Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:40, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры. Задачи: 1.Провести подробный анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры 2.Рассмотреть структуру управления Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, дать ее полный анализ. 3.Провести обоснование целесообразности проектирования новой структуры управления.
Введение _________________________________________________________3
Организационные структуры организаций в ХМАО
1.Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры _____________4-10
2.Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки_________________________________________________________10-15
3.Обоснование целесообразности проектирования структуры управления Департамента образования и науки_______________________________15-18
4. Реорганизация департамента образования и науки в департамент образования и молодежной политики, его структура________________18-19
Заключение ___________________________________________________20-21
Список Литературы ____________________________________________22-23
ГБОУ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»
______________________________
Факультет управления
Институт экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема «Организационные структуры организации в ХМАО»
Выполнил: студент 23-29 гр. 1 курса
Управление факультета
Гайнатуллина Валерия
Руслановна
Проверил:
Бакшеев Сергей
Леонидович
Сургут 2013
Содержание
Введение ______________________________
Организационные структуры организаций в ХМАО
1.Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры _____________4-10
2.Проектирование
новой структуры управления Департамента
образования и науки_________________________
3.Обоснование
целесообразности проектирования структуры
управления Департамента образования
и науки_________________________
4. Реорганизация департамента образования и науки в департамент образования и молодежной политики, его структура________________18-19
Заключение ______________________________
Список
Литературы ______________________________
Введение
В процессе
управления любой организацией огромная
роль принадлежит организационной
структуре, поскольку именно с ее
помощью структурируются и
Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.
Задачи:
1.Провести подробный анализ
действующей структуры управления Департамента
образования и науки Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры
2.Рассмотреть структуру
управления Департамента образования
и науки Ханты – Мансийского автономного
округа – Югры, дать ее полный анализ.
3.Провести обоснование целесообразности
проектирования новой структуры управления.
Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
Департамент образования
и науки Ханты - Мансийского автономного
округа - Югры (далее - Департамент) является
исполнительным органом государственной
власти Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (далее – автономный
округ), обеспечивающим проведение единой
государственной политики в области
образования и науки, а также
координирующим деятельность в этой
сфере иных исполнительных органов
государственной власти автономного
округа в случаях и порядке, установленных
законодательством автономного
округа.
Департамент подчинен Правительству
автономного округа, непосредственно
курируется заместителем Председателя
Правительства автономного округа по
вопросам образования, науки и внешним
связям.
Основными задачами Департамента
являются:
- обеспечение проведения
единой государственной
- нормативно-правовое регулирование
в сфере образования и науки в автономном
округе;
- осуществление отдельных полномочий
в сфере образования и науки, переданных
Департаменту Правительством автономного
округа;
- осуществление общего руководства
в сфере образования и науки автономного
округа, контроля над рациональным использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
определение приоритетных направлений
развития образования и науки в автономном
округе и их реализацией;
- координация деятельности
органов исполнительной власти автономного
округа, субъектов государственной, муниципальной
и частной систем образования и науки,
иных хозяйствующих субъектов в сфере
образования и науки автономного округа.
Департамент в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет
следующие полномочия и функции:
- участие в реализации на территории
автономного округа федеральных целевых
программ и приоритетного национального
проекта «Образование» в пределах своей
компетенции;
- разработка проектов законов
и иных нормативных правовых актов автономного
округа в сфере образования и науки, организация
их исполнения;
- определение содержания контроля
качества образования для проведения
процедур государственной итоговой аттестации
выпускников общеобразовательных учреждений,
в том числе в форме ЕГЭ;
- обеспечение сохранения языков
и культур всех народов Российской Федерации;
- обеспечение сохранения и
развития значимости русского языка как
одного из объединяющих факторов многонационального
Российского государства;
- разработка и осуществления
мер по работе с одаренными детьми, в том
числе координация деятельности образовательных
учреждений в работе с одаренными детьми;
- содействие развитию международного
сотрудничества образовательных учреждений
автономного округа и осуществление мероприятий
по международному сотрудничеству в сфере
образования и науки в соответствии с
международными договорами Российской
федерации и автономного округа, в том
числе разработка основных направлений
международного сотрудничества подведомственных
образовательных учреждений, организация
обмена опытом их международной деятельности,
реализации международных программ и
проектов по направлениям развития образования
и науки;
- участие в организации летнего
отдыха, оздоровления и занятости детей,
подростков и учащейся молодежи;
- организация и проведение
в пределах компетенции Департамента
олимпиад, смотров, конкурсов, выставок,
ярмарок, фестивалей, семинаров и других
мероприятий в сфере образования и науки
автономного округа;
- осуществление координации
деятельности учреждений, подведомственных
Департаменту и многие другие.
