Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
Цель – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства. Задачи:
- определение понятия «лидерство»;
- исторической обозрение осмысления и развития темы лидерства;
- определение существующих основных теорий о лидерстве;
- классификация основных современных теорий лидерства;
- анализ постулатов основных теорий о лидерстве.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства………………………….6
1.1. Определение понятия «лидерство»……………………………………….6
1.2. Лидерство как социально-психологическая категория…………………10
1.3. История теорий (концепций) о лидерстве……………………………….14
Глава 2. Характеристика теорий (концепций) о лидерстве.
Сравнительный анализ………………………………………………………...17
2.1. Теория черт и харизматическая концепция лидерства…………………17
2.2. Поведенческие и психологические концепции
(бихевиористические теории лидерства)…………………………………….20
2.3. Личностно-ситуационные концепции (теории) лидерства…………….24
2.4. Функциональные, синтетические и иные концепции (теории)
лидерства……………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………
В настоящее время широкое распространение в контексте исследований лидерства получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с Д. Гоулманом. Существенно важно, что она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет.8
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.
Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом "...характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя — настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками". Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается "...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.
Современные теории лидерства в науке, казалось бы, охватывают все стороны объективного явления лидерства: личность лидера, социальную и персональную картины его становления; типы лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его окружения; мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерством формальным (руководством) и неформальным; основные характеристики групп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство.
Теоретически проблема лидерства
представлена со всех сторон, притом весьма
солидно. Однако существующие теории плохо
предсказывают появление
Говоря о сравнительном анализе существующих теорий лидерства, можно отметить следующее.
Мы рассмотрели основные концепции лидерства и выделили крупные исторически сложившиеся теории - теория черт и харизматическая концепция лидерства, бихевиористические теории лидерства (поведенческие и психологические концепции), личностно-ситуационные теории лидерства, функциональные, синтетические теории лидерства, теория эмоционального интеллекта и др.
Теория черт, обосновывающая лидера как человека, наделенного определенным набором личностных качеств или харизмой, обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, во-вторых не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Согласно бихевиористическим концепциям человек в процессе своего развития и научения приобретает необходимый набор качеств лидера — уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящим лидером. Несмотря на эти утопические заявления, необходимо признать позитивный вклад поведенческих теорий в том, что она попыталась описать необходимые для воспитания качества. В результате появилась “синтетическая теория”, которая попыталась объединить две вышеназванные “крайние” концепции. Сторонники этой теории заявляют, что лидерские качества, безусловно, можно развивать, но это может сделать не каждый человек, а только тот, у кого есть некие благоприятные врожденные предпосылки.
На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в "ситуационной теории лидерства". Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.
Также связаны с теорией черт и функциональные теории лидерства.
Если внимательно проанализировать различные определения лидерства, можно прийти к выводу о том, что лидерство одновременно является и положением личности, и процессом вовлечения последователей в некоторую деятельность.
Обзор основных направлений развития теории лидерства показывает, что исследования в этой области менеджмента ведутся широким фронтом, захватывая все новые разделы и открывая новые темы.
Лидерство – это сложный социальный
феномен, объяснение которого, на наш
взгляд, невозможно в рамках одной
теории, а наиболее объективно становится
при синтезе различных
Приложение 1. Управленческая решетка
1 Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. – С. 185
2 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.4
3 Вершигора Е.Е. Менеджмент/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 81
4 Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент.- М.: Гардарики,- 2005. – С. 124
5 Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. – С. 215.
6 Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – С. 274
7 Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. - 2007. – С. 52
8 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.19
Информация о работе Концепции лидерства. Сравнительный анализ