Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:13, реферат
Нормативно-правовая база государственной службы в настоящее время состоит из Конституции Российской Федерации, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.
Введение…………………………...……………………………………………3
1. Понятие и правовая основа государственной службы………………..5
2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента...8
Заключение…………………………………………………………………....16
Список используемых источников…………………………………………..17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра ГМУ и П
РЕФЕРАТ
на тему: Менеджмент и служащие в государственных структурах
по дисциплине: Теория управления
Сковытина Е.С.
Проверил: преподаватель
Макарова О.А.
Чита – 2009
Содержание
Введение…………………………...………………………
2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента...8
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..17
С возникновением государства как властной силы общества появилось государственно-служебное законодательство. При этом последнее, как правило, является объектом особого внимания со стороны государства и политической элиты, ибо регулирует взаимоотношения чиновников с государственными органами и их служебную деятельность. Законодательство о государственной службе России развивалось вместе с государством и в значительной мере зависело от его типологических характеристик. Дооктябрьское законодательство характеризовалось высокоцентрализованным характером, а также широким и подробным охватом практически всех основных вопросов государственно-служебных отношений.
В основу кадровой политики
в советской государственно-
После распада СССР формирующаяся российская государственность столкнулась с фактическим отсутствием государственно-служебного законодательства, что представляло собой существенную политическую и управленческую проблему, ибо институт государственной службы является, по сути, правовой основой функционирования государственной бюрократии. От степени совершенства и развитости правового института государственной службы, в значительной мере зависит, насколько государственный аппарат действует, собственно, в государственных интересах, реализует политическую волю элиты, находится под контролем политического класса и общественных структур. Появление государственной службы связано с происходящими в России преобразованиями общества и государства в направлении демократии и рыночной экономики.
Мероприятия по становлению государственной службы в 1993 — первой половине 1995 годов носили в основном организационный характер. Из Конституции 1993 года вытекало, что основы организации государственной службы в Российской Федерации должны быть установлены федеральным законом.
31июля 1995 года был принят Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который является основополагающим федеральным актом в правовой базе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральными законами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.00 № 135-ФЗ в него были внесены изменения.
Федеральный Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" является базовым законом, регулирующим отношения государственной службы. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации государственной службы в Российской Федерации, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о государственной службе. Закон в самом общем виде установил административно-правовой режим, в рамках которого осуществляется исполнение полномочий государственных органов, т.е. административно-правовой режим государственной службы.
Понятие "государственной службы" закреплено статьей 2 указанного Федерального Закона. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Реализация полномочий государственных органов государственными служащими — это индивидуализированная форма реализация государственной власти. Это не просто труд в его утилитарном понимании, а именно служба, а иначе — деятельность, осуществляемая в рамках особого административно-правового режима, в котором реализуется власть.
Государственную службу нельзя понимать как службу конкретным "государственным органам" или "должностным лицам". В контексте п.1 ст.3 Закона государственная служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на платных государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ст. 2 учитывает федеративные начала в организации государственной службы. В п.3 предусматривается, что государственная служба Российской Федерации включает в себя:
Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.
К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный банк Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Администрация Президента Российской Федерации; полномочные представители Президента Российской Федерации; дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; Счетная палата Российской Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Аппарат правительства Российской Федерации; Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбиркома Российской Федерации.
Государственная служба в субъектах Российской Федерации осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта Российской Федерации его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе.
На государственной службе в субъектах Российской Федерации не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым, договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно - технический персонал. На лиц, занимающих такие должности (иначе говоря, на «негосударственных служащих») этот Закон не распространяется. Их деятельность регулируется законодательством о труде.
Нормативно-правовая база государственной службы в настоящее время состоит из Конституции Российской Федерации, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.
2. Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.
Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточены вокруг 10 основных принципов:
Сравним бюрократическую и антрепренерскую, или менеджериальную модели государственного управления, реализация которой представляется для многих исследователей и государственных деятелей конечной целью современных административных реформ (таблица – 1). Критерии сравнения выделены известным исследователем административных реформ М. Бэрзелэй.
Таблица 1
Сравнительная характеристика бюрократической
и менеджериальной моделей государственного управления
Критерии различия |
Модель управления | |
Бюрократическая |
Менеджериальная | |
Фокусирование внимания |
На собственных потребностях и перспективах |
На потребностях и перспективах потребителя |
Тип внутренней структуры и отношений |
Иерархическая структура с четким распределением обязанностей и ответственности. Жесткая «пирамидальная» структура. |
Сетевая модель организации с преобладанием отношений доверия и взаимодополняемости. Организация действует как одна команда. |
Оценка собственной деятельности |
По объему освоенных ресурсов и количеству выполняемых задач |
По результатам, представляющим ценность для потребителей |
Гибкость структуры |
Низкая. Организация стремится действовать по раз и навсегда установленным процедурам |
Сравнительно высокая. Алгоритм действий изменяется всякий раз при изменении требований, предъявляемых к производимым услугам. |
Обратная связь |
Формальная. Часто носящая однонаправленный навязывающий характер. |
Реально действующая постоянная коммуникация |
Структура разделения труда |
Жесткое иерархическое разделение аналитической работы от непосредственного обслуживания |
Стимуляция аналитической работы по совершенствованию работы с клиентами чиновников «первой линии» |
Исходя из определения «менеджмента, как науки и искусства управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», мы видим, что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента проявляются в управлении государственными организациями.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.
Информация о работе Менеджеры и служащие в государственных структурах