Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Учебные курсы по разным аспектам деятельности госаппарата читаются во многих вузах и институтах повышения квалификации. Однако существующая литература не отвечает в полной мере потребностям учебного процесса и, главное, последующей практической работы выпускников, поскольку издаваемые пособия и учебники носят, как правило, узкопрофилированный, односторонний характер, что не соответствует системному характеру проблематики государственной службы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
История государственной службы в Германии………………….………..4
Государственная служба в Германии……………………………………....7
Подготовка государственных служащих в Германии……………………10
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии……………………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………….……..…15
Список литературы…………………………………………….…………….17

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реф по УП.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

В Германии более 300 вузов  четырех типов: университеты, политехнические  институты; художественные академии и  консерватории; вузы типа «фах-хох-шуле» и типа «комплексный университет». Почти все вузы государственные, но есть 62 негосударственных, в которых обучаются в общей сложности 30 тыс.- студентов (из них 33 вуза принадлежат церквам и религиозным ассоциациям). Все немецкие государственные вузы имеют юридический статус корпораций публичного права и одновременно являются государственными учреждениями, по закону пользуются правом самоуправления (в рамках устава, утверждаемого государством и под контролем соответствующего министерств). На каждом факультете вуза — от 10 до 20 предметных направлений.

Профессор Германии — специалист, самостоятельно выполняющий научные  исследования, осуществляющий преподавание, прием экзаменов. Система их подготовки примерно такая же, как в России. Но немецкий профессор имеет пожизненный  статус чиновника и приглашается не вузом, а по его рекомендации правительством земли. Все профессора обязательно  имеют ассистентов.

Для системы высшего образования  Германии характерны: самоуправление, тесная связь науки и преподавания, высокая требовательность к качеству обучения и знаний, их практической применимости, хорошее материально-техническое  и информационное обеспечение учебных  и научных процессов, активные зарубежные связи, комплексность дисциплин  и постоянные контакты с крупными хозяйственными структурами (корпорациями, концернами и т.д.)

Методика преподавания экономических  дисциплин имеет ряд особенностей, представляющих интерес для России:

- четкое обучение по совокупности смежных дисциплин, гарантирующее комплексные знания по специальности;  - «натаскивание» с использованием различных методов, включая групповые самостоятельные занятия, позволяющие достичь детальных знаний и умения выполнять отдельные экономические функции;

- процесс обучения прерывается  экзаменами, сдать которые можно,  лишь имея подтверждения (в  виде отдельных ведомостей, разрешительных  листков и т.д.) полученных знаний  и навыков по отдельным узловым  блокам. Преодолеть эти «барьеры»  вовремя удается не всем, поэтому  сроки обучения (и расходы) увеличиваются;

-по каждому курсу группам  студентов (слушателей) предлагается  решить большое число задач  и оценить конкретные ситуации;  - много времени уделяется отработке  умения принимать решения в  различных ситуациях.

 

          Переподготовка  и повышение квалификации государственных                         служащих в Германии

Переподготовка – обучение лиц, имеющих профессию с целью их переквалификации.

     Так, основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии: профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются э зависимости от уровня служебного положения). Предварительная подготовка молодых специалистов не является узкоспециализированной. Ее цепь - гармоничная интеграция чиновника низшего звена в систему государственной службы. На этом этапе внимание уделяется знакомству с основными задачами госслужбы, с правами и полномочиями, обеспечивающими выполнение служебных обязанностей. На начальной стадии программа ориентирована, прежде всего, на формирование у слушателей навыков, способствующих налаживанию межличностных контактов, адаптации к административной среде.

Молодые сотрудники, имеющие  стаж работы в госаппарате до двух лет, чиновники со стажем работы более  двух лет и руководящие работники  госаппарата проходят переподготовку в Федеральной академии публично-правового управления. Обучение ориентировано на развитие у слушателей системного мышления, коммуникабельности и умения работать в команде. Широко практикуются стажировки.

