Принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы для написания курсовой работы обусловдена тем, что принципы менеджмента определяют основные требования к системе, организации и структуре процесса управления. Другими словами, управление организацией должно осуществляется с использованием основных положений и правил, которыми должны руководствуются менеджеры на всех уровнях. Это «линия» поведения менеджера.
Первые упоминание о принципах управления датируются 1912 годом, и автором их считают американца Г. Эмерсона. Но все же основоположником является А. Файоль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие принципов управления 5
1.2 История развитие принципов управления 8
1.3 Общие принципы организации 16
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ООО «ПК БСЗ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Реализация принципов управления на предприятии 25
2.3 Совершенствование принципов управления предприятием 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

принципы организации.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1 ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5

     1.1 Понятие принципов управления 5

     1.2 История развитие принципов управления 8

     1.3 Общие принципы организации 16

      2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ  УПРАВЛЕНИЯ В 

       ООО «ПК БСЗ» 19

     2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19

     2.2 Реализация принципов управления  на предприятии 25

     2.3 Совершенствование принципов управления  предприятием 29

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 38

     ПРИЛОЖЕНИЯ 40

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Слово «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

     В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

     Принципы  менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

     Актуальность темы для написания курсовой работы обусловдена тем, что принципы менеджмента определяют основные требования к системе, организации и структуре процесса управления. Другими словами, управление организацией должно осуществляется с использованием основных положений и правил, которыми должны руководствуются менеджеры на всех уровнях. Это «линия» поведения менеджера.

     Первые  упоминание о принципах управления датируются 1912 годом, и автором их считают американца Г. Эмерсона. Но все же основоположником является А. Файоль.

     Все принципы менеджмента возможно отнести к двум группам - общие и частные. К общим относят принципы системности, применимости, интеграции, ориентации на ценности, многофункциональности. Принцип применимости – это руководство к действию для работающих на предприятии сотрудников. Принципы системности охватывают всю систему с учетом взаимосвязей и открытости собственной структуры. Принцип многофункциональности – это объединение различных аспектов деятельности: материальных (ресурсы, услуги), смысловых (достижение конечной цели), функциональных (организация труда). Принцип ориентации на ценности включает в себя такие ценности, как гостеприимство, честные и выгодные услуги и т.п.

     Целью курсовой работы является выявление  особенностей основных принципов организации.

     В соответствии с целью, основными  задачами при написании курсовой работы являются:

     - рассмотреть историю развития  принципов организации;

     - рассмотреть общие принципы организации;

     - выявить особенности реализации  принципов управления в ООО  «ПК «БСЗ»;

     - предложить направления совершенствования принципов управления на предприятии.

     Объектом  исследования при написании курсовой работы является ООО «ПК «БСЗ». Предмет исследования – принципы организации.

     При написании курсовой работы использовались учебники и учебные пособия для  вузов, периодическая литература. 
 
 

 

      1 ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

     1.1 Понятие принципов управления 

     Под основными закономерностями управления - будем понимать объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения  или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления.

     Менеджмент  и его теория: комплексный и  междисциплинарный характер. В качестве основных закономерностей менеджмента  как теории управления исследуются  следующие категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и  отношения между ними: социально-экономические; социально-психологические и организационно-технические.

     При этом к объективам менеджмента относятся: инновации, производство, рынок, финансы, информация, снабжение и сбыт, кадры; а субъектами являются менеджеры.

     В связи с этим менеджмент представляет собой методы и технику управления организацией (предприятием) для достижения поставленной цели при оптимальном использовании людских, материальных и финансовых ресурсов.

     Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно-экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управления им. Организационно-экономические (и их часть - управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. Соотношения управления изучаются в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека). [5, с.88]

     При рассмотрении предметной области управления в узком аспекте она представляется как организационно-технические категории управления; а рассмотрение управления как информационного процесса (при заданных целях и системе критериев эффективности) есть предмет исследования кибернетики.

