Понятие и структура профессиональной этики и компетенции государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблем профессиональной этики и компетенции государственных служащих Администрации Октябрьского района Оренбургской области.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
исследовано понятие профессиональной этики государственных служащих;
рассмотрена история развития законодательства о этике и компетенции государственных служащих;
рассмотрена роль профессиональной этики в деятельности госслужащих;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая теория управления.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования профессиональной этики и компетенции государственных служащих

3.1. Условия  эффективности реализации компетенции  государственных служащих

Эффективность работы государственных  служащих прямо пропорциональна  их уровню компетентности.

Развитие данного направления в первую очередь подразумевает наличие трех основных компонентов: приобретение компетенции, стимулирование и развитие компетенций.

В направлении приобретения компетенций государственных служащих необходимо предпринять действия по обеспечению компетенциями, которые будут необходимы для реализации административной реформы. Для этого нужно:

    • располагать четким описанием всех должностей и функций, выполняемых для реализации поставленных задач;
    • определить необходимый состав компетенций для каждой должности (в настоящем и будущем, с точки зрения стратегического плана органа государственной власти);
    • провести анализ взаимосвязи между должностями по составляющим компетенции (т. е знаниям, навыкам, способам профессионального общения).

2) Необходима целенаправленная работа по стимулированию компетенций. На практике это предполагает:

    • создание в органах власти гибкой системы вознаграждения, справедливой и мотивирующей (например, поощрения повышения квалификации и приобретения новых знаний, реализация принципа оплаты за знания, которые пригодятся лишь в будущем);
    • внедрение таких систем оценки результатов деятельности государственных служащих, когда учитывается не только индивидуальная производительность, но и вклад каждого в коллективный успех;
    • улучшение условий труда работников организации.

3) В отношении развития компетенций отметим, что это означает создание соответствующих условий в рамках процесса реализации стратегии: не только повышения квалификационного уровня, но и развитие личности в отдельном порядке и развитие культуры органа власти в целом.

Можно сделать заключительный важный вывод: обеспечение необходимых  компетенций государственных служащих в процессе административной реформы  должно обеспечить соответствие между  требуемыми для реализации настоящих  и перспективных стратегических задач органов власти и мотивированными сотрудниками, носителями этих компетенций.

В связи с вышеизложенным, для развития компетенций государственных  служащих необходима их профессиональная подготовка.

Подготовка предполагает получение высшего профессионального или второго высшего профессионального образования на базе среднего, среднего профессионального или высшего профессионального образования соответственно.

Основными принципами профессиональной переподготовки и повышения квалификации являются обязательность, периодичность, целевая направленность.

Профессиональная переподготовка в качестве видов обучения может включать программы профессиональной переподготовки объемом от 500 часов и программы дополнительного образования объемом свыше 1000 часов, осуществляемые с целью адаптации муниципальных служащих к новым условиям деятельности органов местного самоуправления, для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации.

Повышение квалификации - это обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется на основе конкурса, проводимого среди образовательных учреждений высшего или дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующие лицензию и государственные аккредитации.

Основаниями для направления  муниципальных служащих администрации  района на повышение квалификации и  профессиональную переподготовку являются:

- поступление на муниципальную  службу (впервые вступившие и  проработавшие в должности не менее одного года);

- наступление очередного  срока повышения квалификации;

- рекомендации аттестационной  комиссии;

- включение в кадровый  резерв на замещение вакантной  должности гражданской службы  или в кадровый резерв на  замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы;

- назначение муниципального  служащего на вышестоящую муниципальную  должность; 

- перевод на муниципальную  должность иной группы или  специальности; 

- инициатива муниципального  служащего; 

- ходатайство руководителя  подразделения администрации района.

Уровень образования  муниципальных служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должны обеспечить получение муниципальными служащими необходимых знаний, навыков и умений с учетом специализации профессиональной деятельности.

Программы профессиональной подготовки должны соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам профессионального образования.

Программы могут быть ориентированы с учетом специфики  деятельности органов местного самоуправления и иметь следующие направления:

- "Государственное  и муниципальное управление";

- "Финансы и кредит";

- "Информационные технологии";

- "Управление закупками  продукции для государственных  и муниципальных нужд";

- другие направления. 

Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации включает в себя:

- определение потребности в обучении;

- согласование конкретных  сроков обучения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  за счет средств местного бюджета  с руководителями органов (структурных  подразделений) администрации района;

- формирование сводной заявки на обучение;

- согласование программ  обучения;

- формирование и предоставление  списков групп для обучения;

- осуществление контроля  обучения, анализа информации об  эффективности обучения;

- внесение сведений  об окончании профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в личное дело;

- подготовка аналитических  записок по итогам обучения  муниципальных служащих за год. 

3.2. Взаимодействие  органов государственной власти  и государственных служащих администрации  в осуществлении профессиональной этики и компетенции

Предлагается ввести в действие этический кодекс муниципального служащего администрации.

Целями Кодекса являются:

- содействие повышению авторитета администрации, укреплению доверия граждан к органу местного самоуправления;

- обеспечение надлежащего  морально-этического поведения муниципальных служащих администрации;

- повышение нравственной  ответственности муниципальных служащих администрации за свою профессиональную деятельность, сохранение ими профессиональной чести и достоинства.

