Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 01:44, доклад
Общая теория систем (теория систем) — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.
Общая теория систем основные положения. Л.Фон Берталанфи
Карл Людвиг фон Берталанфи (англ. Ludwig von Bertalanffy; 19 сентября 1901, Вена — 12 июня 1972, Нью-Йорк) — австрийский биолог, постоянно проживавший в Канаде и США с 1949 года. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». Постановщик системных задач — прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания.
Сам фон Берталанфи описывает происхождение общей теории систем как результат конфликта между механицизмом и витализмом. Обе точки зрения были для него неприемлемы: первая — как тривиальная, вторая — как вообще антинаучная.
Общая теория систем (теория систем) — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состоит в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов
Истоки ОТС могут
быть, по-видимому, отнесены к началам
естественных наук и философии. Для
нас же отправной вехой будет
1954 г., когда было организовано Общество содействия развитию ОТС
(Society for the Advancement of General Systems Theory). В 1957 г.
название этого общества было изменено
на Общество исследований в области общей
теории систем (Society for General Systems Research). Свой
первый ежегодник “Общие системы” общество
опубликовало в 1956 г, В статье, помещенной
в первом томе ежегодника, Берталанфи
указал причины появления этой новой отрасли
знания:
1. Существует общая тенденция к достижению
единства различных естественных и общественных
наук.
2. Такое единство может быть предметом
изучения ОТС.
3. Эта теория может быть важным средством
формирования строгих теорий в науках
о живой природе и обществе.
4. Развивая объединяющие принципы, которые
имеют место во всех областях знания, эта
теория приблизит нас к цели — достижению
единства науки.
5. Все это может привести к достижению
необходимого единства научного образования
[1].
Мы произвольно выбрали 1954 г. за начало
истории ОТС, Прежде чем перейти к рассмотрению
достижений последующих лет, укажем три
важных момента.
Во-первых, как отметил Берталанфи, понятие
системы не есть “нечто преходящее или
некий итог последних технических достижений...
понятие системы так же старо, как стара
европейская философия... и может быть
прослежено еще у Аристотеля [2].
Во-вторых, некоторые идеи, лежащие в основе
ОТС, встречались в работах немецкого
философа Гегеля (1770—1831); они сводятся
к следующему:
1. Целое есть нечто большее, чем сумма
частей.
2. Целое определяет природу частей.
3. Части не могут быть познаны при рассмотрении
их вне целого.
4. Части находятся в постоянной взаимосвязи
и взаимозависимости.
Как отметил Берталанфи, понятие системы не есть “нечто преходящее или некий итог последних технических достижений... понятие системы так же старо, как стара европейская философия... и может быть прослежено еще у Аристотеля.
В 30-х годах Берталанфи выдвинул ряд плодотворных идей, которые впоследствии были опубликованы. Работы Берталанфи поясняли, почему нельзя рассматривать живую систему как замкнутую. Живая система является открытой и, перемещаясь “от физического уровня к биологическому, социальному и культурному уровням организации, мы обнаруживаем, что на определенных уровнях сложности во взаимосвязях компонентов... может проявиться совершенно новый уровень организации с новыми свойствами”
Имеются следующие основания
для создания теории, принципы которой,
по словам Берталанфи, “справедливы для
систем вообще”,
1. Существуют изоморфизмы, или подобия,
принципов, которые лежат в основе управления
поведением объектов в самых различных
областях. Ввиду того что эти принципы
являются общими для нескольких уровней
организации и могут быть на законных
основаниях перенесены с одного уровня
надругой, разумно создать теорию, которая
сможет объяснить этианалогии и выразить
их с помощью законов.
2. Возникла необходимость в появлении
новой науки, предметом исследования которой
являлись бы сложные организованные структуры,
а не сложные неорганизованные структуры,как
в науках о неживой природе. Как отмечалось
в гл.2, под флагом ОТС собираются те ученые,
занимающиеся проблемами сложности, которые
понимают иллюзорность использования
традиционного научного подхода (разложения
на части и упрощения) для разрешения новых
проблем. Теоретики ОТС придерживаются
той точки зрения, что системная сложность
неподлежит “упрощению”, “разложению
на части” или “исследовованию путем
сведения целого к его составляющим”.
