Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа
Вертлюг является соединительным звеном между талевой системой и буровым инструментом. Вертлюг должен удерживать подвешенную к нему колонну бурильных труб и амортизировать при ее резких движениях, попросту говоря сглаживать ее рывки при спускоподъемных операциях.
1. Введение………………………………………………………….4
2. Устройство и техническая характеристика………………….5
3. Расчет основных деталей на прочность и
долговечность…………………………………………………….8
4. Расчет штропа вертлюга……………………………………...10
5. Ремонт вертлюга……………………………………………….11
6. Возможные неисправности, причины и способы
их устранения…………………………………………………...13
7. Экология………………………………………………………....17
9. Литература…………………………………………………..…..20
Министерство Образования Российской Федерации
Красноярский
государственный Технический
Кафедра: МОНГП
Курсовой проект
“Расчет вертлюга”
Пояснительная записка
Красноярск 2002
Задание
Рассчитать вертлюг по предложенным характеристикам.
Дано
Грузоподъемность T= 300 т
Максимальное давление прокачиваемой жидкости = 32 МПа
Содержание
2. Устройство
и техническая характеристика……
3. Расчет основных деталей на прочность и
долговечность……………………………………………
4. Расчет штропа вертлюга……………………………………...10
5. Ремонт вертлюга……………………………………………….11
6. Возможные неисправности, причины и способы
их устранения………………………………………………….
7. Экология……………………………………………………….
9. Литература………………………………………………….
Введение
Вертлюг является соединительным звеном между талевой системой и буровым инструментом. Вертлюг должен удерживать подвешенную к нему колонну бурильных труб и амортизировать при ее резких движениях, попросту говоря сглаживать ее рывки при спускоподъемных операциях.
И поэтому он
является ответственным буровым
оборудованием в плане
Необходимость промывки забоя буровыми растворами во время бурения также предусмотрено в конструкции вертлюга. Под действием высокого давления промывочного раствора и многотонного веса бурильной колонны, а также усилий прилагаемых к ней вертлюг должен иметь повышенный запас прочности и не должен иметь микротрещин, каверн и прочих видимых и не видимых дефектов. На дефекты вертлюг проверяется на заводе изготовители отделом технического контроля. Вертлюг также проверяют микроскопией на содержание микротрещин и дефектов при отливке. Такая тщательная проверка осуществляется по причине то го, что при поломке вертлюга происходит серьезная авария на буровой, вследствие которой, нефтяная компания несет колоссальные убытки, а, следовательно, есть и претензии к производителю.
Устройство и техническая характеристика
Вертлюг состоит из деталей двух групп
Рис 1. Вертлюг ШВ14-160: 1 — штроп; 2 — ствол; 3 — крышка; 4 — промывочная труба; 5 — сальниковое уплотнение; в —верхний масляный сальник; 7 — литой корпус; 8— радиальный шарикоподшипник; 9 — соединительные пальцы;10 — основной упорный подшипник; 11 — опорный подшипник; 12 — масляный сальник, 13 — коробка; 14 — ствол
Корпус вертлюга представляет собой пустотелую отливку сложной формы из малолегированной или углеродистой стали (35Л и др.), внутренняя полость которой разделена по высоте горизонтальной перемычкой, служащей опорной поверхностью основного упорного подшипника ствола и усиленной для жесткости вертикальными ребрами.
Конструкция опорных поверхностей подшипников в корпусе вертлюга должна исключать возможность нарушения ее перпендикулярности относительно оси ствола, так как это ведет к преждевременному износу основной опоры. Между стенками корпуса и опорной плитой предусматриваются каналы для обеспечения циркуляции смазки при вращении ствола.
На внешней
поверхности корпуса в
При конструировании корпуса весьма важно обеспечить максимально возможное расстояние между осью шарниров штропа и опорой, что позволяет достичь большой стабильности оси ствола при вращении и смещения центра массы вертлюга к нижней крышке. Такое решение снижает риск изгиба ведущей трубы при ее установке в шурф и подъеме из него. В некоторых вертлюгах к корпусу приваривают или укрепляют на болтах кронштейны с резиновыми амортизаторами, предохраняющими корпус от ударов штропов. Вертлюги с амортизаторами должны иметь несколько увеличенную ширину.