Для достижения главной цели
деятельности Департамента реализована
система тактических задач:
1. повышение доступности качественных
образовательных услуг;
2. повышение эффективности
управления в сфере образования;
3. совершенствование экономических
механизмов в сфере образования;
4. совершенствование содержания
и технологий образования;
5. создание региональной системы
оценки качества образования, направленной
на адекватную и гласную оценку результатов
работы образовательных учреждений;
6. приведение профессионально-
7. модернизация системы мер
адресной социальной поддержки и стипендиального
обеспечения, обучающихся в образовательных
учреждениях;
8. приоритетное развитие фундаментальной
науки, сохранение и поддержка ведущих
научных школ, содействие воспроизводству
и повышению качества ее кадрового потенциала,
включая подготовку кадров высшей квалификации;
9. информационная и социологическая
поддержка образовательной политики.
Таким образом, деятельность
Департамента образования и науки направлена
на предоставление населению Югры качественных
образовательных услуг, отвечающих современным
требованиям и условиям социально-экономического
развития региона в части обеспечения
установленных действующим законодательством
полномочий органов государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры в сфере образования.
Рассмотрим организационные
основы деятельности каждого отдела Департамента.
1. Управление по обеспечению
прав детей на образование состоит из
трех отделов:
- отдел комплексного обеспечения
соблюдения законодательства по обеспечению
права на образование;
- отдел общего специального
и дошкольного образования;
- отдел координации систем
сопровождения и обеспечения безопасности
детей;
- отдел организации деятельности
по опеке и попечительству и охране прав
детей.
Все отделы данного управления
находятся под подчинением начальника
управления, который, в свою очередь, подчиняется
первому заместителю директора Департамента.
Основными функциями управления
является обеспечение соблюдения законодательства
по обеспечению прав детей на получение
общего, специального и дошкольного образования,
осуществление комплексных проверок образовательных
учреждений, а также обеспечение безопасности
детей.
2. Управление профессионального
образования и науки состоит из двух отделов:
- отдел высшего профессионального
образования и науки осуществляет контроль
проверку и регулирование нормального
функционирования высших учебных заведений;
- отдел начального и среднего
профессионального образования, функцией
которого является обеспечение работы
и контроль за учебными заведениями начального
и среднего профессионального образования.
За деятельностью данного управления
следит заместитель директора Департамента
– начальник управления.
3. Управление перспективного
развития и координации программ обучения
состоит из четырех отделов:
- отдел воспитательной работы
и дополнительного образования, к нему
относятся различные секции, кружки, школы
искусств;
- отдел развития образования
и реализации комплексных проектов;
- отдел информационно-аналитического
обеспечения;
- отдел информатизации образования.
Все вышеперечисленные отделы
находятся под управлением заместителя
директора по перспективному развитию
и координации программ обучения.
4. Управление финансово-экономического
обеспечения включает в себя два отдела:
- отдел информирования и финансово-экономического
обеспечения;
- отдел финансово-экономического
мониторинга целевых программ и госзаказа.
Во главе – заместитель директора
– начальник управления.
5. Управление бюджетного учета,
отчетности и финансового контроля состоит
из двух отделов:
- отдел бюджетного учета
и отчетности;
- отдел финансового контроля.
