Менеджеры и служащие в государственных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:13, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база государственной службы в настоящее время состоит из Конституции Российской Федерации, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.

Содержание

Введение…………………………...……………………………………………3
1. Понятие и правовая основа государственной службы………………..5
2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента...8
Заключение…………………………………………………………………....16
Список используемых источников…………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджеры и служащие в государственных структурах (Теория управления).doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра ГМУ и П

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему: Менеджмент и служащие в государственных структурах

 

по дисциплине: Теория управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил: студент гр. ГУП-08 I

                               Сковытина Е.С.

                                               Проверил: преподаватель                              

                            Макарова О.А. 

 

 

 

 

 

 

Чита – 2009

 

 

 

Содержание

Введение…………………………...……………………………………………3

  1. Понятие и правовая основа государственной службы………………..5

     2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента...8

Заключение…………………………………………………………………....16

Список используемых источников…………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С возникновением государства  как властной силы общества появилось государственно-служебное законодательство. При этом последнее, как правило, является объектом особого внимания со стороны государства и политической элиты, ибо регулирует взаимоотношения чиновников с государственными органами и их служебную деятельность. Законодательство о государственной службе России развивалось вместе с государством и в значительной мере зависело от его типологических характеристик. Дооктябрьское законодательство характеризовалось высокоцентрализованным характером, а также широким и подробным охватом практически всех основных вопросов государственно-служебных отношений.

В основу кадровой политики в советской государственно-управленческой практике был положен принцип  усмотрения, при котором основой  управления кадрами стала партийно-советская номенклатура, обеспечившая ведущую роль комитетов КПСС в назначениях на все ответственные должности в государственном аппарате и общественных организациях.

После распада СССР формирующаяся  российская государственность столкнулась  с фактическим отсутствием государственно-служебного законодательства, что представляло собой существенную политическую и управленческую проблему, ибо институт государственной службы является, по сути, правовой основой функционирования государственной бюрократии. От степени совершенства и развитости правового института государственной службы, в значительной мере зависит, насколько государственный аппарат действует, собственно, в государственных интересах, реализует политическую волю элиты, находится под контролем политического класса и общественных структур. Появление государственной службы связано с происходящими в России преобразованиями общества и государства в направлении демократии и рыночной экономики.

Мероприятия по становлению  государственной службы в 1993 — первой половине 1995 годов носили в основном организационный характер. Из Конституции 1993 года вытекало, что основы организации государственной службы в Российской Федерации должны быть установлены федеральным законом.

31июля 1995 года был принят  Федеральный закон №119-ФЗ  «Об основах государственной службы Российской Федерации», который является основополагающим федеральным актом в правовой базе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.00 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.

 

  1. Понятие и правовая основа государственной службы

 

Федеральный Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" является базовым законом, регулирующим отношения государственной службы. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации государственной службы в Российской Федерации, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о государственной службе. Закон в самом общем виде установил административно-правовой режим, в рамках которого осуществляется исполнение полномочий государственных органов, т.е. административно-правовой режим государственной службы.

Понятие "государственной  службы" закреплено статьей 2 указанного Федерального Закона. Под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Реализация полномочий государственных органов государственными служащими — это индивидуализированная форма реализация государственной власти. Это не просто труд в его утилитарном понимании, а именно служба, а иначе — деятельность, осуществляемая в рамках особого административно-правового режима, в котором реализуется власть.

Государственную службу нельзя понимать как службу конкретным "государственным органам" или "должностным лицам". В контексте  п.1 ст.3 Закона государственная служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на платных государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ст. 2 учитывает федеративные начала в организации государственной  службы. В п.3 предусматривается, что  государственная служба Российской Федерации включает в себя:

  • федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Федеральная государственная  служба осуществляется в федеральных  государственных органах, функционирующих  в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.

К числу «иных» государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный банк Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Администрация Президента Российской Федерации; полномочные представители Президента Российской Федерации; дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; Счетная палата Российской Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Аппарат правительства Российской Федерации; Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбиркома Российской Федерации.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации  осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта Российской Федерации  его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе.

На государственной  службе в субъектах Российской Федерации  не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым, договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно - технический персонал. На лиц, занимающих такие должности (иначе говоря, на «негосударственных служащих») этот Закон не распространяется. Их деятельность регулируется законодательством о труде.

Нормативно-правовая база государственной службы в настоящее  время состоит из Конституции  Российской Федерации, ряда федеральных  законов и значительного числа  подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента

Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.

Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточены вокруг 10 основных принципов:

  1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
  2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
  3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.
  4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.
  5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вместо начинаний.
  6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.
  7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.
  8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.
  9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.
  10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной основе.

Сравним бюрократическую  и антрепренерскую, или менеджериальную модели государственного управления, реализация которой представляется для многих исследователей и государственных деятелей конечной целью современных административных реформ (таблица – 1). Критерии сравнения выделены известным исследователем административных реформ М. Бэрзелэй.

Таблица 1

 

Сравнительная характеристика бюрократической

и менеджериальной  моделей государственного управления

Критерии различия

Модель управления

 

Бюрократическая

Менеджериальная

Фокусирование внимания

На собственных потребностях и перспективах

На потребностях и  перспективах потребителя

Тип внутренней структуры  и отношений

Иерархическая структура  с четким распределением обязанностей и ответственности. Жесткая «пирамидальная»  структура.

Сетевая модель организации с преобладанием отношений доверия и взаимодополняемости.

Организация действует  как одна команда.

Оценка собственной  деятельности

По объему освоенных  ресурсов и количеству выполняемых  задач

По результатам, представляющим ценность для потребителей

Гибкость структуры

Низкая. Организация стремится  действовать по раз и навсегда установленным процедурам

Сравнительно высокая. Алгоритм действий изменяется всякий раз при изменении требований, предъявляемых к производимым услугам.

Обратная связь

Формальная. Часто носящая однонаправленный навязывающий характер.

Реально действующая  постоянная коммуникация

Структура разделения труда

Жесткое иерархическое разделение аналитической работы от непосредственного  обслуживания

Стимуляция аналитической работы по совершенствованию работы с клиентами чиновников «первой линии»


 

Исходя из определения  «менеджмента, как науки и искусства  управления интеллектуальными, финансовыми  и материальными ресурсами в  интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», мы видим, что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента проявляются в управлении государственными организациями.

Под менеджментом в государственной  службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной  службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

Информация о работе Менеджеры и служащие в государственных структурах