Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и его роль в общественном процессе.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития рынка, его сущность и признаки;
2. Изучить функции, структуру и типы рынка, а также роль рынка в общественном производстве;
3. Проанализировать современную рыночную экономику.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика рынка…………………………………………………..5
1.1 История развития рынка……………………………………………………...5
1.2 Сущность рынка………………………………………………………………7
1.3 Признаки рынка……………………………………………………………...10
2 Функции, структура и типы рынка. Роль рынка в общественном производстве……………………………………………………………………..12
2.1 Функции рынка………………………………………………………………12
2.2 Структура рынка……………………………………………………………..15
2.3 Типы рынка…………………………………………………………………..21
2.4 Роль рынка в общественном производстве………………………………...24
3 Современная рыночная экономика…………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
- нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
- автомобильный рынок;
- компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
- замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
- насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
- рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
- смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
Рыночная инфраструктура представлена на рисунке №2.
Рис.№2 - Рыночная инфраструктура.[10]
2.3 Типы рынка
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.
Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:
1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
3) монополизм производителя и торговца;
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;
6) расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
7) попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
8) расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;
9) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
10) отсутствие у потребителя права выбора товара.[11]
Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:
- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4-5 - это олигополия, если 1-2 - монополия, что может сдерживать развитие рынка);
- обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;
- формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок, как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;
- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка мощностей - это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
- полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
- наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
- сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
- последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
- обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.[12]
2.4 Роль рынка в общественном производстве
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4.«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально – философское понятие. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.[13]
3 Современная рыночная экономика
Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.
В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секторе. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уложенному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических потрясениях в нестабильные времена и повышению их эффективности в более здоровые периоды»[14].
В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.
В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американские специалисты считают, что в 2010-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников.
Заключение
Возникновение и становление рынка - это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Можно дать несколько определений рынка:
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.