Методика организации коллективного
творческого дела (КТД)
Понятие «Коллективное Творческое Дело»
определено как социальная деятельность
детской группы, направленная на создание
нового продукта (творческого продукта).
При этом не важно, если этот или похожий
продукт уже был когда-либо создан, главное,
чтобы детская группа, создавала его впервые.
Идея КТД довольно проста: ребята сами
ищут дела по душе, сами делают выбор, сами
их планируют (придумывают, режиссируют)
при деятельном участии вожатого. Вожатый
по ходу подготовки только помогает в
реализации планов, передает свой опыт.
КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену
коллектива находится дело по душе. Это
важно.
Коллективно творческое дело
это:
- Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
- Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива
- Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.
КТД - форма работы,
которая направлена на:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Реализацию коммуникационных потребностей.
- Обучение правилам и формам совместной
работы.
Основные мотивы ребенка для
участия в коллективных творческих делах.
- Потребность в коммуникации;
- Выполнение данного КТД, для того, что
бы принимать участие в других делах;
- Желание выиграть (дух соревнования);
- Интерес в реализации своих способностей
(творческих, интеллектуальных, управленческих,
организационных);
- Осознание развивающей роли КТД;
- Осознание социальной роли КТД (необходимости
данного КТД для других).
Определение роли по подготовке
какого-либо дела
- участник,
- генератор идей,
- участник - организатор,
- организатор.
Организация КТД, этапы:
- Предварительная работа коллектива.
- Коллективное планирование.
- Коллективная подготовка.
- Непосредственное проведение
самого дела.
- Коллективное подведение итогов.
- Ближайшее последействие
КТД.
Положительную результативность
дает -
- Задуманное должно обязательно соответствовать
возрасту, интересам детей данного возраста.
- Подготовка к делу должна создавать радость
в работе, поиск различных решений, возможность
развития творческих способностей детей.
- Коллективное творчество должно стать
полем для самовыражения личности ребенка.
- Любая разумная идея, прозвучавшая из
уст детей, должна быть услышана, по возможности,
принята в том или ином варианте, сегодня
или завтра.
- Каждый ребенок должен найти в подготовке
к делу и в самом деле для себя место: художника,
сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера,
стилиста, болельщика (организованного,
обученного и подготовленного), игрока,
музыкального оформителя, ведущего, организатора.
Почему именно КТД?
- воспитательные задачи, которые ставятся руководителем,
в процессе КТД решаются незаметно для
участников, как бы по ходу дела и открываются
им - в той или иной степени - при обсуждении
результатов коллективного творческого
дела и становятся их требованиями к себе;
- в процессе КТД развиваются все стороны
личности: познавательно-мировоззренческая
(знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая
(чувства, стремления, интересы, потребности),
действенная (умения, навыки, привычки,
способности, черты характера);
- в процессе КТД реализуются различные
методы воспитания: передача руководителями
готового опыта и овладение этим опытом
ребятами, создание нового опыта участниками
вместе с руководителями, соединение этого
опыта с прежним, обмен опытом, его закрепление
и накопление в виде положительных традиций,
дальнейшее их развитие.
- в процессе КТД осуществляется взаимное
воспитание его участников, а также самовоспитание.