Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные типы конфликта и его значение в деятельности организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить природу конфликта, возникающего в организации.
2) Рассмотреть типы конфликта.
3) Проанализировать причины конфликтов, возникающих внутри организации.
4) Изучить методы и способы разрешения конфликта.
5) Рассмотреть модели разрешения конфликтной ситуации: модель решения конфликтов корпорации Марриотт, поведенческую модель Джонсонов, модель общего пространства.
Введение 3
Глава 1. Природа конфликта в организации 6
1.1. Понятие конфликта и его основные типы 6
1.2. Причины конфликта 13
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией 19
2.1. Методики разрешения конфликта 19
2.2. Разрешение конфликтной ситуации с помощью моделей и
программ 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
1) адекватность восприятия конфликта;
2) открытость и эффективность общения;
3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
4) определение существа конфликта.42
Если люди готовы к
диалогу, если они открыты друг для
друга, естественно, создается атмосфера
взаимного доверия и сотрудниче
поведения. Предполагается, что их действия нося пошаговый характер,
разворачиваются в направлении по схеме представленной на рис. 4:
Рис. 4. Пошаговое движение в сторону разрешения конфликта
Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства и различия.
Определение вторичных причин конфликта. Обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.
Поиск возможных путей разрешения конфликта может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта:
Совместное решение о выходе из конфликта предполагает выбор наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.
Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта предлагает конфликтующим сторонам, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.
Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта, предлагает считать проблему либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов.
Пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта
невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия.43
Баланс общих интересов приводит к успешному сотрудничеству. Отсутствие баланса приводит к «перетягиванию одеяла на себя», к басне о лебеде, раке и щуке. Очень простой пример (см. рис. 5): некоторые любят работать самостоятельно, другие предпочитают коллективный труд. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы, способные помочь или полностью дезорганизовать работу. Необходимо узнать у каждого члена коллектива, что он считает общим интересом. В манере поведение некоторые предпочитают,
к примеру, прямо высказывать мнения, другие – отмалчиваться; одни рискуют, другие – основательно готовятся и анализируют ситуацию перед принятием решения. Но общность найти можно и нужно. Это достигается путем обсуждения и анализа последствий, положительных и отрицательных результатов. И выясняется, что различия нам не мешают, а помогают. Если различия общности интересов являются причиной конфликта, то необходимо групповое обсуждение целей и задач организации, ее деятельности.
Рис. 5. Общее пространство
Обсуждение должно быть максимально открыто для всех мнений. И, наконец, у всех появится новое общее пространство взаимоотношений, которое приведет к динамизму, обмену мнениями, новому типу мышления. Самое главное, что каждый человек остается самим собой, но вносит свой вклад в общее дело.
Н.В. Кузнецова приводит несколько советов для эффективного решения межличностных конфликтов, связанных с особенностями личностей:
Таким образом, для разрешения конфликтной ситуации автором были рассмотрены следующие модели и программы: модель решения конфликтов корпорации Мариотт, «Шестиступенчатое колесо решения проблем», поведенческая модель Джонсонов, программа «Общее пространство». Анализ данных моделей и программ показал, что их активное применение на практике позволит прийти к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, а возможно и предотвратить их возникновение.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были изучены вопросы, касающиеся природы конфликта, возникающего внутри организации, типов конфликта, а так же различные методики его разрешения.
Проведенные теоретические обобщения по изученной научной проблеме позволили сделать ряд заключений.
Говоря о возникновении
конфликта внутри организации, следует
выделить два его вида: функциональный,
ведущий к повышению
В научной литературе выделяют следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. По направленности следует делить конфликты на горизонтальные, вертикальные и смешанные.
организационной практикой.