Основы управления организациями по стадиям их жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование стратегии и тактики в управлении на различных этапах развития.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические аспекты жизненных циклов организации;
– изучить методологические подходы к анализу жизненного цикла организации;
– узнать роль стратегии и тактики в управлении;
– исследовать механизм разработки стратегии и тактики в управлении организации на различных этапах развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория организации 1.docx

— 436.17 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 1 - Кривая жизненного цикла системы5

 

Несмотря на наличие множества фаз, сущность жизненного цикла системы выражается тремя основными фазами-векторами:

  • развитие, подготовка к определенному виду существования (деятельности) системы;
  • деятельность системы;
  • деградация, сокращение деятельности с последующей ликвидацией системы либо воспроизведение системы, новое развитие для другой деятельности.

Можно дать следующее общее определение «жизненного цикла», применимое ко всем видам систем.

Жизненный цикл системы (System Lifecycle — SLC) — это множество её закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента её исчезновения (ухода).6

Общими параметрами жизненного цикла систем являются: момент появления и ухода системы, общая длительность, длительность каждой фазы, порядок чередования фаз, вид фаз и фазных изменений, показатели, характеризующие состояние системы в каждой фазе.

 

1.2 Стадии жизненного  цикла организации и специфика  их проявления

 

Понятие «жизненный цикл» широко используется в практике менеджмента применительно к таким системам, как отрасль, организация, работник, производственная технология, продукт (изделие), проектная деятельность.

Теория жизненного цикла систем требует дальнейшего развития, что связано с переходом мирового сообщества от индустриальной экономики к экономике информационного типа (экономике знаний), которая имеет ряд особенностей:

  • увеличение нематериальной (информационной) составляющей в хозяйственной деятельности организации;
  • усиление роли новизны (новых идей, инноваций) в обеспечении конкурентных преимуществ организации;
  • нестабильность организационной среды, увеличение интенсивности изменений во внешней и внутренней среде организации;
  • усиление влияния человеческого фактора на результаты хозяйственной деятельности организации;
  • дальнейшая дифференциация потребностей потребителя, стимулирующая появление новых видов продуктов;
  • увеличение доли творческого, интеллектуального труда человека по сравнению с физическим, ручным трудом.

Стадии жизненного цикла организации подразделяются на две основные группы: рост и старение. Рост происходит с зарождения и заканчивается расцветом, после чего наступает старение, начинающееся со стабилизации и заканчивающееся смертью организации. Рассмотрим их подробнее, фокусируя внимание на особенностях использования и привлечения финансовых ресурсов на каждом из этапов.

1) Выхаживание. Данный этап - этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но бизнес-идея относительно ее будущего уже возникла. Предприниматель закладывает «теоретический» фундамент будущей организации. Этот этап может быть в большей или меньшей степени формализован. Часто основатель ограничивается личными ощущениями, интуитивными предположениями, сопоставлением своих финансовых ресурсов, анализом внешних методов финансирования. Важным элементом здесь является готовность основателя взять на себя ответственность и риск.

2) Младенчество. На данном этапе внимание переходит  от идей и возможностей к  результатам производства – удовлетворению  потребностей, ради которых создавалась  организация. Действия измеряются  объемом продаж. Компания в младенчестве  имеет нечеткую структуру, небольшой  бюджет, процедуры ведения бизнеса  практически отсутствуют. Роль маркетинга незначительна. Существует постоянная нехватка финансирования, остро стоит вопрос выживания. Когда финансовые источники, денежные потоки и деятельность организации постепенно стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

3) Быстрый  рост. На данной стадии начинает  расти объём сбыта, преодолевается  нехватка денежных средств и  уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания  не только выжила, но даже процветает. Маркетинговые расходы увеличиваются. Для компании характерно реактивное  поведение, она только реагирует  на возможности, предоставляемые  внешней средой, но пока не  может и не умеет их предвидеть.

