Организация как сложная управляемая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Понятие и классификация систем…………………………………......
Организация как система……………………………………………..
Система управления организацией……………………………………………
Заключение……………………………………………………………..
Библиография…………………….………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

сделана Теория организации.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА  РФ

КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра «Экономики и управления на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

    по теории организации

    на  тему: «Организация как сложная управляемая система»

 
 
 

                                                                                   Выполнил: студентка 5 курса 

                                                                                                    специальности  ГМУ

                                                                                               Бошин М.Ю.

                                                                               Проверил:

                                                           Ягупа Е.Г. 
     
     
     

  Кемерово 2011

  СОДЕРЖАНИЕ

  Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие и классификация систем…………………………………...... 4
2. Организация как  система…………………………………………….. 6
3.

Система управления организацией……………………………………………

11
 

Заключение……………………………………………………………..

14
Библиография…………………….…………………………………………. 15

 

    
 

 

      Введение

     «Система  управления организации» - одно из ключевых  понятий Теории организации, тесно связанное с  целями,  функциями,  процессом  управления, работой менеджеров и распределением между  ними  полномочий  во  исполнение определённых целей. В рамках этой  системы  протекает весь  управленческий процесс,  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней,   категорий   и профессиональной специализации. Система  управления  организации  построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись  своевременно и  качественно.  Отсюда  то  внимание,  которое  уделяют  ей   руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в  целом,  так  и  её  отдельных  составляющих.  Очевидно,  что изучение и совершенствование системы управления,  как  в  рамках  отдельной организации, так и государства, общества в  целом  способствует  скорейшему достижению поставленных целей и задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и классификация  систем

     Система представляет собой множество элементов, для которого определены некоторые отношения. Системы делятся на группы, классы, виды, разновидности по различным признакам. Все классификационные признаки дают возможность отнести системы к трем группам, отличающимся по характеру свойств, видам отношений, связей и разнообразию элементов, составляющих множество.

     Группа  систем, выделенных по форме познания. Системы данной группы делятся на два класса:

     1) абстрактные системы, основанные  на умственном выделении общих  существенных свойств и связей  и отвлечении от других, частных свойств их элементов и связей. В рамках абстрактных систем также выделяют системы:

     - изолированные, в которых вычленяется исследуемое свойство или связь (отношение) из некоторой целостности;

     - обобщенные, дающие обобщенную характеристику свойств и отношений элементов в системе;

     - идеализированные, в которых происходит полное замещение реального эмпирического свойства и (или) отношения идеализированной схемой;

     2) материальные, или конкретные, системы,  которым присущи единство, целостность  их элементов во всем многообразии связей, отношений и свойств. Материальные системы делятся по составу элементов на системы неорганической (физические, геологические, химические, технические) и живой природы (биологические, организмы, популяции, экологические системы).

     Группа  систем, выделенных по критерию видов  отношений. В данной группе системы  подразделяются на закрытые и открытые. По наличию обратной связи все  системы делятся на два класса: разомкнутые и замкнутые. В разомкнутых  системах не существует обратной связи. Это означает отсутствие процедуры учета выходных характеристик объекта управления в процессе принятия решений. В замкнутых системах наряду с плановым заданием учитывается информация, поступающая от объекта управления о ходе его фактического выполнения, которая и является обратной связью. В рамках данной группы также рассматриваются системы, классифицируемые по степени определенности отношений и связей. В соответствии с данным критерием все системы можно отнести к двум классам: детерминированным и стохастическим. Детерминированные системы характеризуются ограниченным и строго определенным количеством связей и отношений, как между элементами системы, так и между элементами внутренней и внешней среды. Стохастические системы характеризуются наличием случайно возникающих связей и отношений, обладающих различными степенями вероятности.

     Группа  систем, выделенных по критерию количества и разнообразия элементов, составляющих множество. В данной группе выделяют простые, сложные и очень сложные  системы. Простыми системами считают такие, в которых количество элементов и связей между ними составляет не более 104. Сложные системы — это технические (электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети и др.) и организационно-экономические системы (предприятие, промышленное объединение), количество элементов и связей в которых варьируется от 105 до 106. К очень сложным системам относят биологические (например, мозг человека) и социально-экономические (экономика России). Подобные системы называются большими, и количество элементов и связей в них колеблется от 107 до 1010.

     Классификация систем позволяет наиболее полно  рассмотреть встречающиеся в  практике системные формы. Многообразие критериев классификации систем показывает многоаспектность существования систем в реальной жизни.

     2. Организация как  система

     При рассмотрении любой организации  могут быть использованы различные  подходы.

     Производственно-технический (организационный) аспект. В таком  аспекте организация — это  система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления в данной системе заключается в получении заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.

     Экономический аспект. В данном аспекте организация  рассматривается как система, включающая ресурсы, которыми она обладает в настоящий момент. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово-экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде.

     Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае служат:

     - тип производства продукции и (или) услуг (единичный, серийный, массовый);

     - уровень специализации и кооперирования производственных процессов;

     - уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное).

     Все параметры экономической системы  делятся:

     - на эндогенные, или внутреннего происхождения (объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов);

     - экзогенные, или внешние, переменные (ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).

     Цель  системы управления состоит в  обеспечении постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами определенного ассортимента с высоким уровнем качества.

     Правовой  аспект. В данном аспекте организация  представляет собой юридическое  лицо, являющееся элементом политико-правовой среды и обладающее той или  иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями). Другими словами, организация — это система субъектов права, связанных между собой (на правовой основе) и с внешней средой.

     Деятельность  таких организаций регламентируется следующими документами:

     Гражданским, Трудовым, Таможенным и Земельным кодексами РФ;

     - постановлениями Правительства РФ;

     - указами Президента РФ;

     специальными  записями в таких документах, как  «Устав организации» и «Договор учредителей  организации».

     С этой позиции цель системы управления организации заключается в обеспечении соблюдения ее прав в ходе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.

     Социально-психологический  аспект. Согласно данному аспекту, под  организацией понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отношений. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуумы, объединенные между собой социально-психологическими связями, проявляющимися в ходе производства продукции и услуг, а также в процессе управления. В таком понимании цель системы управления организации состоит в обеспечении комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего:

     - предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе;

     - способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих;

     - направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта. В теории организации используются различные подходы к пониманию сущности организации: социальный, деловой, хозяйственный, рассмотрение организации как процесса. Кроме того, в отношении всех типов организаций могут рассматриваться такие аспекты, как открытость, развитие, функциональность, стабильность и т.д. Актуальные результаты исследования для теории и практики позволяют рассматривать организацию как управляемую систему, что предполагает понимание организации именно как социальной. Социальная организация — сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.

     В отношении социальной организации  можно сказать, что она представляет собой искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, который предназначается для достижения определенной цели.

     Рассмотрение  социальной организации как управляемой  системы требует использования  системного подхода, который представляет собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и отдельные части в организации любого типа выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.

     Организации присущи все признаки системы:

     - множество элементов;

     - единство главной цели для всех элементов;

     - относительная самостоятельность элементов;

     - наличие связей между элементами;

     - целостность и единство элементов структуры;

     - четко выраженное управление.

     Цель  служит основой деятельности любой  организации.

     Под целью понимают желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития.

     В идеале цель должна иметь конкретные сроки исполнения и допускать  возможность корректировки при  изменении внешних и внутренних условий. Система целей организации  зависит от субъективных (желания членов ее коллектива) и объективных (реальных возможностей ее осуществления) факторов. Организация будет успешно функционировать только тогда, когда ее цель достаточно хорошо согласуется с целями, которые стоят перед обществом в целом. Именно поэтому организация является целенаправленной системой.

     Механизм  существования организации как  управляемой системы заключается  в следующем. Для достижения целей  необходимо, чтобы в организации  осуществлялось согласованное действие всех ее членов, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Для того чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, следует скоординировать деятельность всех звеньев управления и производства организации. Поэтому в любой организации необходимо выделять управляющую (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры) и управляемую (исполнительные звенья) части. Вследствие этого организация считается управляемой системой.

Информация о работе Организация как сложная управляемая система