Организационные структуры организации в ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры. Задачи: 1.Провести подробный анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры 2.Рассмотреть структуру управления Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, дать ее полный анализ. 3.Провести обоснование целесообразности проектирования новой структуры управления.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
Организационные структуры организаций в ХМАО
1.Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры _____________4-10
2.Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки_________________________________________________________10-15
3.Обоснование целесообразности проектирования структуры управления Департамента образования и науки_______________________________15-18
4. Реорганизация департамента образования и науки в департамент образования и молодежной политики, его структура________________18-19
Заключение ___________________________________________________20-21
Список Литературы ____________________________________________22-23

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организации 1 курс.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

ГБОУ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

_____________________________________________________________________

Факультет управления

Институт  экономики и управления

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема «Организационные структуры организации в ХМАО»

 

 

 

 

Выполнил: студент  23-29 гр. 1 курса

     Управление факультета                             

Гайнатуллина Валерия

Руслановна

Проверил:

Бакшеев Сергей

Леонидович

 

 

Сургут 2013

Содержание

Введение _________________________________________________________3

Организационные структуры организаций в ХМАО

1.Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры _____________4-10

2.Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки_________________________________________________________10-15

3.Обоснование целесообразности проектирования структуры управления Департамента образования и науки_______________________________15-18

4. Реорганизация департамента образования и науки в департамент образования и молодежной политики, его структура________________18-19

Заключение ___________________________________________________20-21

Список  Литературы ____________________________________________22-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационной  структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются  подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются  системы контроля и внутриорганизационных  взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей. Таким  образом, очевидно, что от правильного  выбора организационной структуры, от ее успешного функционирования и  способности обновляться в связи  с быстро изменяющимися внешними условиями зависит жизнь организации.

 

Цель данной работы - рассмотреть  сущность организационной структуры  структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.  

 

Задачи:

1.Провести подробный анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры 
 
2.Рассмотреть  структуру управления Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, дать ее полный анализ. 
 
3.Провести обоснование целесообразности проектирования новой структуры управления. 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ действующей  структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского  автономного округа – Югры

 
Департамент образования  и науки Ханты - Мансийского автономного  округа - Югры (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной  власти Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры (далее – автономный округ), обеспечивающим проведение единой государственной политики в области  образования и науки, а также  координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов  государственной власти автономного  округа в случаях и порядке, установленных  законодательством автономного  округа. 
 
Департамент подчинен Правительству автономного округа, непосредственно курируется заместителем Председателя Правительства автономного округа по вопросам образования, науки и внешним связям. 
 
Основными задачами Департамента являются: 

- обеспечение проведения  единой государственной политики  в области образования и науки  в автономном округе; 
 
- нормативно-правовое регулирование в сфере образования и науки в автономном округе; 
 
- осуществление отдельных полномочий в сфере образования и науки, переданных Департаменту Правительством автономного округа; 
 
- осуществление общего руководства в сфере образования и науки автономного округа, контроля над рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; определение приоритетных направлений развития образования и науки в автономном округе и их реализацией; 
 
- координация деятельности органов исполнительной власти автономного округа, субъектов государственной, муниципальной и частной систем образования и науки, иных хозяйствующих субъектов в сфере образования и науки автономного округа. 
 
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия и функции: 
 
- участие в реализации на территории автономного округа федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование» в пределах своей компетенции; 
 
- разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа в сфере образования и науки, организация их исполнения; 
 
- определение содержания контроля качества образования для проведения процедур государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, в том числе в форме ЕГЭ; 
 
- обеспечение сохранения языков и культур всех народов Российской Федерации; 
 
- обеспечение сохранения и развития значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства; 
 
- разработка и осуществления мер по работе с одаренными детьми, в том числе координация деятельности образовательных учреждений в работе с одаренными детьми; 
 
- содействие развитию международного сотрудничества образовательных учреждений автономного округа и осуществление мероприятий по международному сотрудничеству в сфере образования и науки в соответствии с международными договорами Российской федерации и автономного округа, в том числе разработка основных направлений международного сотрудничества подведомственных образовательных учреждений, организация обмена опытом их международной деятельности, реализации международных программ и проектов по направлениям развития образования и науки; 
 
- участие в организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи; 
 
- организация и проведение в пределах компетенции Департамента олимпиад, смотров, конкурсов, выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров и других мероприятий в сфере образования и науки автономного округа; 
 
- осуществление координации деятельности учреждений, подведомственных Департаменту и многие другие. 
 
Для достижения главной цели деятельности Департамента реализована система тактических задач: 

1. повышение доступности качественных образовательных услуг; 

2. повышение эффективности управления в сфере образования; 
 
3. совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 
 
4. совершенствование содержания и технологий образования; 
 
5. создание региональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений; 
 
6. приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики; 
 
7. модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения, обучающихся в образовательных учреждениях; 
 
8. приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации; 
 
9. информационная и социологическая поддержка образовательной политики. 
 
Таким образом, деятельность Департамента образования и науки направлена на предоставление населению Югры качественных образовательных услуг, отвечающих современным требованиям и условиям социально-экономического развития региона в части обеспечения установленных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования. 
 
Рассмотрим организационные основы деятельности каждого отдела Департамента. 
 
1. Управление по обеспечению прав детей на образование состоит из трех отделов: 
 
- отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование; 
 
- отдел общего специального и дошкольного образования; 
 
- отдел координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей; 
 
- отдел организации деятельности по опеке и попечительству и охране прав детей. 
 
Все отделы данного управления находятся под подчинением начальника управления, который, в свою очередь, подчиняется первому заместителю директора Департамента. 
 
Основными функциями управления является обеспечение соблюдения законодательства по обеспечению прав детей на получение общего, специального и дошкольного образования, осуществление комплексных проверок образовательных учреждений, а также обеспечение безопасности детей. 
 
2. Управление профессионального образования и науки состоит из двух отделов: 
 
- отдел высшего профессионального образования и науки осуществляет контроль проверку и регулирование нормального функционирования высших учебных заведений; 
 
- отдел начального и среднего профессионального образования, функцией которого является обеспечение работы и контроль за учебными заведениями начального и среднего профессионального образования. 
 
За деятельностью данного управления следит заместитель директора Департамента – начальник управления. 
 
3. Управление перспективного развития и координации программ обучения состоит из четырех отделов: 
 
- отдел воспитательной работы и дополнительного образования, к нему относятся различные секции, кружки, школы искусств; 
 
- отдел развития образования и реализации комплексных проектов; 
 
- отдел информационно-аналитического обеспечения; 
 
- отдел информатизации образования. 
 
Все вышеперечисленные отделы находятся под управлением заместителя директора по перспективному развитию и координации программ обучения. 
 
4. Управление финансово-экономического обеспечения включает в себя два отдела: 
 
- отдел информирования и финансово-экономического обеспечения; 
 
- отдел финансово-экономического мониторинга целевых программ и госзаказа. 
 
Во главе – заместитель директора – начальник управления. 
 
5. Управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля состоит из двух отделов: 

- отдел бюджетного учета  и отчетности; 
 
- отдел финансового контроля. 
 
Существует еще три невзаимосвязанных отдела, которые подчиняются помощнику директора Департамента, это: 
 
- отдел государственной гражданской службы и кадров (занимается подбором персонала, учетом рабочего времени, отпусками, больничными, военной службой, увольнениями и т.д.) 
 
- общий отдел; 
 
- отдел государственно-правовых и договорных отношений. 
 
Рассматриваемая организационная структура является линейно – функциональной ступенчато-иерархической структурой организации управления. При таком виде организации линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения. Структура в значительной степени отражает штатное расписание организации. 
 
Преимуществом данной структуры управления является возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников; точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров); способствует стандартизации, формализации и программированию процесса; а так же простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом. 
 
Таким образом, проанализировав действующую организационную структуру Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, можно выделить ряд недостатков: 
 
1. данная структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы; 
 
2. невозможность управлять процессом изменений, направленных на

совершенствование работы; 
 
3. дублирование функций управления в разных отделах, что приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата. 
 
Для устранения выявленных недостатков структуры департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо спроектировать новую организационную структуру. Об этом подробно будет написано в следующей главе.

 

2. Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 

В современных условиях процесс  реструктуризации организации становится объективной необходимостью, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия  и его выживание. За последнее  десятилетие практически ни одна ведущая корпорация в мире не смогла избежать рискованной и болезненной  процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытка обойтись без серьезных изменений привели  к исчезновению каждой четвертой  компании из списка 500 ведущих корпораций мира. 
 
При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия: 
 
· решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений; 
 
· все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений; 
 
· на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении. 
 
Согласно классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. 
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. 
 
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 
 
1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы. 
 
2.  Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру. 
 
3.  Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Рассмотрим подробно преобразования, которые были проведены относительно старой организационной структуры  Департамента. 
 
1. Управление по обеспечению прав детей на образование было переименовано в управление реализации государственной политики в сфере общего образования. 
 
Был ликвидирован отдел организации деятельности по опеке и поручительству и охране прав детей в связи с наделениями данными полномочиями департамента труда и социальной защиты населения. 
 
Отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование был совмещен с отделом координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей, был назван отделом обеспечения безопасности жизнедеятельности и перенесен в управление ресурсного обеспечения. 
 
В общем, в управлении реализации государственной политики в сфере общего образования осталось два отдела: 
 
- отдел общего образования, который раньше назывался отделом общего, специального и дошкольного образования; 
 
- отдел дополнительного образования и технологий воспитания, который раньше входил в состав управления перспективного развития и координации программ образования. В его функции входит контроль и регулирования нормального функционирования разного рода кружков, секций, школ искусств. 
 
Все отделы данного управления раньше подчинялись начальнику управления, должность которого была сокращена, таким образом управление реализации государственной политики в сфере общего образования осталось в непосредственном подчинении заместителя директора. 
 
2. Управление профессионального образования и науки практически не изменился, сменились только названия отделов: 
 
- отдел высшего профессионального образования и науки был переименован в отдел высшего образования и научного обеспечения регионального развития; 
 
- отдел начального и среднего профессионального образования стал отделом довузовского профессионального образования. 
 
Должность начальника управления была сокращена, управление передали в подчинение заместителю директора по профессиональному образованию и науке. 
 
3. Большим изменениям было подвергнуто управление перспективного развития и координации и программ образования. 
 
Отдел воспитательной работы и дополнительного образования был переименован в отдел дополнительного образования и технологий воспитания и перенесен в управление реализации государственной политики в сфере общего образования. 
 
Отдел развития образования и реализации комплексных проектов был совмещен с отделом информационно-аналитического обеспечения, который в новой структуре управления стал называться отделом стратегического анализа и критериального планирования. 
 
Отдел информатизации образования был переименован в отдел информационного обеспечения управления развитием. 
 
4. В структуре управления финансово-экономического обеспечения появился дополнительный третий отдел – отдел координации деятельности государственных образовательных учреждений. 
 
Название отдела финансово – экономического мониторинга целевых программ и госзаказа было упрощено в отдел экономического обеспечения программной деятельности. 
 
Должность начальника управления была ликвидирована, управление осталось под непосредственным подчинением заместителя директора Департамента. В его же подчинение ввели управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля. Состав его остался прежний: 
 
- отдел бюджетного учета и отчетности; 
 
- отдел финансового контроля. 
 
5. Было создано управление ресурсного обеспечения, в состав которого вошли: 
 
- отдел организационно-правового обеспечения; 
 
- отдел кадрового обеспечения системы образования; 
 
- отдел обеспечения безопасности жизнедеятельности; 
 
- хозяйственная группа. 
 
Отдел организационно-правового обеспечения был образован в результате слияния общего отдела с отделом государственно-правовых и договорных отношений. 
 
В состав отдела кадрового обеспечения системы образования вошел бывший отдел государственной, гражданской службы и кадров и помощник директора. 
 
Хозяйственная группа была выделена из общего отдела. В ее состав входит несколько человек: завхоз и водители. 
 
Таким образом, спроектировав и проанализировав новую структуру управления Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, можно сделать следующие выводы: 
 
1. новая структура является более гибкой; 
 
2. отсутствует нагруженность и большое количество отделов и подразделений во всей организационной структуре; 
 
3. каждый отдел занимается строго работой, касающейся только его ведения; 
 
4. не происходит дублирование обязанностей в различных отделах. 
 
О целесообразности проектирования новой структуры управления будет описано в следующем параграфе. 

Информация о работе Организационные структуры организации в ХМАО