В отличие от роста, экономическое развитие является структурной перестройкой предприятия в соответствии с требованиями внешней среды. Экономическое развитие предприятия фактически является эволюцией его основных факторов производства и производственных отношений как внутри предприятия, так и отношений с внешней средой.

Высокий уровень конкуренции заставляет современных предпринимателей искать такой стратегии развития предприятия, которая бы гарантировала с одной стороны наиболее эффективное использование ресурсов и, с другой, максимальную устойчивость предприятия от внутренних и внешних кризисов. При этом предприятие в условиях жёсткого дефицита средств, стоит перед дилеммой, что выбрать, либо экономический рост, либо устойчивое развитие в рамках имеющихся ресурсов.

Экономический рост на предприятии отражает изменение объемов созданных на предприятии за определенный период товаров и услуг. Под ростом с позиций жизненного цикла хозяйствующего субъекта понимают стадию, которая характеризуется признанием покупателем товара, быстрым увеличением его реализации. В стадии роста объем продаж и прибыльность растут.

4) Юность. На данном этапе развития компания  получает свое второе рождение. Благодаря интенсивным мероприятиям  по стимулированию сбыта емкость  рынка значительно увеличивается. Данная стадия развития компании  считается наиболее капиталоёмкой. Отличительной чертой поведения  компаний на данном этапе являются  противоречия и конфликты, такие, как противоречивость целей организации, несоответствие системы вознаграждения  и стимулирования. Данная стадия  развития организации также характеризуется  сильным внутренним фокусом. Организация  должна институализироваться, окончательно  оформиться. Все внимание сосредотачивается  на внутренней среде. Внешняя  среда и ее изучение здесь  не так актуальны.

5) Расцвет. Расцвет является оптимальной точкой кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Данный этап характеризует наибольший интерес к маркетингу. Процесс маркетинга максимально налажен и дает максимальную отдачу. Организация обладает необходимыми внутренними ресурсами для того, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов.

6) Стабилизация. Фаза стабилизации является первой  стадией старения в жизненном  цикле организации. Компания еще  сильна, но уже начинает терять  гибкость. Сокращаются инновации  и уже не поощряются изменения, которые привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. На данном этапе происходят  изменения процесса бюджетирования. Ресурсы на исследования уменьшаются  в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования  урезаются ради повышения прибыльности  компании. Возвратность инвестиций  становится доминирующим показателем  выполнения планов, а количественные  показатели вытесняют гибкое  концептуальное мышление. Организация  все еще растет, что показывает  увеличение объема продаж, но  уже зарождается падение: снижается  ориентация на удовлетворение  изменяющихся потребностей.

7) Аристократизм. При аристократизме уменьшается  ориентация на долгосрочный результат. Маркетинг еще больше теряет  свои позиции, становится формальностью, не приносит ощутимой пользы. Вызвано все общей потерей  интереса к изменениям, развитию, гибкости. Исследований проводится  все меньше, они все более формализованы  и часто бессмысленны. Многие  позиции не пересматриваются, даже  если очевидно, что они недостаточно  эффективны. Рекомендации все более  посредственны и несущественны.

8) Ранняя  бюрократизация. Темпы роста продаж  начинают падать, цена снижается, обостряется конкуренция, появляются  запасы товара на складах. Если  состояние аристократизма – это  затишье перед бурей, когда люди  пожимают друг другу руки и  улыбаются, то на этапе ранней  бюрократизации начинаются открытая  борьба и обвинения друг друга  во всем, вместо того чтобы  найти выход из создавшейся  ситуации. В конечном итоге это  может привести к банкротству  и гибели компании.

9) Бюрократизация  и смерть. На данной стадии  компания не создает необходимых  ресурсов самосохранения. Резкое  снижение продаж и прибыли, финансирование  на стимулирование сбыта уменьшаются  или совсем прекращаются. Бюрократическая  организация состоит из множества  систем со слабой функциональной  ориентацией. Нет ориентации на  результат, нет работающей команды, нет склонности к изменениям, но существует система, предписания, правила и процедуры.

