Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 13:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационного планирования. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
изучить теоретические основы проектирования организационных систем;
рассмотреть методы проектирования;
раскрыть процесс проектирования организационных систем;
провести оценку методологии и эффективности организационного проектирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ 5
1.1 Понятие организационного проектирования -
1.2 Методология проектирования 9
2. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 11
2.1 Метод аналогий и экспертный метод -
2.2 Методы структуризации целей и организационного моделирования 13
3. ПРОЦЕСС И ОЦЕНКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 16
3.1 Процесс организационного проектирования -
3.2 Оценка методологии и эффективности организационного проектирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- уточнение состава и количества подразделений по уровням организации;
- определение численности управленческого персонала;
- определение характера
соподчиненности между
- расчет затрат на
содержание аппарата
В конечном счете устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность[8, c. 214].
Третий этап - оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений.
По мнению Мильнера, содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих форм, методов, процессов, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать в три стадии.
Первая стадия - формирование общей структурной схемы аппарата управления - во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести:
- цели производственно-
- общую спецификацию
функциональных и программно-
- число уровней в системе управления;
- степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях;
- основные формы
- требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Вторая стадия - разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается:
- реализация организационных
решений не только в целом
по крупным линейно-
- распределение конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей.
Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
- определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
- определение проектной
численности подразделений, трудоемкости
основных видов работ и
- распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
- установление ответственности за их выполнение;
- разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, в том числе на основе автоматизированной обработки информации;
- разработку порядка
взаимодействия подразделений
- расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления.
Существует точка зрения, согласно которой процесс проектирования организационных систем можно осуществлять с помощью[9, c. 188]:
- инструментария трансакционных издержек, их учета при принятии решений такого характера;
- метода выделения финансовых подразделений.
Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами на рынке. Они «не пересекаются со всеми известными до этого видами затрат (на производстве, в связи с реализацией продукции и прочее). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если организация (субъект рынка) не доверяет трансакцию свободному рынку. Выделяют четыре вида трансакционных издержек:
1) затраты, связанные с поиском информации;
2) затраты, связанные с заключением контрактов;
3) издержки по контролю
за реализацией контрактной
4) затраты, связанные с юридической защитой контракта.
Все представленные издержки не могут считаться чисто бухгалтерскими, так как значительная их часть носит вероятностный или ожидаемый характер. Тем не менее, они столь же реальны, как и те издержки, которые подтверждаются бухгалтерскими документами. По крайней мере вряд ли можно принять адекватное управленческое решение. Специально следует выделить еще один вид издержек, трансакционных по своей природе - это так называемые внутренние трансакционные издержки (в противовес внешним).
Они возникают в связи с тем, что предприниматель (или же организация) не только выбирает между рынком и контрактной системой, а еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутриорганизационной иерархии. Предприниматель выбирает конкретную форму защиты трансакции, соотнося затраты и результаты:
- альтернативу, которой
он отдает предпочтение и
- когда доходы после
соотнесения результата и
- трансакцию, ставшую частью
внутриорганизационной
На основании соотношения издержек (включая трансакционные) и гарантий, которые дает конкретной трансакции та или иная форма экономической организации, делается выбор между тремя формами экономической организации: рынком, контрактной системой и внутриорганизационной иерархией. Алгоритм использования внутренних трансакционных издержек для определения структуры упорядочивания элементов организации может быть представлен следующими правилами:
1) необходимо осуществить
деление организации по
2) устанавливается соотношение
полномочий различных
3) определяются должностные обязанности (соотносятся на уровне определенного рабочего места издержки на специализацию и издержки на координацию).
Следующим способом организационного проектирования является учет финансовых потоков внутри организации (фирмы) на базе выделения соответствующих финансовых подразделений. Обычно для решения задачи организационного проектирования выделяют следующие виды финансовых структурных подразделений:
- центры финансового
учета - структурные подразделения,
осуществляющие определенный
- центры финансовой ответственности - структурные подразделения, осуществляющие операции, конечная цель которых - максимализация прибыли, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию установленных перед ними целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов;
- центры прибыли - структурные
подразделения, деятельность которых
непосредственно связана с
- центры затрат - структурные
подразделения, которые, как правило,
обеспечивают поддержку и
- центры инноваций - структурные подразделения, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнес - проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
Для теории организации и организационного проектирования непосредственный интерес представляют два вида финансовых структурных подразделений: центры финансового учета и центры финансовой ответственности.
Смысл такого выделения и такой группировки финансовых центров для организационного проектирования заключается в том, что это связано с возможностью на основе использования данного способа изменить организационную структуру фирмы, сделать ее более рациональной и эффективной. При решении задачи улучшения существующей структуры фирмы следует анализировать финансовые потоки между центрами финансового учета и центрами финансовой ответственности. Это позволит выработать адекватное решение о совершенствовании организационной структуры фирмы.
В методологическом плане
важно определить методику, с помощью
которой оценивается эффективность организационной
структуры управления. Одним из главных
недостатков применявшихся методик оценки
являлась их функциональная ориентация,
строгая регламентация процессов управления,
а не их результатов. Даже самые обоснованные
проработки функциональных характеристик
и нормативов, например численность аппарата
управления производственных организаций,
не дают конструктивных рекомендаций
для решения проблем формирования территориально-
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего, он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления. Однако применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная структура является сложной характеристикой системы управления.
С позиций системной методологии в иерархичности структур организации замечают следующие принципиальные недостатки:
- большинство из них
построено по графическому
- в многоступенчатых
иерархических построениях как
в линейных, так и в функциональных
структурах значительно
Однако системный подход позволяет сформулировать некоторые принципы анализа и проектирования структур управления:
1) функция первична - структура вторична;
2) построение структуры
управления как структуры
3) полнота соответствия,
которая означает, что каждой
из основных задач должно
4) сокращение цепи
5) управляемость и делегирование полномочий;
6) авторегулирование и самоорганизация в элементах системы;
7) предел автономизации
(самостоятельности). Эффективность
построения организационной
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производства,- экономики, технического прогресса и социального развития. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его конечными результатами, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления:
Информация о работе Процесс и оценка проектирования организационных систем