Наряду с вузами, занимающимися  переподготовкой госслужащих повышенного ранга, в Германии имеется система учебных заведений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации работающих чиновников госслужбы. Центральное место в этой системе занимает Федеральная академия государственного управления при Министерстве внутренних дел Германии. Занятия проводятся по следующим основным направлениям:

- компенсирующие курсы, в рамках которых осуществляется углубленная подготовка по смежным видам деятельности, например, юристы обучаются экономическим знаниям, а экономисты — юридическим; - курсы подготовки чиновников высшего и повышенного ранга, которые впервые начинают работать на руководящих должностях, а также по специальным программам для отдельных земель; - семинары, имеющие целевое назначение (функциональные и предметные области деятельности чиновников, повышение квалификации в связи с работой в международных организациях, с объединением Германии и др.);

- курсы и семинары в соответствии с деятельностью фондов и международных организаций (Германский международный фонд развития, Европейское Сообщество и т.д.).

Повышают квалификацию в  академии в обшей сложности более 10 тыс. человек в год. Общая направленность обучения связана не с простой передачей знаний, а с формированием определенного образа мышления и поведения, характерного для конкретного ранга чиновников. В соответствии с этим значительное время в период повышения квалификации отводится практике (стажировка за рубежом и на конкретных рабочих местах), а также активным методам обучения, которые реализуют модераторы (преподаватели, которые организуют свободные дискуссии, мозговые атаки, круглые столы, направленные на формирование коллективного решения проблем.  Таким образом, непрерывное образование - обязательное условие продвижения в системе госслужбы. Экзамен на право замещения должности сдается по обязательным (административное право и право отдельных земель, законодательное регулирование работы в определенной сфере деятельности) и факультативным предметам. Доля лиц с юридическим образованием среди госслужащих составляет 65%. Если кандидат на должность высшей категории не имеет юридического образования, то в течение двух лет он проходит необходимую подготовку в специализированных учебных заведениях.

Повышение квалификации госслужащих  проводится в Федеральной академии государственного управления. Широкий  спектр обучающих программ позволяет  сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные  программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими  потребностям общества.

Подготовка и переподготовка и повышение квалификации  работников государственного и муниципального управления Германии в целом представляет собой последовательную, жесткую, законченную  систему.

 

          Заключение

В настоящее время в  Германии, как и во многих других странах, происходит модернизация госслужбы — по тем же параметрам и в том же направлении. Так же расширяется сфера действия контрактных механизмов в деятельности государственных органов, происходит их переориентация на "клиентные" отношения с гражданами, проводятся административная децентрализация, дивергенция статуса служащих, больше внимания уделяется вопросам административной морали и культуры.

Есть, однако, и определенные отличия. Прежде всего, поскольку в  Германии престиж и эффективность  госслужбы, в отличие от многих других стран, по-прежнему достаточно высоки, то и проблема модернизации не так остра и может решаться постепенно. Во-вторых, сам процесс реформ не подчинен какому-то единому государственному плану. В отличие, скажем, от Франции, где начало попыткам реформ положил так называемый циркуляр Рокара, от Англии с ее программой "следующих шагов" или от США с отчетом Комиссии под председательством вице-президента Э. Гора, в Германии нет какой-либо единой, санкционированной "сверху" стратегии реформ. Все процессы идут "снизу" и постепенно, что отражает возрождение — после крушения казарменно-унитаристских и имперских амбиций середины XIX — середины XX века — более давних и глубоких немецких традиций федерализма и муниципального правления. Тем не менее это обещает, по мнению немецких ученых, "большой качественный скачок посредством маленьких шагов".

     Для системы высшего образования Германии характерны: самоуправление, тесная связь науки и преподавания, высокая требовательность к качеству обучения и знаний, их практической применимости, хорошее материально-техническое и информационное обеспечение учебных и научных процессов, активные зарубежные связи, комплексность дисциплин и постоянные контакты с крупными хозяйственными структурами (корпорациями, концернами и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)А.В. Оболонский «Государственная служба», Москва, 2000г., 440 стр.

2) М. Ю. Зенков Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАУ, 2004.— 130 с.

3) Силин А. Государственная служба России и на Западе.//Человек и труд-2000.

4) Руденко П. Подготовка госслужащих: зарубежный опыт. //Человек и труд - 2004

 


Информация о работе Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии