Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:58, реферат
Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1) изучить историю происхождения метода мозгового штурма;
2) рассмотреть методологию, принципы и этапы проведения мозгового штурма;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты мозгового штурма…………………………………...5
1.1 История происхождения метода мозгового штурма…………………........5
1.2 Методология и принципы мозгового штурма……………………………..6
2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма…………………...8
2.1 Этапы проведения мозгового штурма……………………………………...8
2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма…………………………...11
2.3 Виды технологий мозгового штурма и его модификации……………...13
3. Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений…………………………………………………………………………..17
3.1 Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма………………………………………….17
3.2 Проблема применения метода мозгового штурма………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
В реальной
практике проведения синектического штурма
на совещании участники, как правило, стремятся
немедленно, без соблюдения всех перечисленных
синектических процедур найти решение
проблемы.
Таким образом, проведение делового совещания
с использованием синектического мозгового
штурма, т.е. внедрение генерирования и
анализа идей в процесс мыслидеятельности
участников - процесс достаточно сложный,
зависящий не только от организаторских
умений, опыта и статуса ведущего деловое
совещание, но и от его специальной компетентности:
коммуникативной и интерактивной.
3.2 Проблема применения метода мозгового
штурма
Исследование вопросов творчества, инноваций
и изменений, проводимые в США, Великобритании
и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций
считают инновации жизненно важными для
бизнеса, но только примерно 4% считают,
что они знают как это делать.
Задача руководителя-лидера как раз состоит
в том, чтобы управлять не только персоналом,
но и оперативным миром, на котором держится
бизнес и предпринимательство, осуществлять
инвестиции в персонал, позволяя людям
раскрывать свои способности так, чтобы
они могли работать творчески, развивая,
совершенствуя методы и технологии, предотвращая,
таким образом, сопротивление переменам
и инновациям.
В целях достижения наилучшего результата
специалистам по управлению человеческими
ресурсами следует применять такие методы
коллективного принятия решений как мозговой
штурм, синектика. Для этого необходимо
в процессе обучения специалистов широко
использовать различные тренинги, деловые
игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов
слушателей обучающихся менеджменту,
маркетингу и коммуникациям, можно заметить,
что такой опыт отсутствует даже в тех
случаях, когда специалистов посылают
на учебу или на курсы в другие города.
Зачастую у прошедшего обучение по возвращении
на работу не требуют не только изменений
в деятельности, но порой даже не просят
отчета. Такой подход к обучению, переподготовке
и повышению квалификации негативно влияет
на процесс управления персоналом и на
организацию в целом.
Успешный креативный тренинг, семинар
опираются на механизм изменения картины
мира у каждого человека, а импровизационные,
творческие технологии и техники обладают
способностью трансформировать стойкие
убеждения, навязчивые мысли и стили поведения
спонтанность, гибкость и оригинальность.
Руководителю, использующему креативные
техники для коллективного принятия решений,
можно обучаться этому и самостоятельно,
используя ряд учебных пособий, книг содержащих
рекомендации по проведению процедуры
мозгового штурма, различных тренингов
и семинаров. Можно многое апробировать
при проведении делового совещания, а
затем, анализируя результаты и наблюдая
за происходящим извлекать уроки, не повторять
ошибок и самосовершенствоваться. Именно
такой подход к профессиональной жизни
способствует успеху, ведет к развитию.
Таким образом, многие современные руководители,
несомненно, читали про мозговые штурмы
или синектику, некоторые даже изучали
эти технологии на курсах и семинарах,
однако, практика свидетельствует, что
большинство из них, проводя деловые совещание
или другие формы делового взаимодействия,
практически не используют эти технологии.
Метод мозговой атаки - одна из наиболее
эффективных форм групповых дискуссий.
Этот метод предназначен для коллективной
генерации большого количества идей по
решению той или иной проблемы. Исследования
выявили тот факт, что количество и качество
выдвигаемых альтернатив существенно
возрастают, когда начальная генерация
идей четко отделена от их оценивания
и окончательной формулировки. Именно
данный принцип положен в основу метода
мозговой атаки, который известен также
под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг),
«коллективная генерации идей», «конференция
идей», «метод обмена мнениями».
Технологии мозгового штурма имеют большую
значимость, так как полезны не только
для коллективного решения проблем на
деловом совещании, для развития творческого
потенциала его участников, для повышения
стоимости ресурсов компании, но также
для развития смысловой, коммуникативной
и эмоциональной компетентности руководителей
и специалистов, формируют у них эффективные
навыки говорения и слушания.
Метод «мозгового штурма» рекомендуется
использовать в практических ситуациях,
характеризующихся отсутствием реальных,
достаточно очевидных вариантов развития
процессов в перспективе. Наиболее часто
он применяется на уровне крупных фирм,
концернов для анализа ситуации, складывающейся
на рынке, для определения круга мероприятий
по преодолению «барьеров».
Этот метод также используется в более
крупных прогнозных системах для осуществления
аналитических функций при поиске вариантов
решений. Метод «мозговой атаки» весьма
эффективен при составлении прогноза
размещения производительных сил в регионе
(особенно объектов производственного
и культурно-бытового назначения), определении
сроков замены оборудования.
Наиболее эффективная из созданных за
рубежом методик психологической активации
творчества – синектка (предложена В.Дж.Гордоном),которая
является развитием и усовершенствованием
метода мозгового штурма.
К достоинствам метода «мозговой атаки»
относятся: легкость освоения и простота
в обращении, незначительные затраты времени
на проведение, универсальность метода,
наиболее эффективен при решении организационных
проблем, а также технических задач невысокого
уровня сложности. Но на равне с достоинствами
метод имеет и свои недостатки, которые
заключаются в следующем: решение относительно
простых задач, отсутствие критериев,
дающих приоритетные направления выдвижения
идей, нет гарантии нахождения сильных
идей.
В данной
работе были рассмотрены как существующие
виды мозгового штурма, так и инновации
в этой области; методология, принципы
и этапы проведения мозгового штурма;
основные виды технологий мозгового штурма
и его модификации.В теоретической части
данной работы рассматривалась история
появления и развития метода мозгового
штурма, а также его методология и принципы.
На основании проведенных исследований
можно сделать вывод о том, что самым главным
в методологии является преодоление стереотипов
мышления и коммуникативных барьеров,
т.е. обеспечение процесса генерации идей,
без их критического анализа и обсуждения;
успех проведения мозгового штурма основывается
на принципе синергии и запрете остановки
генерации идей субъективной оценкой.
Список литературы
1. Панфилова А. П. Мозговые штурмы
в коллективном принятии решений, -Спб,
2005.
2. Голубков Е.П. Какое принять решение?
Москва «Экономика», 1990.
3. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент.
Москва, 1996.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
человек, стратегия, организация, процесс:
2-е изд.: Учебник. М.: Фирма «Гардарика»,1996.
5. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург
Издательский дом «МиМ», 1997.
6. Любимова Н.Г. Менеджмент путь к успеху.
Москва, 1992.
7. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва,
1989.
8. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.:«Акалис»,
1996.
9. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва,
1998.
10. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия
решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой.
М.: Банки и биржи, 1994.
11. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого
решения . Москва:«Интел-синтез»,1997.
12.Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. СПб.,
1999.