Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования – определить роль общественных организаций в совершенствовании социальной работы в формировании здорового образа жизни клиентов.
Задачи:
1. Определить сущность понятия здоровый образ жизни.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу деятельности общественных организаций и охраны здоровья.
3. Раскрыть возможности общественных организаций в формировании здорового образа жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ……………..........................................................................................3
Глава 1.Сущность понятия «здоровый образ жизни».........................................6
Глава 2. Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций и охраны здоровья................................................................................................12
Глава 3. Использование возможностей общественных организаций в
формировании здорового образа жизни………………………………..............17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...……………………..…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.
Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата».
Ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году.
Всемирный День отказа от курения, 31 мая был впервые провозглашён Всемирной организацией Здравоохранения в 1988-м году резолюцией № WHA42.19 от 42-й сессии ВОЗ [16].
Необходимо отметить, особое значение в формирование ЗОЖ, первой Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая прошла в апреле 2011 г. в Москве. По итогам работы первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям была принята Московская декларация. В декларации отмечается, что профилактика и контроль НИЗ (неинфекционных заболеваний) требуют регулирования на всех уровнях и реализации широкого ряда многоуровневых и межсекторальных мер, направленных на весь спектр детерминант НИЗ (от индивидуального до структурного уровня) с целью создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни [17]. «Это включает в себя продвижение и поддержку здорового образа жизни и его выбора, соответствующего законодательства и политики, профилактики и выявления заболеваний на самой ранней стадии для сведения к минимуму страданий людей и сокращения расходов и обеспечения пациентов наилучшей возможной комплексной помощью на протяжении всей жизни, включая участие пациента, реабилитацию и паллиативную терапию», - сообщается в декларации.
Проведенное диссертационное исследование Н.В.Бредихиной показало, что ведущими каналами получения информации о здоровье являются СМИ (52,5 %); референтная группа (33,8 %); специальная и популярная литература (31,7%). Не может не беспокоить тот факт, что такие важные источники информации, как институты здравоохранения, образования и семья не являются приоритетными. Это говорит о том, что за последние годы произошло серьезное ослабление влияния данных институтов не только на получение информации о здоровье и здоровом образе жизни, но и влияния на формирование последнего.
Исследование также показало, что в формировании ориентаций на здоровый образ жизни населения области существует ряд противоречий:
- между социальной потребностью
в здоровом человеке и
- между общественной ценностью
здоровья и реальными
- между необходимостью создания в регионе соответствующих экологической ситуации форм и методов сохранения и укрепления здоровья населения и реальными действиями по их формированию;
- между декларируемой в обществе «модой на здоровье и здоровый образ жизни» и реальными действиями семьи, учреждений образования и здравоохранения в этой сфере [14].
Глава 2. Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций и охраны здоровья
В Российской Федерации за последнее десятилетие создана определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, в числе которых, прежде всего, следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Статья 41 Конституции РФ устанавливает и закрепляет право каждого на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Более детально эта норма урегулирована в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан [15].
В ст. 1 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Однако, несмотря на то, что профилактика включена в число основных приоритетов, детальное описание ее методов в данном документе отсутствует, а термин «здоровый образ жизни» вообще не встречается ни разу! Это, во-первых, во многом обедняет содержательное значение данного нормативного документа, а во-вторых, свидетельствует, что понятие здорового образа жизни в нашей стране еще не стало предметом системной деятельности в рамках социальной политики.
Изъятое из нормативно-правового документооборота, непосредственно обеспечивающего деятельность российской системы здравоохранения, врачей, понятие здорового образа жизни, тем не менее, присутствует в законодательной части, регулирующей деятельность в области физкультуры и спорта.
В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2002 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая ситуация, связанная с отсутствием действенной системы государственной поддержки физической культуры и спорта, а состояние развития массовой физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Основным препятствием в развитии физкультуры и спорта, формировании ЗОЖ законодатели видят в административных барьерах, сложившихся в системе исполнительной власти. В то же время отмечается, что в ряде российских регионов есть положительный опыт, где «…усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью» [18].
Программные положения
и нормы, направленные на укрепление
здоровья содержатся в ряде иных федеральных
законов. Так, Федеральный закон
от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-
В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) Медико-социальная помощь рассматривается как комплекс социальных услуг, которые россияне имеют право получить при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях [7].
Первые шаги
в области институционализации
организаций некоммерческого
ФЗ «О некоммерческих
организациях», согласно которому органы
государственной власти и органы
местного самоуправления в пределах
своей компетенции могут
ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в дополнение к вышеназванным предусматривает такую форму поддержки государством деятельности НКО, как целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты). Данный закон закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.
ФЗ от 11 августа
1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности
и благотворительных
Помимо этих трех законов, нормы, регламентирующие взаимодействие власти и НКО содержаться и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. Такими законами являются, например, ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вила НКО, ФЗ от 23 ноября 1995 г. Особо в ряду федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии власти и НКО следует упомянуть недавно принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отдельная глава этого закона посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления. Она регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний.
Федерального закона от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
Помимо законов
на федеральном уровне нормы о
взаимодействии власти и НКО содержаться
и в актах отдельных
В ряде Положений, регулирующих деятельность отдельных Министерств РФ, в частности Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ, содержаться нормы о том, что они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями.
Данный список не исчерпывает всего массива федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и НКО. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше и иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты такого взаимодействия, причем в основной массе законов речь идет не о полноправном взаимодействии власти и НКО, как равных партнеров, а о различных формах поддержки НКО со стороны государства.
Глава 3. Использование возможностей общественных организаций в формировании здорового образа жизни
В современном российском обществе происходит переход от однополюсности в осуществлении социальной политики по схеме "государство-личность" к многополюсности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по реализации социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы, особенно в плане интересующей нас проблемы по формирования ЗОЖ у клиентов социальных служб.
В общественных организациях значительный объем работы, включая управление ею, сбор средств, реализацию программ и проектов, работу с клиентами и многое другое выполняется добровольцами.
Общественные организации обладают большими возможностями привлечения внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры.