Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:58, курсовая работа
В настоящее время в условиях индустриального экономического роста и преобладания технократического хозяйственного поведения и мышления, организационная культура предопределяет место организации в более широкой внешней среде, способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Она действует в жизни организации как предпосылка, образец и стереотип при формировании стратегии, принятии решений, распределении власти, в поведении персонала. Для успешной работы организации необходимо учитывать влияние культуры на производительность, текучесть кадров, удовлетворенность работой. Преуспевающие предприятия для повышения эффективности своей деятельности используют комплексные программы управления человеческими ресурсами, важная роль в которых принадлежит организационной культуре
Введение
Глава 1. Концепция организационной культуры
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
1.2 Типы и функции
Глава 2. Влияние культуры на жизнь организации
Глава 3. Развитие организационной культуры
3.1 Проблемы формирования
3.2 Проблемы восприятия и поддержания культуры
Заключение
Список литературы
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у каждого рассмотренного типа организационной культуры присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать в формировании той или иной организационной культуры в предприятии. Также каждый тип организационной культуры, как правило, характерен для определенной сфере деятельности.
Глава 2. Влияние культуры на жизнь организации
Организационная культура оказывает очень сильное влияние на персонал и деятельность предприятия в целом. Влияние культуры на организационную эффективность определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации. Существует четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации. Во-первых, когда игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии. Во-вторых, система управления подстраивается под существующую в организации культуру, такой подход строится на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений в саму стратегию. Так, при переходе от механистической схеме организации на многих производственных предприятиях долгое время не удается изменить организационную культуру на сборочных участках. В этом случае в решении проблемы может помочь третий подход. А именно: делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии. Это наиболее сложный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть главным для достижения долговременного успеха фирмы. И наконец, с помощью четвертого подхода изменяется стратегия с целью подстроить ее под существующую культуру. Можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации. Первый, как это было показано выше, - культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.3
Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные служат основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации. Набор переменных, выбираемых руководством для анализа организации, может быть связан непосредственно с уровнем организационного взаимодействия: организация - внешняя среда; группа - группа; индивид - организация. При этом для каждого уровня (индивид, группа, организация) могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов организации, так и удовлетворенность. Кроме того, каждая из указанных групп переменных может рассматриваться во временном аспекте и быть преимущественно ориентированной на краткосрочную или долгосрочную перспективу.
Рассмотрим три модели влияния культуры на эффективность деятельности организации.
Первая – это модель Сате, он выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
1) Кооперация между индивидами
и частями организации. Кооперацию
как образец поведения в
2) Принятие решений. Влияние культуры
на принятие решений
3) Контроль. Сущность процесса контроля
заключается в стимулировании
действий в направлении
4) Коммуникации. Влияние культуры
на коммуникации происходит по
двум направлениям. Первое - это отсутствие
необходимости в коммуникации
в делах, по которым имеются
разделяемые предположения. В этом
случае определенные действия
совершаются как бы без слов.
Второе - разделяемые предположения
обеспечивают направленность и
оказывают помощь в
5) Лояльность организации. Индивид
чувствует себя посвященным
6) Восприятие организационной
7) Оправдание своего поведения.
Культура помогает людям в
организации действовать
Вторая модель - это модель Питерса-Уотермана. Авторы известного бестселлера «В поисках успешного управления», они обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Писатели обобщили управленческую практику и вывели ряд верований и ценностей организационной культуры, которые, по их мнению, способны привести к успеху:
1) Вера в действия. Согласно этой
ценности, решения принимаются даже
в условиях недостатка
2) Связь с потребителем. Для успешно
действующих компаний
3) Поощрение автономии и
4) Рассмотрение людей как
5) Знание того, чем управляешь. В
соответствии с этой глубоко
укоренившейся культурной
6) Не заниматься тем, чего не
знаешь. Данное положение относится
к разряду одной из важных
характеристик культуры
7) Простая структура и
8) Одновременное сочетание
Третья – это модель Т. Парсонса. В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Суть модели состоит в том, что для своего процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями. Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели.
Таким образом необходимо осознавать влияние культуры на организацию, находить способы внедрения культуры на предприятие и если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха.
Глава 3. Развитие организационной культуры
3.1 Проблемы формирования
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится на стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения. Вторая проблема - это внутренняя интеграция. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам, так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.
Проблемы внешней адаптации и выживания:
- Миссия и стратегия. Определение
миссии организации и ее
- Цели. Установление специфических целей; достижение согласия по целям.
- Средства. Методы, используемые для
достижения целей; достижение согласия
по используемым методам; решения
по организационной структуре, системам
стимулирования и
- Контроль. Установление критериев измерения достигнутых
индивидом и группами результатов; создание информационной системы.
Информация о работе Организационная культура, проблемы ее формирования