     Процесс управления включает сбор, переработку  и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решения (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - это методы и средства обработки и анализа информации и принятие на этой основе конкретных решений.

     Содержание  управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем  из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах  производственной деятельности. Однако, кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления.

     Управление  производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления. [5, с.89]

     При системном рассмотрении все категории  управления связывают обычно с субъектом  управления (человеком), находящимся  в центре системы управления. Но человек - только часть, хотя и существенная, производительных сил, развивающихся по объективным законам, которые взаимосвязаны с законами развития природы и общества в целом. Лишь в неразрывном единстве со средой любая система проявляет свою целостность.

     Существующие  законы, закономерности и оправдавший  себя опыт управления обобщен в основных принципах управления, т.к закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения  задач управления, становятся принципами (рис. 1) 

      Закономерности управления

 
      Принципы  управления

      Существующий  способ производства

      Формы собственности, социально-политическая структура, культура, национальное, духовное развитие


 
      Опыт (образцы) управления

 

     Рисунок 1 - Факторы, определяющие принципы управления.  

     Принципы  управления условно классифицируются:

     - общие для всех видов управления;

     - относящиеся ко всем компонентам системы управления;

     - специфические для управления конкретным производством;

     - относящиеся к отдельным частям системы управления.

     Менеджмент  ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для  любой человеческой деятельности.

     Общие принципы управления следуют из объективных  законов развития общества и природы. [5, с.90]

     Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов  в единстве их проявления в любой  управляемой системе.

     Следует отметить, что в результате применения общих принципов, увеличивается число требований (частных принципов), которые необходимо выполнять по мере приближения к непосредственному объекту управления, что бы реализовать общие принципы (например: к частным принципам менеджмента можно отнести: научность в сочетании с элементами искусства; функциональную специализацию в сочетании с универсализацией; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; обеспечения единства прав и ответственности; или при их декомпозиции выделить принципы: целенаправленности; последовательности управленческих действий; состязательности; максимального вовлечения исполнителем в принятие решений. [11, с.102]

     Нельзя  при этом считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.

     Любой из принципов управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершаясь принятием управленческих решений и выработкой управляющих воздействий - т.е. основных форм отношений. 

     Таблица 1 – Характеристика принципов управления

Группа  принципов Перечень признаков
1. Как  надо руководить (работать) Экономичность, Действенность, инновация, единоначалие, коллегиальность, мотивация, лидерство, научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров, обеспечение  обраной связи, ориентация на потребителя, предпринимательство, оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления, коллективность принятия решения, сочетание прав, обязанностей и ответственности
2 Как  не надо руководить (работать) бюрократизм, волокита, несамостоятельность суждений, неумение работать с людьми, безынициативность, отрыв слова от дела.

 
 

     1.2 История развитие принципов управления 

     Уже в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления. Такие грандиозные сооружения, как египетские пирамиды, свидетельствуют не только об инженерном мастерстве своих создателей, но и об их умении планировать и координировать работу тысяч строителей. Уже греки отделяли чисто технические знания от искусства управления, которое они считали особым ремеслом. Административный гений римлян, проявившийся в создании эффективной системы управления, превратил Рим из маленького городка в столицу огромной империи.

     Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. Наконец, промышленная революция, развернувшаяся в XVIII в., характеризовалась стремительным ростом числа мануфактур, ожесточенно конкурировавших друг с другом. В конечном счете поиски наиболее эффективной стратегии предприятия в этих условиях и привели к возникновению науки управления как академической дисциплины. [10, с.32]

     Возникновение современной теории управления часто  связывают с именем Фредерика  Тейлора, бывшего безусловным лидером  всего движения научного менеджмента  между 1883 и 1911 гг. (см. Научный менеджмент). Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 «элементов» и 14 «принципов» менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления [1,2, 5,6,8]. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы. [10, с.33]

Информация о работе Принципы организации