Реально существующие взаимодействия
нельзя исключить из рассмотрения, считая
их линейными или пренебрежимо малыми.
Как замечал Эшби, сложность должна быть
принята как существенное и бесспорно
необходимое свойство. Общая теория системищет
научные методы познания на пути “учета
реально существующих внутренних взаимодействий
и рассмотрения системыкак целого” [7].
Ньютоновская наука считала Вселенную
гигантским механизмом, который подчиняется
совершенным детерминистическим законам
движения. Такая точка зрения предполагала
изучение сложных явлений путем разложения
их на элементарные компоненты. В начале
же XX в. человечество стало свидетелем
неудач такого механистического подхода
при попытках исследовать все более и
более сложные объекты. Метод “расчленение
— анализ” обнаружил свою несостоятельность
при попытках использовать его для изучения
человека, социальных организаций, экономических
систем, окружающей среды и т.п. Итак, развитие
ОТС было обусловлено необходимостью
преодоления недостатков традиционного
редукционизма, т.е. сведения целого к
его частям. “Тогда как редукционизм пытался
найти общность, лежащую в основе всего
разнообразия материальных компонентов
материальной субстанции, таких, как атомы,
современная ОТС старается искать общие
свойства на языке различных аспектов
организации”. ОТС сосредоточивает внимание
на поиске “инвариантов процесса по отношению
к системам”, т.е. инвариантов организации
[8].
3. Далее, было обнаружено, что формулировки,
принятые в физике, плохо подходят к изучению
живых систем, являющихся открытыми. В
рамках таких формулировок не могут быть,
в частности, изучены столь характерные
для живых организм мов процессы, как процессы
старения и развития [9].
4. “Единая концепция мироздания (и науки)
может быть основана не на тщетной и уж
определенно искусственной попытке объяснить
все мироздание средствами физики, а исходя
изизоморфизма законов в различных областях”
[9].
Действительно, Боулдинг подчеркивал
необходимость в “единой основе тех средств
систематизации, с помощью которых будут
объяснены общие взаимосвязи реального
мира”. Поиск этой основы, этого “термина
для описания произвольного уровня конструкции
теоретической модели, который лежит где-то
между в высшей степени общими конструкциями
чистой математики и частными теориями
специальных дисциплин” и является целью
ОТС, говорит Боулдинг [10].
По Рапопорту, ОТС “относится скорее
к мировоззрению или методологии, чем
к теории в том смысле, какой приписан
этому термину в науке”. Акценты поставлены
“на тех аспектах объектов или событий,
которые являются отражением общих свойств
систем, а не их особенностей.... Сила и
научная плодов ворность ОТС зависит от
того, действительно ли существуют свойства,
общие для всех систем, и если это так,
то можно ли, исходя из этих свойств, получить
важные следствия” [11].
5. С XVII в. “естественные науки значительно
опередили философию в деле исследования
природы” [12]. В нашем веке “раздавались
голоса, порицающие такое разобщение..,.
Однако довольно трудно представить, каким
образом можно опять объединить философию
и естественные науки, поскольку последние...
исходят из обязательной экспериментальной
проверки и из дедукции в рамках принятой
в математике строгости рассуждений”
[12]. Общая теория систем включает подход,
состоящий в поиске философских обоснований
конкретной областиестественных наук.
“Предположения в ОТС, возникающие набазе
современных представлений об организмах”,
и философиянауки представляют два наиболее
обещающих пути новогообъединения естественных
наук и философии
«…Из широкого спектра, всеобщего замешательства и противоречий современных социологических теорий (Сорокин, 1928, 1966), можно прийти к одному надежному выводу: что социальные явления должны рассматриваться в качестве «систем» - сложных и в настоящее время неустойчивых как определение того, какими могут быть социокультурные категории. Возникает революционная научная перспектива на основе движения по исследованию общих систем и совокупности принципов, идей и знаний, которые уже позволили достичь более высокой степени научного порядка и понимания в различных областях биологии, психологии и некоторых физических науках… Современные системные исследования могут обеспечить основу системы взглядов, которая будет в большей степени способна раскрыть комплексность и динамические свойства социо-культурной системы (Бакли, 1967)»
«..Последние два десятилетия
мы являемся свидетелями возникновения
«системы» как ключевой концепции
в научном исследовании. Системы, конечно, изучаются
столетиями, однако добавляется и что-то
новое… Тенденция исследовать системы
как сущность, скорее чем как конгломерацию
частей, находится в соответствии с тенденцией
в современной науке не изолировать больше
явления в узко ограниченные контексты,
а открывать для исследования взаимосвязи,
и изучать более крупные «слои» природы.
Под заголовком системные исследования
(а также многие их синонимы) мы наблюдаем
конвергенцию множества специализированных
современных научных явлений.»
…. Эти попытки исследований и многие
другие переплетаются в объединенные
исследовательские усилия, затрагивающие
все расширяющийся спектр научных и прикладных
дисциплин. Мы принимаем участие в том,
что является, возможно, наиболее всеобъемлющими
усилиями по достижению синтеза научных
знаний из всех, что когда-либо предпринимались
(Акофф, 1959).
Таким образом, круг замыкается, и мы возвращаемся
к тем разработкам в современном технологическом
обществе, с которых мы начали. На основе
этих соображений возникает – какими
бы поверхностными они ни были, – то, что
в масштабе современных наук и новых жизненных
концептуализаций, требуются новые идеи
и категории, и что они, так или иначе, сосредотачиваются
вокруг концепции «системы». Для разнообразия
процитируем советского автора:
Разработка конкретных методов для изучения
систем – ведущая тенденция современных
научных знаний, так же как и для науки
19 века была характерна концентрация внимания
на уточнении элементарных форм и процессов
в природе (Левада, в книге Хана, 1967, стр.185).
К сожалению, опасности этого нового достижения
очевидны, и о них довольно часто говорится.
Новый кибернетический мир, согласно психотерапевту
Руешу (1967), интересуется не людьми, а «системами»;
человек представляет собой нечто, что
может быть использовано и заменено. Для
новых утопистов системного проектирования,
по словам Богуслава (1965), именно «человеческий
элемент» является ненадежным компонентом
их разработок.
Этот элемент должен быть устранен или
заменен вычислительной техникой, саморегулирующимися
механизмами и т.п., или он должен быть
сделан настолько надежным, насколько
это возможно, т.е. механизирован, стандартизован,
стать конформистом и контролируемым.
В несколько более жестких терминах, человек
в Большой Системе должен стать – и до
некоторой степени становится – слабоумным,
обученным идиотом или тем, кто просто
нажимает кнопки, т.е. тщательно подготовленным
в некоторой узкой области, но в других
отношениях, - всего лишь часть механизма.
Это соответствует хорошо известному
системному принципу, что в результате
прогрессивной механизации личность становится
неким зубчатым колесом, над которым доминирует
небольшое количество привилегированных
лидеров, окруженных таинственностью
посредственностей, которые преследуют
свои личные интересы под прикрытием идеологий
(Сорокин, 1966, стр. 558 и следующие стр.).
Рассматриваем ли мы позитивное распространение
знаний и благотворный контроль окружающей
среды и общества, или же видим в системном
движении наступление «Смелого Нового Мира»
и «1984» – в любом случае, оно заслуживает интенсивного
изучения.»
(Людвиг фон Берталанфи «Общая Теория
Систем»)
Предметом исследований в рамках этой теории является изучение:
В границах теории систем характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырёх фундаментальных определяющих факторов:
В исключительных случаях,
кроме того, помимо исследования названных
факторов (строение, состав, состояние,
среда), допустимы широкомасштабные
исследования организации элементов
нижних структурно-иерархических
Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е годы[8]. Идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии в Чикагском университете. Однако первые его публикации на эту тему появились только после Второй мировой войны. Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов. Фон Берталанфи также ввёл понятие и исследовал «открытые системы» — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Как в трудах Людвига
фон Берталанфи и в сочинениях
Александра Богданова, так и в
трудах менее значительных авторов,
рассматриваются некоторые
Список использованной литературы:
-http://ru.wikipedia.org
-http://www.vasilysi.info
-Общая теория систем (General System Theory: Foundations, Development, -Applications) Людвиг фон Берталанфи ISBN-10: 0807604534 Перевод: Сторонкина Е.Г. Сидорин В.В.
-http://www.az-design.ru
Информация о работе Общая теория систем основные положения. Л.Фон Берталанфи