В некоторых вертлюгах корпус выполняют так, что всю нагрузку воспринимает только нижняя толстостенная тарелка, имеющая два симметричных отверстия для несущих болтов. Корпус в такой конструкции разгружен и служит монтажной базой и масляной ванной. Предварительная затяжка болтов до достижения напряженного состояния определенной интенсивности исключает деформации корпуса при нагружении ствола в процессе эксплуатации, что позволяет сохранить соосность расточек под подшипники и увеличивает межремонтный срок службы. В вертлюгах малой грузоподъемности штропов не применяют, при этом корпус на внешней поверхности снабжается отлитыми за одно целое с ним выступами с запорными защелками.
Вертлюг подвешивается на боковые рога подъемного крюка с помощью штропов элеваторов. Такая конструкция неудобна в эксплуатации, не уменьшает габаритов и массы вертлюга. Недостатком ее при эксплуатации является износ корпуса в зоне контакта со штропами подвески.
Корпуса вертлюгов
при изготовлении должны подвергаться
дефектоскопическому контролю. Внутренние
литые поверхности корпуса
Ствол вертлюга — наиболее нагруженная и ответственная деталь. На ствол действуют растягивающая сила, изгибающий момент и внутреннее давление. Ствол также подвержен усталостному и абразивно-эрозионному износу по внутренней поверхности канала и механическому износу в зоне контакта с уплотняющими кольцами.
Стволы изготовляются
из конструкционных
Снаружи и внутри ствол подвергается механической обработке, посадочные поверхности и переходные участки шлифуют. Наружные и внутренние поверхности канала должны быть соосны и иметь минимальную разностенность, а также жесткими для обеспечения равномерного распределения напряжений по сечениям. Биение посадочных шеек подшипников и неперпендикулярность плоскости опорного фланца к оси вращения ствола должны оговариваться допусками, величину которых рассчитывают или выбирают по нормам завода-изготовителя.
Диаметр канала ствола определяется скоростью потока промывочной жидкости; во избежание абразивного износа эта скорость не должна быть более 6 м/с. Канал ствола не должен иметь резких пережимов и расширений. Увеличение диаметра канала влечет за собой увеличение его наружного диаметра, что снижает долговечность уплотнительных устройств. Длину ствола выбирают с учетом возможности многократной нарезки изношенной левой внутренней замковой резьбы, выполняемой по ГОСТ 5286—75, служащей для соединения с ведущей трубой. Для предохранения резьбы от износа применяют предохранительные переводники. Участки ствола, контактирующие с верхними и нижними уплотнительными манжетами, защищают от износа втулками или удлиненным внутренним кольцом подшипников. Поверхность втулок шлифуют и подвергают термообработке до твердости 45—50 HRC.
Штроп. Штропы вертлюгов изготовляют из низколегированных конструкционных сталей марок 40ХН, 40ХНМА, 38ХГН, ЗОХГСА и др. по ГОСТ 4543—71. Штропы изготовляют методом свободной ковки с высадкой и прошивкой проушин. Механической обработке подвергаются только отверстия и торцовые поверхности проушин.
Для получения равнопрочной конструкции диаметр штропа на наклонном прямолинейном участке обычно увеличивают в направлении к дуговой части с отношением наибольшего и наименьшего диаметров до 1,4. Изгибающий момент имеет максимум в сечении перегиба. Для обеспечения необходимой прочности и жесткости штропа с учетом износа его дуговая часть выполняется эллиптического сечения. В вертлюгах малой грузоподъемности штропы для упрощения изготовляют кругового сечения.
