Организация управления гос.организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ процедуры управления государственным предприятием, а также разработка рекомендаций по организации управления государственным предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность управления государственным предприятием;
- раскрыть особенности статуса государственного предприятия;
- исследовать методы и технологии управления государственным предприятием;
- выявить функции управления государственным предприятием;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .6
1 Теоретическое представление об особенностях управления государственным предприятием ………………………………………………..7
1.1 Понятие и особенности статуса государственного предприятия………….7
1.2 Методы и технологии управления государственным предприятием…….12
2 Пути совершенствования управления государственным предприятием...17
2.1 Рекомендации по совершенствованию управления государственным предприятием………………………………………………………………...17
2.2 Методологические подходы к оценке эффективности мероприятия по совершенствованию управления……………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………...28
Библиографический список ……………………………………………............29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .6

1 Теоретическое представление  об особенностях управления государственным  предприятием  ………………………………………………..7

    1. Понятие и особенности статуса государственного предприятия………….7
    2. Методы и технологии управления государственным предприятием…….12
  1. Пути совершенствования управления государственным предприятием...17
    1. Рекомендации по совершенствованию управления государственным предприятием………………………………………………………………...17
    2. Методологические подходы к оценке эффективности мероприятия по совершенствованию управления……………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………...28

Библиографический список ……………………………………………............29

 

Введение

Высокоразвитое   состояние   мира   сегодня   объясняется   успешным управлением.  Управление  осуществляется  на каждой   стадии  деятельности современных  организаций.  Менеджмент  как  современная  система  управления предприятием, создание  условий,  необходимых  для  его  эффективного  функционирования  и развития. Речь  идёт  о  такой  организации  управления,  которая  порождена объективной  необходимостью   и   закономерностями    рыночных    отношений хозяйствования. Особенность  современного   менеджмента   состоит   в   его направленности   на   обеспечение   рациональной   организации   управления предприятием. Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным  воздействиям со стороны окружающей среды.

В современных условиях становится  существенно  важным  информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.

 

Цель курсовой работы: анализ процедуры управления государственным предприятием, а также разработка рекомендаций по организации управления государственным предприятием.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
 
- охарактеризовать понятие и сущность управления государственным предприятием; 

-  раскрыть особенности статуса государственного предприятия;

 

- исследовать методы и технологии управления государственным предприятием; 

- выявить функции управления  государственным предприятием;

 

 

 

 

 

1 Теоретическое представление об особенностях управления государственным предприятием

1.1 Понятие и  особенности статуса государственного  предприятия

Государственное предприятие  – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для  производственно-хозяйственной деятельности (создание материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг и т.п.).

Государственные предприятия  — это собственность государства. Поэтому к ведению государственных  органов относится: создание государственных  предприятий; определение целей  их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение  до них в установленных случаях  государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных  предприятий.

Характерные черты административно-правового  статуса государственных предприятий  можно обнаружить на примере государственных  унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в  настоящее время дается преимущественно  гражданско-правовая характеристика как  юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих  прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.          

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие  может быть создано только как  государственное (если не учитывать  возможность создания унитарных  муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие  создается по решению уполномоченного  на то государственного органа, который  утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается  соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения  РФ создает, реорганизует и ликвидирует  предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и  т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

 

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются  в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие  подлежит государственной регистрации  в органах юстиции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  унитарного предприятия принадлежит  на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации  права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной  власти Российской Федерации или  органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия  осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия  принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и  не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между  работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются  и действуют следующие виды унитарных  предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование своей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его  работы, обеспечению трудовой и государственной  дисциплины. Оно реализует от имени  предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую  и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются  им только в отношении руководимого им производственного коллектива. В  отношениях внешнего характера с  органами исполнительной власти администрация  вправе: обращаться к ним с соответствующими ходатайствами; обжаловать их действия как в административном, так и  в судебном порядке; ставить перед  ними вопрос о банкротстве предприятия  и т.п. В отношении работников предприятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой разновидности  государственных предприятий, как  казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности, а потому являются федеральным  казенным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что  казенные предприятия создаются  на базе ликвидируемых федеральных  государственных предприятий.

Правительство РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой устав  казенного завода. Казенный завод  находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование  и координацию в порученной ему  сфере деятельности.

Он утверждает индивидуальный устав казенного завода, назначает  на должность его руководителя, принимает  решение об осуществлении заводом  самостоятельной производственной деятельности, т.е. дает разрешение на таковую. По этому поводу издается приказ, определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распространяется разрешение.

Типовой устав определяет цели и предмет деятельности казенного  завода; его имущественную базу; основы организации его деятельности; систему управления заводом. Директор завода, действующий на принципах  единоначалия, назначается уполномоченным Правительством РФ органом, утверждающим индивидуальный устав казенного  завода.

По согласованию с таким  органом директор утверждает своих  заместителей.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий – компетенция  Правительства РФ.

Производственно-хозяйственная  деятельность казенного завода осуществляется на основе плана-заказа. Распоряжение имуществом завода возможно только с  согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство  данным предприятием Практически этот орган осуществляет в отношении  казенного завода (фабрики, хозяйства) директивное планирование.        

Нередко в казенные преобразуются  государственные предприятия, ставшие  несостоятельными (банкротами). Как  правило, иди образование происходит на базе ликвидируемых федеральных  государственных предприятий.

Управление предприятиями, находящимися в государственной  собственности субъектов Федерации, осуществляют исполнительные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми  актами РФ и ее субъектов.

Правоспособность  унитарного предприятия

Унитарное предприятие может  иметь гражданские права, соответствующие  предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого  унитарного предприятия, и нести  связанные с этой деятельностью  обязанности.

 Унитарное предприятие  считается созданным как юридическое  лицо со дня внесения соответствующей  записи в единый государственный  реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 Закона (см ниже).

 Унитарное предприятие  создается без ограничения срока,  если иное не установлено его  уставом.

 Унитарное предприятие  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на  территории Российской Федерации  и за ее пределами.

Государственное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Законом, унитарное предприятие может  осуществлять только на основании лицензии.

Ответственность унитарных предприятий

Унитарное предприятие несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование не несут ответственность  по обязательствам государственного или  муниципального предприятия, за исключением  случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником  его имущества. В указанных случаях  на собственника при недостаточности  имущества государственного или  муниципального предприятия может  быть возложена субсидиарная ответственность  по его обязательствам.

 Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации  или муниципальные образования  несут субсидиарную ответственность  по обязательствам своих казенных  предприятий при недостаточности  их имущества.

 

 

 

1.2 Методы и  технологии управления государственным  предприятием

Для решения задач управления предприятием была поставлена цель разработки классификации управления по выбранным  критериям. Так как управление реализуется  посредством выполняемых функций, то первый критерий - функции управления. Второй критерий - технологии управления, которые представляют собой процессы и способы для реализации функций. Из определения «управления» следует, что в системе субъект оказывает  воздействие на объект, а способ воздействия - метод, который является третьим критерием.

Содержание технологии управления зависит от вида и сложности объекта  управления, квалификации работников и видов используемых технических  средств. Технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение  их до исполнителей и контроль в  ходе выполнения целевых программ или  строительных проектов. В рамках одного предприятия могут применяться  несколько технологий управления.

Информация о работе Организация управления гос.организацией