Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы организационной культуры;
– провести анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
– разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Введение
3
1 Теоретические основы организационной культуры 3
1.1 Понятие и сущность организационной культуры 6
1.2 Структура и типы организационной культуры 9
1.3 Основные методы исследования организационной культуры 14
2 Анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
18
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Мавр» 16
2.2 Анализ организационной культуры ООО «Мавр» 22
2.3 Достоинства и недостатки организационной культуры ООО «Мавр»
28
3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр»
32
Заключение 33
Список использованной литературы 36
– предоставление услуг по продаже, ремонту и аренде строительного оборудования и электроинструмента:
– электромонтажные работы;
– торговля запасными частями;
– транспортные перевозки.
Миссия компании ООО «Мавр» – ответственность перед клиентами и партнерами на всех этапах сотрудничества, гарантии качества предоставляемых транспортных услуг, выполнение электромонтажных работ любой сложности на самом высоком профессиональном уровне, используя при этом постоянно обновляющиеся технологии и развивая потенциал работников, поддержка положительного имиджа и высокой репутации организации.
Цель компании ООО «Мавр» – достойное служение интересам общества, предоставление клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста фирмы.
Партнерами ООО «Мавр» являются предприятия и организации г. Набережные Челны, а также частные лица.
Для бухгалтерского, юридического и другого сопровождения на предприятии имеется комплект необходимой оргтехники для возможности безналичных расчётов, заключения договоров, оформления документов; использования интернета для связи, поиска необходимой справочной информации и заказа необходимых материалов.
На рисунке 2.1 представлена организационная структура ООО «Мавр».
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Мавр»
Из рисунке 2.1 видно, что организационная структура ООО «Мавр» является линейно-функциональной. Такая структура характерна для небольших компаний.
Предприятие возглавляет директор, который действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Предприятие возглавляет директор, который действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В обязанности директора ООО «Мавр» входит:
– руководство всеми видами деятельности предприятия;
– организация работы и эффективного взаимодействия производственных подразделений предприятия;
– утверждение штатов, заключение трудовых договоров с работниками предприятия, применение к этим работникам мер поощрения и наложение на них взыскания;
– издание приказов и дача указаний, обязательных для исполнения всеми работниками предприятия;
– принятие мер по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по созданию благоприятных и безопасных условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и др.
Эффективность деятельности ООО «Мавр» определяется его финансово-экономическими показателями (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Финансово-экономические показатели деятельности
ООО «Мавр» в 2009-2011 гг.
Показатель |
Годы |
Отклонение 2010/2009 +/- |
Отклонение 2011/2010 +/- | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Выручка, тыс. руб. |
6750 |
7659 |
7512 |
+909 |
-147 |
Прибыль, тыс. руб. |
1408 |
1281 |
1247 |
-127 |
-34 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1197 |
1036 |
713 |
-161 |
-323 |
Рентабельность продаж, % |
20,9 |
16,7 |
11,9 |
-4,2 |
-4,8 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
12630 |
10500 |
8350 |
-2130 |
-2150 |
Источник: Отчеты о деятельности ООО «Мавр.» за 2009-2011 гг.
Из таблицы 2.1 видно, что за 2009-2011 гг. экономические показатели деятельности ООО «Мавр» имеют отрицательную динамику. Так, выручка компании в 2011 году снизилась на 2% относительно 2010 года. Значительно уменьшилась чистая прибыль предприятия. В 2011 году данный показатель снизился более чем на 30%.
Падение основных финансово-экономических показателей компании ООО «Мавр» за 2009-2011 гг. соответственно повлияло и на среднемесячную заработную плату, которая за рассматриваемый период упала более чем на 33%. Главными причинами снижения прибыли компании является растущая конкуренция и рост прочих операционных и внереализационных расходов.
Ключевым ресурсом ООО «Мавр» является персонал предприятия.
В таблице 2.2 представлена количественная и качественная характеристика персонала ООО «Мавр» в 2009-2011 гг.
Таблица 2.2 – Анализ персонала ООО «Мавр» в 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % | |||||||||
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
чел. |
уд. вес, % |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||||
Всего численность персонала |
50 |
100 |
60 |
100 |
56 |
100 |
120 |
93 | |||||
в т.ч. по полу: | |||||||||||||
мужчины |
36 |
72 |
45 |
75 |
41 |
73,2 |
125 |
91 | |||||
женщины |
14 |
28 |
15 |
25 |
15 |
26,8 |
107 |
100 | |||||
по возрасту: | |||||||||||||
20-30 лет |
7 |
14,3 |
10 |
17,2 |
7 |
11,8 |
143 |
70 | |||||
31-40 лет |
18 |
35,7 |
27 |
44,8 |
21 |
36,8 |
150 |
78 | |||||
41-50 лет |
16 |
32,9 |
17 |
28,7 |
21 |
36,8 |
106 |
124 | |||||
свыше 50 лет |
9 |
17,1 |
6 |
9,2 |
7 |
14,5 |
67 |
116 | |||||
по образованию: | |||||||||||||
среднее |
14 |
28,6 |
18 |
30,7 |
13 |
22,4 |
129 |
72 | |||||
сред.-проф. |
21 |
42,9 |
27 |
44,8 |
27 |
47,4 |
129 |
100 | |||||
высшее |
15 |
28,6 |
15 |
34,5 |
17 |
30,3 |
100 |
113 |
Источник: Отчеты о деятельности ООО «Мавр.» за 2009-2011 гг.
