Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:13, доклад
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведениемчеловека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Типы мотивации.
Внешняя мотивация.
Среди двух основных типов мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное. Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.
Внутренняя мотивация.
Это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда. По-видимому, наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что-либо ради забавы или из чувства выполненного долга.
Зависимость.
Это ещё один из наиболее распространённых типов мотивации. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт. К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде. Так подкреплением служит неприятное чувство голода, ну а вознаграждением – удовольствие от принятия вкусной пищи. Отказываясь от сильных наркотиков, мы испытываем крайние формы дискомфорта, продолжая принимать их длительное время, перестаём получать удовольствие, однако тяга от этого только усиливается.
Ориентация «от» и «к».
Это наиболее популярный тип мотивации, больше всего известный под названием «метод пряника и кнута». Люди по-разному относятся к раздражителям. Одних людей легко мотивировать возможным поощрением или «пряником», других возможным наказанием или «кнутом». Ориентация «от» и «к» это всего лишь другой способ описания этого метода. Люди, которых легче всего мотивировать возможным наказанием, ориентированы «от» - желают уйти от наказания или боли, которая может быть им причинена. Люди, которых легче мотивировать возможным поощрением, ориентированы «к» - стремятся к получению удовольствия. Иногда появляется необходимость комбинировать эти методы мотивации, в некоторых случаях это способно усилить стремление человека к совершению тех или иных действий.
Мы рассмотрели наиболее распространённые типы мотивации человека, знание их поможет вам подобрать необходимые условия для мотивации себя, ваших подчинённых или любого другого человека. Возможно, в будущем в эту статью будут добавлены и другие существующие типы мотивации. Также, мы разберём каждый тип мотивации отдельно, дабы вы имели возможность получить более точное представление о способах мотивации себя или других людей, и, разумеется, включим в них больше примеров.
Теория Герчикова утверждает, что существует следующие пять типов личности в зависимости от типа мотивации. В чистом виде эти типы встречаются редко, но преобладание у человека 2-3 основных типов выявляется несложными тестами. Сам тест Герчикова можно пройтиздесь. Если вы хотите определить свой мотивационный профиль, для большей объективности рекомендуется сначала пройти тест, получить результат, а потом уже читать дальше.
Инструментальный или
коммерческий тип мотивации персонала. Основная ценность
людей этого типа – размер заработка.
Нематериальные ценности интересуют их
очень мало. Они постоянно сравнивают
свои доходы с аналогичными должностями
и смежными профессиями. И гораздо чаще просят повышения зарплаты. Общеизвестно, что
хорошего специалиста эффективнее переманить,
чем вырастить.
И многие этим пользуются. В моей
практике 80% людей, которые увольнялись
из-за денег – инструменталы. Поэтому
я стараюсь учитывать эти риски и всегда
быть готовым к возможным ультиматумам.
Не вижу также смысла заморачиваться на
какие-то чувства по отношению к ним и
строить отношения. Это ландскнехты бизнеса.
Высокооплачиваемые наемники, которые
постоянно ищут более щедрого работодателя.
Характерные особенности людей с мотивацией
инструментального типа.