Задачами Кодекса являются:

- закрепление корпоративных ценностей администрации, утверждение единых этических норм, стандартов профессионального поведения муниципальных служащих администрации;

- определение основ  взаимоотношений муниципальных служащих в администрации и с населением.

Муниципальный служащий во взаимоотношениях с населением:

- прилагает усилия, чтобы  проблема гражданина была решена  качественно, в максимально короткие  сроки и без ущемления интересов  других граждан;

- всесторонне вовлекает граждан в принятие решений по актуальным проблемам и реализацию этих решений;

- проявляет уважение  и терпимость к убеждениям  граждан, традициям, культурным  особенностям этнических и социальных  групп, религиозных конфессий,  способствует межнациональному и межконфессиональному миру и согласию;

- при непосредственном  общении с гражданами придерживается  внимательного и корректного  отношения, сдержан и тактичен;

- представляясь, четко  называет свои имя, отчество, фамилию,  должность и место работы;

- излагает мысли доступно  для собеседника;

- решает вопросы в  пределах своей компетенции, выполняет  данные обещания;

- отказывает в корректной  форме с разъяснением объективных  причин, препятствующих решению  вопроса;

- не использует отношения  с гражданами в собственных интересах;

- не использует свой  официальный статус, а также конфиденциальную  служебную информацию в личных  целях либо в интересах третьей  стороны;

- принимая устные благодарности  от граждан и организаций за  помощь в решении их проблем,  помнит, что он действует в интересах и от имени администрации, и благодарности относятся, прежде всего, к администрации, которую он представляет.

Муниципальный служащий во взаимоотношениях с коллегами:

- способствует установлению  в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Профессионализм и конструктивное сотрудничество друг с другом являются основой эффективной деятельности администрации;

- относится к коллегам  с уважением, вниманием и доверием, не стесняется обращаться за  помощью и сам помогает коллегам;

- несёт ответственность  за достоверность информации, которую  он предоставляет.

Муниципальный служащий, занимающий руководящую должность:

- является образцом  профессионализма, безупречной репутации,  примером доброжелательности и  внимательности к людям;

- показывает подчиненным  пример хорошего владения правилами  этики и делового этикета;

- относится с пониманием  к коллегам, имеющим собственное  профессиональное суждение;

- критикует аргументированно  и тактично, соблюдает правила  вежливости, чётко излагает задание, поощряет инициативу, атмосферу интеллектуальной свободы и взаимопонимания;

- не критикует подчиненных  в присутствии посторонних лиц;

- обеспечивает подчиненным  равные возможности для реализации  их потенциала в процессе профессиональной  деятельности, беспристрастную и справедливую оценку ее результатов исключительно на основе профессиональных способностей, знаний и навыков сотрудников;

- способствует формированию  в коллективе благоприятного  морально-психологического климата,  принимает меры по предотвращению и урегулированию этических конфликтов;

- корректен со своими  подчинёнными, так как во многом  от него зависит настроение  сотрудников и их работоспособность.

Муниципальный служащий во взаимоотношениях с руководителями:

- должен быть вежлив, в корректной форме отстаивать свое мнение по принципиальным вопросам и обращать внимание руководителя на случаи допущенных ошибок, обеспечивать его необходимой служебной информацией, содействовать выполнению задач администрации.

В своем поведении  муниципальный служащий должен:

- быть правдивым, нетерпимым  по отношению к нарушителям  трудовой дисциплины;

- проявлять терпение, скромность, не подчеркивая своего  служебного положения;

- использовать ресурсы  администрации города бережно  и только на те нужды, для  которых эти ресурсы предназначены;

- в рабочем помещении  разговаривать мало и негромко, по телефону – вполголоса и  кратко;

- содержать в порядке  и чистоте свое рабочее место,  беречь муниципальное имущество;

- не курить в неустановленном  месте.

В процессе телефонного общения муниципальные служащие руководствуются следующими правилами делового этикета:

- телефонный звонок  не должен быть оставлен без  внимания;

- начинать любой телефонный  разговор следует с приветствия,  представляться, назвав должность  и место работы;

- выслушивать собеседника всегда внимательно;

- речь должна быть  внятной и доброжелательной;

- передавая значительный  объем информации, пользоваться  факсом;

- не застав на месте  нужного человека, оставить свои  координаты;

- если звонят коллеге,  которого в данный момент нет на рабочем месте, принять для него сообщение;

- если в процессе  разговора произошел обрыв связи,  перезвонить следует позвонившему;

- если звонящий набрал  неправильный номер, вежливо попросить  уточнить телефонный номер;

- первым должен положить трубку звонивший;

- не звонить по личным  вопросам, а в случае такой  необходимости быть предельно  кратким.

Муниципальный служащий обязан сделать все возможное, чтобы  избежать конфликтных ситуаций, способных  нанести ущерб его репутации  и (или) авторитету администрации города.

В случае, если муниципальному служащему не удалось избежать конфликтной  ситуации, необходимо:

- обсудить проблему  конфликта с непосредственным  руководителем;

- если руководитель  определенного уровня не может  разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, муниципальному служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного руководителя, обратиться к руководителю более высокого уровня.

3.3. Ответственность  за осуществление компетенции  государственных служащих администрации Октябрьского района Оренбургской области

Информация о работе Понятие и структура профессиональной этики и компетенции государственных служащих