Штроп вертлюга изнашивается по отверстиям проушин и внутреннему радиусу дуговой части. Для защиты проушин от износа применяют сменные втулки. При проектировании диаметр штропа иногда увеличивают на 15—20 % с учетом износа.
Опоры ствола вертлюга воспринимают нагрузки, обеспечивают свободное вращение ствола и его фиксацию от радиальных и осевых перемещений.
В качестве главной опоры в вертлюгах применяют подшипники упорные или упорно-радиальные в последнем случае ими воспринимаются также радиальные нагрузки и центрируется ствол в корпусе.
Для работы при высоких частотах вращения подшипники имеют массивные стальные или бронзовые сепараторы. Штампованные сепараторы и без сепараторные конструкции применяются редко.
Основные опоры вертлюгов являются элементами, лимитирующими их работоспособность. При эксплуатации они испытывают разнообразные повреждения: выкрашивание, отслаивание, усталостные трещины, осповидный износ на поверхностях тел качения и колец, образование подповерхностных трещин, приводящих к контактно-усталостным разрушениям.
Устранение проскальзывания тел качения по кольцам и снижение контактных напряжений уменьшают вероятность контактного окатывания и повышают долговечность основной опоры.
Лучшие из этих
упорных подшипников —
Расчет основных деталей на прочность и долговечность
Расчет ствола заключается в определении его основных размеров из условия прочности от осевого расстояния под давлением веса бурильной колонны.
Опасные сечения 1-1 и 2-2.
Внутренний диаметр ствола d выбирают из условия, что бы наибольшая скорость потока раствора V не превышала 6-8 м/с.
,где Q=7.2 л/c и выбирают исходя и насосной характеристики
1,145 мм
Расчетно-осевая нагрузка
,где Ks= 1.25 – коэффициент
Qбк – нагрузка от наибольшего веса бурильной колоны.
Qr=1.25*320=400
Рис.2 Ствол вертлюга
Минимальный нагруженный диаметр d1 полого ствола определяет условие прочности на внутреннее давление бурового раствора р6 по формуле Ляме, приняв GT=[G]=540 МПа
120
Диаметр D1 и D находим из конструктивных соображений; D1=210 мм, D=480 мм. В сечении 1-1 (Рис. 2) грибовидный фланец ствола подвергается деформации. Напряжение в этом сечении равно:
6*Qp* Lн/ПD*h2=[G]
[G]=GT/n – допускаемое напряжение n=3
Ly=[(D-D1)(D1+20)]/6(D+D1)=0,
Приняв G исходную равную [G] определяем высоту грибовидного фланца
0.018
Расчет штропа вертлюга
Рис.3 Штроп вертлюга
В сечении 1-1 (Рис.3) возникает напряжение от полости, приходящееся на одну из двух ветвей штропа,
0.120 м
В сечении 2-2 (Рис.3) штроп рассчитывается по формуле Лете на прочность основного рога крюка С=300 мм и R2=180 мм, приняв следующее условие T и далее определяем разницу.
R1=R2
q… – интенсивность давления
q=Qp/(2R2(Sin α)=200*103/2*0,18*0,3*Sin 80=18 МПа
В поперечном сечении проушины штропа возникает напряжение среза по двум площадкам на обоих концах штропа.
T=0,58*Gt=0.58*690*106=371.2 МПа
Приняв Tcp=[T], находим диаметр
0,093 м
Fn=3.14*R2=538*10-6 м2
Штроп в сечении 3-3 (Рис.3) рассчитывается по формуле Ляме. Находим интенсивность давления в сечении 3-3
83*106 кг/м2
Приняв Gp*[G]*n*A=dn, находим диаметр проушины
0,066 м
Проушину штропа необходимо проверить на растяжение в сечении 4-4 (Рис.3)
2.7 МПа
Расчет подшипника основной опоры производят в соответствии с ГОСТ 18859-82. Для упорных роликовых подшипников вертлюга циклическая грузоподъемность
Ремонт вертлюга
В процессе эксплуатации
вертлюга необходим его текущий
ремонт, при котором кроме