Из таблицы 2.2 видно, что численность персонала в рассматриваемый период увеличилась на 6 человек. Однако в 2011 году численность снизилась на 4 человека. Такая тенденция связана с увольнением работников с предприятия.
Основную долю персонала составляют мужчины, средний удельный вес которых в 2009-2011 гг. составил 73%.
Анализируя состав сотрудников ООО «Мавр» по возрасту, можно сделать вывод о том, что большая часть сотрудников приходится на возраст от 31 до 40 лет. В среднем за рассматриваемый период их доля составила 39%. Наименьший удельный вес занимает персонал свыше 50 лет.
Образовательный уровень персонала выглядит следующим образом: наибольший удельный вес приходится на работников со средне-профессиональным образованием. За анализируемый период в среднем их доля составила 45%. Высшее образование в среднем имеют 31% работников.
Все руководители компании имеют высшее образование, квалификационные требования к персоналу выдержаны.
Таким образом, компания ООО «Мавр» создана в 2003 году. Основными направлениями деятельности предприятия являются предоставление услуг по продаже, ремонту и аренде строительного оборудования и электроинструмента, электромонтажные работы, торговля запасными частями, транспортные перевозки. Прибыль ООО «Мавр» за 2009-2011 гг. снизилась по причине роста конкуренции, а также высоких затрат компании
2.2 Анализ организационной культуры ООО «Мавр»
Одним из важнейших аспектов управления ООО «Мавр» является формирование и поддержание организационной культуры.
В число используемых методов исследования организационной культуры ООО «Мавр» вошли следующие:
– наблюдение;
– устный опрос членов производственной группы;
– анализ производственной документации, отражающей нормы организационной культуры.
Культура ООО «Мавр» начала формироваться в тот момент, когда создавалась компания.
Организационная культура компании подразумевает обязательное наличие нормативных документов.
В компании приняты следующие локальные нормативные акты, относящиеся к организационной культуре (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3 – Локальные нормативные документы ООО «Мавр» содержащие нормы организационной культуры компании
Наименование документа |
Дата принятия документа |
Основное содержание документа |
Правила внутреннего трудового распорядка |
20.09.2003 г. |
Регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации |
Положение об оплате труда и премировании |
10.02.2009 г. |
Содержит подробное описание системы оплаты труда, действующей на предприятии. В нем указаны все составляющие оплаты труда: должностные оклады, тарифные ставки, доплаты и надбавки, премии и другие компенсационные и стимулирующие выплаты, полагающиеся работникам с учетом специфики работы организации, в том числе при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных |
Должностные инструкции |
04.02.2010 г. |
Определяют круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения |
Как видно из таблицы 2.3, все локальные документы, содержащие нормы организационной культуры ООО «Мавр» являются обязательными с точки зрения трудового законодательства.
Организационная культура ООО «Мавр» характеризуется множеством элементов. В ее состав входят миссия, цели, задачи и ценности компании, логотип, символика, система коммуникации, стиль взаимоотношений, традиции, ритуалы, система стимулирования, имидж компании и сотрудников, характер взаимоотношений между подразделениями и др.
Ядром организационной культуры ООО «Мавр» являются ценности, которые разделяют все сотрудники компании.
Ценности ООО «Мавр»:
– работа может быть выполнена только на «отлично»;
– интересы потребителя превыше всего;
– успех компании – это мой успех;
– настрой на взаимопомощь и поддержание хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
– не конкуренция, а сотрудничество на работе, направленное на достижение общей цели.
Место расположение компании тоже относится к организационной культуре.
На территории офиса ООО «Мавр» имеются информационные щиты фирмы, где речь идет об истории компании, ее услугах и целях, о ценностях, нормах, правилах, традициях, принятых в компании. Кроме этого на стенах приемной вывешены грамоты, сертификаты, предметы искусства. На дверях кабинетов имеются таблички с указанием наименования компании и отдела.
Наличие этих элементов создает информационную базу организации.
Организационная культура рассматриваемой компании проявляется также во внешнем виде сотрудников.
Административный персонал компании ходит на работу в офисном стиле. Рабочие снабжаются комплектом спецодежды в зависимости от времени года на которой нанесено название организации ООО «Мавр».
В компании неприемлемым считается излишек парфюмерии, обилие косметики, броские массивные украшения, мини-юбки, спортивная одежда, неопрятная прическа.
Автор выяснил, что в компании отсутствует какой-либо документ, регламентирующий внешний вид сотрудников, однако требования к офисному стилю сотрудников административного персонала присутствуют в негласных правилах, исходящих от директора ООО «Мавр».
Неотъемлемой частью имиджа компании является атрибутика.
Автор в ходе анализа выявил, что данный элемент организационной культуры в ООО «Мавр» отсутствует. В компании нет собственной символики, логотипа, отсутствуют визитки, фирменные бланки с атрибутикой компании.