Если жизненный цикл отражает динамику изменений количественных характеристик жизнедеятельности системы, относящейся к определенному классу, роду и виду, то жизненный цикл экземпляра системы отражает в динамике его качественные изменения посредством количественных показателей состояния системы. Например, для изделия предприятия это могут быть показатели технических характеристик: мощность, производительность, физический износ. Для работника предприятия это могут быть показатели его профессиональной деятельности, например производительность труда, количество ошибок, уровень сложности решаемых задач.

Учёт и накопление данных по жизненному циклу каждого экземпляра позволяет решать следующие задачи:

Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе для оперативного решения текущих задач и проблем. Например, руководитель, имея подробную информацию о том, как сотрудник проявлял себя на фазе «молодость», во время учебы в вузе: по каким предметам он был успешен, а по каким нет, как проявлял себя в социальной среде, какие имел интересы, может принять правильное решение об использовании его в организации. В противном случае будет потеряно время на «распознавание» человека в процессе его работы в данной организации. Вполне возможно, что неправильное позиционирование сотрудника на должность из-за отсутствия достоверной информации приведет к недоиспользованию, а то и потере ценного для организации ресурса.

Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе, для того чтобы в будущем при возникновении проблем функционирования данного экземпляра можно было провести анализ причин их возникновения. Например, это может быть изделие ответственного назначения, для которого в случае потери его работоспособности необходимо быстрое её восстановление.

Анализ массива данных по жизненным циклам множества экземпляров различными математическими и программными средствами, например средствами Data Mining для поиска новых знаний о системах. Новые знания о господствующей системе, полученные с помощью анализа массива данных экземпляров этой системы, в виде классификаторов, закономерностей, зависимостей необходимы для совершенствования и развития господствующей системы, проектирования и освоения перспективной системы.

Жизненный цикл единичного экземпляра коротко назовем «онтогенез экземпляра». Каждый из вышеперечисленных циклов имеет особое назначение и область использования:

Построение и анализ эволюционного цикла систем (филогенеза систем) дают общую картину эволюции, позволяют менеджерам-аналитикам организации спрогнозировать перспективу развития систем этого класса, оценить место своей системы, например продукта или технологии его производства, и систем организаций-конкурентов в цикле филогенеза (эволюционного развития).

Построение и анализ жизненных циклов господствующей и перспективной систем (онтогенез вида) позволяют спрогнозировать перспективы экономической (рыночной) жизни системы, принадлежащей данной организации, например выпускаемого ею продукта; оценить с экономической точки зрения необходимость перехода к новой системе, например продукту нового поколения; определить точку перехода и спланировать в связи с этим инновационную деятельность организации.

Построение и анализ жизненного цикла экземпляра системы предоставляют возможность индивидуальной его настройки под потребности конкретного клиента, что способствует реализации концепции CRM (Customer Relationship Management System — система управления взаимодействием с клиентами); позволяют детально организовать систему управления качеством на основе непрерывного интегрированного информационного документирования, отражающего данные о самой системе, а также связанных с ней процессах и внешней среде — идеология CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта).7

Большое значение теория жизненных циклов систем имеет в управлении различными сферами (областями) организации.

Так, при управлении знаниями организации теория жизненных циклов систем помогает выделить необходимые для развития системы информационные метаморфозы, а затем осуществить плановую деятельность по обеспечению этих метаморфоз данными, информацией, теоретическими и практическими знаниями.

Общее значение практического использования теории жизненных циклов при управлении организацией велико. В условиях экономики информационного типа обеспечение её выживаемости и конкурентоспособности невозможно без целенаправленного эволюционного развития организации и всех её подсистем.

Информация о работе Основы управления организациями по стадиям их жизненного цикла