Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа
Целью работы является выявление роли и значения государственной собственности в современной рыночной экономике. Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить теоретические основания интерпретации понятия «собственность».
2. Раскрыть экономическое содержание государственной собственности.
3. Выявить место, роль, государственной собственности в рыночной экономике.
5. Определить институциональное назначение государственной собственности в рыночной экономике.
6. Выявить основные критерии эффективности государственной собственности.
Введение …………………………………………………………………… 3
1 Собственность в системе рыночной экономике
1.1. Понятие рыночной экономики ……………………………………….. 5
1.2. Понятие собственности ……………………………………………….. 8
1.3. Формы собственности ………………………………………………… 11
2 Государственная собственность в рыночной экономике
2.1. Государственная собственность: сущность, виды, уровни ………… 22
2.2.Тенденции и перспективы развития государственной собственности.27
3 Важность государственной собственности в развитии экономики
3.1. Роль и значение государственной собственности …………...……… 31
3.2. Состояние государственного сектора России на 2007-2010 гг. ……. 34
Заключение ………………………………………………………………... 43
Список использованной литературы ……………………………….… 45
Приложение 1 …………………………………………………………… 47
Соотношение государственного и частного сектора экономики РФ на 2009г.
В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:
• в угольной промышленности — 151 предприятие;
• в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;
• в электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.
Удельный объем продукции,
производимой государственным сектором
экономики ТЭК, составил в 2008 г. около
46% от всего промышленного
Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.
В гражданском машиностроении
в 2008 г. в основном завершен процесс
приватизации. Из 1562 предприятий и
организаций
В государственном секторе
химического комплекса в
Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.
В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.
Удельный вес
Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.
Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.
Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88% [4; с. 399].
На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.
Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.
По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.
Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.
Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.
Удельный вес организаций
государственной формы
На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.
В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.
В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих [4; с. 400].
Согласно данным Российского статистического ежегодника, государственные и унитарные предприятия РФ можно разграничить по формам собственности и видам приватизации следующим образом (см. Таблица 2):
ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 2007-2009 гг.
2007 |
2008 |
2009 | |
Число
приватизированных |
302 |
260 |
366 |
в том числе по формам собственности: |
|||
федеральная |
73 |
26 |
140 |
субъектов Российской Федерации |
115 |
135 |
87 |
муниципальная |
114 |
99 |
139 |
Структура
приватизированных |
100 |
100 |
100 |
преобразование
унитарных предприятий в |
84,1 |
86,5 |
97,0 |
продажа имущественных
комплексов государственных и |
15,9 |
13,5 |
3,0 |
в том числе: |
|||
на аукционах |
6,6 |
5,4 |
1,9 |
на конкурсах |
8,0 |
7,3 |
0,5 |
Основой системы управления
в государственном секторе
Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В середине 2010 года в России объявлено о новой (третьей по счету в истории страны) волне приватизаций. Минэкономразвития планирует этой осенью принять конкретные решения по приватизации предприятий в стране. Еще в июле ведомством был разработан трехлетний план, согласно которому, от продажи акций госкомпаний планируется выручить до триллиона рублей и направить их на погашение бюджетного дефицита.
В таблице 3 представлены статистические
данные о состоянии госсектора и в таблице 4 показана динамика федеральных
государственных унитарных предприятий
на 1 января 2010 года:
Предприятия,
акции которых находятся в
федеральной собственности или
в отношении которых
На 1 июня 2005г. |
На 1 января 2009г. |
На 1 января 2010г. | ||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% | |
Непроизводственная сфера |
685 |
18,1 |
383 |
11,5 |
1162 |
39,4 |
Промышленность |
2078 |
54,9 |
1583 |
47,4 |
674 |
22,8 |
Строительство |
287 |
7,6 |
234 |
7,0 |
160 |
5,4 |
Транспорт и связь |
459 |
12,1 |
280 |
8,4 |
269 |
9,1 |
Сельское хозяйство |
229 |
6,1 |
522 |
15,6 |
397 |
13,5 |
Лесное хозяйство |
45 |
1,2 |
||||
Прочие отрасли |
335 |
10,0 |
288 |
9,8 | ||
Всего |
3783 |
100,0 |
3337 |
100,0 |
2950 |
100,0 |
Динамика количества федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП)
На 1 июня 2005г. |
На 1 января 2009г. |
На 1 января 2010г. | ||||
Непроизводственная сфера |
ед. 3617 |
% 43,6 |
ед. 988 |
% 26,2 |
ед. 1424 |
% 40,5 |
Промышленность |
1870 |
22,5 |
476 |
12,6 |
653 |
18,6 |
Строительство |
903 |
10,9 |
300 |
8,0 |
252 |
7,2 |
Транспорт и связь |
725 |
8,7 |
249 |
6,6 |
338 |
9,6 |
Сельское хозяйство |
1111 |
13,4 |
611 |
16,2 |
410 |
11,7 |
Лесное хозяйство |
67 |
0,8 |
,,, |
|||
Прочие отрасли |
1141 |
30,3 |
440 |
12,5 | ||
Всего |
8293 |
100,0 |
3765 |
100,0 |
3517 |
100,0 |
Согласно таблице 3 и таблице 4, на начало 2010 г. Российская Федерация являлась акционером 2950 АО и собственником 3517 ФГУПов. В 2005-2010гг. резко - более чем в 2,5 раза - сократилось количество ФГУПов, тогда как количество АО с госучастием снизилось лишь на четверть, при этом в 2009г. несмотря на кризис и возможность огосударствления их число снизилось на 12% по отношению к 2008г.
На начало 2010 г. государство владело 100% акций в АО с госучастием в 60% случаев, а долей от 50% до 100%, т.е. контрольным пакетом - в 64%. Блокирующий пакет - 25-50% акций - у государства в 12% АО, а миноритарный - в 24%.
По данным официальных статнаблюдений оценить долю государства в собственности на федеральном уровне (на фоне наличия крупных квазигосударственных АО и госкорпораций и зависимых от ник компаний) не представляется возможным в силу недостатков используемой методики. Необходима разработка новой методики и/или специальные исследования для точной оценки доля госсектора и перспектив приватизации.
По данным экспертов, если в 2004 г. государство контролировало 81 компанию из 400 крупнейших (с совокупной выручкой 145 млрд. долл.), то в 2006 г. — уже 103 (с совокупной выручкой 283 млрд. долл.). Если в 2004 г. под контролем государства находилось 34,7% совокупной выручки 400 крупнейших компаний России, то по итогам 2007 г. — около 40% .
По оценкам министра финансов А. Кудрина , высказанным 5 октября 2009г., доля государства в экономике России составляла «почти 50% и должна снизиться до 30-40%».
Как указывают эксперты,
сейчас, по оценкам ОЭСР, доля
государства в России
Против приватизации то, что спрос со стороны российского корпоративного сектора на государственные активы будет ограничен в течение 3-6 лет.
В результате кризиса крупные российские частные корпорации не смогут в течение 3-6 лет быть активными покупателями приватизируемых активов, а скорее всего будут конкурентами государства «на ниве приватизации», т.е. станут продавать свои активы, стремясь привлечь капитал с рынка акций, расширяя предложение и снижая тем самым цену приватизируемых госактивов.
Приватизация это лишь один из актуальных вариантов финансирования дефицита бюджета. В таблице 5 продемонстрированы положительные и отрицательные стороны приватизации:
Информация о работе Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике