Однако, для естественных организаций понятие «проблема» приобретает несколько иной смысл, чем для искусственных. Когда говорят о проблемах города, общества или человечества, то обычно имеют в виду проблемы, связанные с их выживанием. Например, когда говорят о жилищной, продовольственной, энергетической, экологической проблемах, проблемах здоровья населения и его безопасности, то они обычно не рассматриваются в связи с какой-либо целью общества. Эти проблемы можно назвать проблемами выживания. Их необходимо решать в любом случае, независимо от наличия стратегических целей, которые общество или организация может себе устанавливать.
Помимо указанных общих особенностей многие авторы называют и другие. Например, некоторые относят к таким особенностям наличие определенной географической территории, общность происхождения, общность языка и др. Однако подобные признаки встречают серьезные возражения.
Так, известный австрийский ученый О. Бауэр писал в отношении нации: «Что такое нация? Представляет ли она особую группу людей, отличающихся общностью происхождения? Но итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев, сарацинов; современные французы – от галлов, римлян, бритов и германцев; современные немцы – от германцев, кельтов и славян. Есть ли общность языка, которая объединяет людей в нацию? Но англичане и ирландцы, датчане, норвежцы, сербы и хорваты говорят на одном языке, не представляя собой, однако, единого народа».
Из исследований О. Бауэра следует, что ни общность территории, ни общность происхождения, ни общность языка не могут рассматриваться в качестве общих особенностей социальных организаций.
Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (менее организованных) социальных формирований, является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория организации"