Существует еще три невзаимосвязанных
отдела, которые подчиняются помощнику
директора Департамента, это:
- отдел государственной гражданской
службы и кадров (занимается подбором
персонала, учетом рабочего времени, отпусками,
больничными, военной службой, увольнениями
и т.д.)
- общий отдел;
- отдел государственно-правовых
и договорных отношений.
Рассматриваемая организационная
структура является линейно – функциональной
ступенчато-иерархической структурой
организации управления. При таком виде
организации линейные руководители являются
единоначальниками, а им оказывают помощь
функциональные подразделения. Структура
в значительной степени отражает штатное
расписание организации.
Преимуществом данной структуры
управления является возможность получить
высокую степень профессиональной специализации
сотрудников; точно определить места и
необходимые ресурсы (особенно кадров);
способствует стандартизации, формализации
и программированию процесса; а так же
простота и привычность, четкость распределения
функций управления между руководящим
персоналом.
Таким образом, проанализировав
действующую организационную структуру
Департамента образования и науки Ханты
- Мансийского автономного округа - Югры,
можно выделить ряд недостатков:
1. данная структура не способствует
росту потенциала людей, каждый из которых
использует только ту часть своих способностей,
которая непосредственно требуется по
характеру выполняемой работы;
2. невозможность управлять
процессом изменений, направленных на
совершенствование работы;
3. дублирование функций управления
в разных отделах, что приводит к росту
затрат на содержание управленческого
аппарата.
Для устранения выявленных
недостатков структуры департамента образования
и науки Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры необходимо спроектировать
новую организационную структуру. Об этом
подробно будет написано в следующей главе.
2. Проектирование
новой структуры управления Департамента
образования и науки Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
В современных условиях процесс
реструктуризации организации становится
объективной необходимостью, обеспечивающий
конкурентоспособность
При проектировании организационной
структуры управления необходимо обеспечить
эффективное распределение функций управления
по подразделениям. При этом требовалось
выполнить следующие условия:
· решение одних и тех же вопросов
не должно находиться в ведении разных
подразделений;
· все функции управления должны
входить в обязанности управляющих подразделений;
· на данное подразделение не
должно возлагаться решение вопросов,
которые эффективнее решать в другом подразделении.
Согласно классической теории
организации, структура предприятия должна
разрабатываться сверху вниз. Последовательность
разработки организационной структуры
схожа с последовательностью элементов
процесса планирования.
Процесс формирования организационной
структуры включает в себя формулировку
целей и задач, определение состава и место
подразделений, их ресурсное обеспечение
(включая численность работающих), разработку
регламентирующих процедур, документов,
положений, закрепляющих и регулирующих
формы, методы, процессы, которые осуществляются
в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать
по трем крупным стадиям:
1. Формирование общей структурной
схемы во всех случаях имеет принципиальное
значение, поскольку при этом определяются
главные характеристики организации,
а также направления, по которым должно
быть осуществлено более углублённое
проектирование как организационной структуры,
так и др. важнейших аспектов системы.
2. Разработка состава основных
подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается
реализация организационных решений не
только в целом по крупным линейно-функциональным
и программно – целевым блокам, но и вплоть
до самостоятельных (базовых) подразделений
аппарата управления, распределения конкретных
задач между ними и построения внутриорганизационных
связей. Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятельные структурные
единицы (отделы, бюро, управления, сектора,
лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-функциональные и
программно-целевые подсистемы. Базовые
подразделения могут иметь свою внутреннюю
структуру.
3. Регламентация организационной
структуры – предусматривает разработку
количественных характеристик аппарата
управления и процедур управленческой
деятельности. Она включает: определение
состава внутренних элементов базовых
подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной численности подразделений;
распределение задач и работ между конкретными
исполнителями; установление ответственности
за их выполнение; разработку процедур
выполнения управленческих работ в подразделениях;
расчёты затрат на управление и показателей
эффективности аппарата управления в
условиях проектированной организационной
структуры.
Рассмотрим подробно преобразования,
которые были проведены относительно
старой организационной структуры
Департамента.
1. Управление по обеспечению
прав детей на образование было переименовано
в управление реализации государственной
политики в сфере общего образования.
Был ликвидирован отдел организации
деятельности по опеке и поручительству
и охране прав детей в связи с наделениями
данными полномочиями департамента труда
и социальной защиты населения.
Отдел комплексного обеспечения
соблюдения законодательства по обеспечению
права на образование был совмещен с отделом
координации систем сопровождения и обеспечения
безопасности детей, был назван отделом
обеспечения безопасности жизнедеятельности
и перенесен в управление ресурсного обеспечения.
В общем, в управлении реализации
государственной политики в сфере общего
образования осталось два отдела:
- отдел общего образования,
который раньше назывался отделом общего,
специального и дошкольного образования;
- отдел дополнительного образования
и технологий воспитания, который раньше
входил в состав управления перспективного
развития и координации программ образования.
В его функции входит контроль и регулирования
нормального функционирования разного
рода кружков, секций, школ искусств.
Все отделы данного управления
раньше подчинялись начальнику управления,
должность которого была сокращена, таким
образом управление реализации государственной
политики в сфере общего образования осталось
в непосредственном подчинении заместителя
директора.
2. Управление профессионального
образования и науки практически не изменился,
сменились только названия отделов:
- отдел высшего профессионального
образования и науки был переименован
в отдел высшего образования и научного
обеспечения регионального развития;
- отдел начального и среднего
профессионального образования стал отделом
довузовского профессионального образования.
Должность начальника управления
была сокращена, управление передали в
подчинение заместителю директора по
профессиональному образованию и науке.
3. Большим изменениям было подвергнуто
управление перспективного развития и
координации и программ образования.
Отдел воспитательной работы
и дополнительного образования был переименован
в отдел дополнительного образования
и технологий воспитания и перенесен в
управление реализации государственной
политики в сфере общего образования.
Отдел развития образования
и реализации комплексных проектов был
совмещен с отделом информационно-аналитического
обеспечения, который в новой структуре
управления стал называться отделом стратегического
анализа и критериального планирования.
Отдел информатизации образования
был переименован в отдел информационного
обеспечения управления развитием.
4. В структуре управления финансово-экономического
обеспечения появился дополнительный
третий отдел – отдел координации деятельности
государственных образовательных учреждений.
Название отдела финансово
– экономического мониторинга целевых
программ и госзаказа было упрощено в
отдел экономического обеспечения программной
деятельности.
Должность начальника управления
была ликвидирована, управление осталось
под непосредственным подчинением заместителя
директора Департамента. В его же подчинение
ввели управление бюджетного учета, отчетности
и финансового контроля. Состав его остался
прежний:
- отдел бюджетного учета и отчетности;
- отдел финансового контроля.
5. Было создано управление ресурсного
обеспечения, в состав которого вошли:
- отдел организационно-правового
обеспечения;
- отдел кадрового обеспечения
системы образования;
- отдел обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
- хозяйственная группа.
Отдел организационно-правового
обеспечения был образован в результате
слияния общего отдела с отделом государственно-правовых
и договорных отношений.
В состав отдела кадрового обеспечения
системы образования вошел бывший отдел
государственной, гражданской службы
и кадров и помощник директора.
Хозяйственная группа была
выделена из общего отдела. В ее состав
входит несколько человек: завхоз и водители.
Таким образом, спроектировав
и проанализировав новую структуру управления
Департамента образования и науки Ханты
– Мансийского автономного округа – Югры,
можно сделать следующие выводы:
1. новая структура является
более гибкой;
2. отсутствует нагруженность
и большое количество отделов и подразделений
во всей организационной структуре;
3. каждый отдел занимается строго
работой, касающейся только его ведения;
4. не происходит дублирование
обязанностей в различных отделах.
О целесообразности проектирования
новой структуры управления будет описано
в следующем параграфе.
Информация о работе Организационные структуры организации в ХМАО