Системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:05, реферат

Краткое описание

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обусловливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..3-4

2. Система управления как объект исследования…………………...5-10

3. Методы исследования и проектирования систем управления…...11-18

4.Тесты………………………………………………………………….19

5 Список использованной литературы…………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по теории управления.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)
 

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..3-4

2. Система управления как объект исследования…………………...5-10

3. Методы исследования и проектирования систем управления…...11-18

4.Тесты………………………………………………………………….19

5 Список использованной литературы…………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

Россия переживает сейчас сложный и противоречивый период становления новой системы  экономических отношений. Объективные  условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение  наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали  иных, чем прежде способов управленческой деятельности.

Организацию можно  рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя  свои ресурсы, выполняет экономическую  функцию производства продукции  и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения  и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса  заключается в использовании  его энергии и ресурсов для  получения прибыли. Однако организация  одновременно является частью среды, состоящей  из поставщиков, потребителей, средств  информации, союзов и объединений  людей, работников, собственников акций, поэтому она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов  удовлетворять ее интересы.

Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему  целей и их распределение между  различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся  состав подразделений, которые связаны  определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода

Рассмотрение  управления как системы является одним из достижений современной  науки. Это обусловливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в  сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним  миром, с внешними системами и  надсистемами. 
 

Система управления как объект исследования

Управление только тогда может быть действительно  успешным, когда оно находится  в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации  и накопление ею потенциала инноваций. Это оказывается практически  возможным при условии исследования систем управления, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффективных вариантов построения системы управления.

В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые  определенным образом отражаются и  на содержании управления. В современном  управлении исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени  и усилий руководителей. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. В этом состоит  одна из основных тенденций развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений: усложняются  условия управления, усложняется  человек в своих социально-психологических  характеристиках. Невозможно принимать  решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально  усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности  деятельности организации, необходим  обоснованный выбор решений из постоянно  растущего количества их вариантов.

Каждая организация  находится в постоянном развитии. Ее развитие - это решение множества  проблем, которые следуют одна задругой или вместе, возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени  на обдумывание. Несвоевременность  их решения может обернуться кризисом. Поэтому исследование обеспечивает такой подход к управлению, который  предусматривает высокое качество управленческих решений.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий  из следующих компонентов 

- распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;

- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Всякое исследование характеризуется целью, объектом и  предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.

Цель исследования - это поиск наиболее эффективных  вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Главная задана исследования - найти решение проблемы, которое  либо устраняет существующее препятствие  развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в  результате исследования, может иметь  вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом  результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе  ее характеристик и параметров.

Объектом исследования является система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается  понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических  систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку  именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы. Какими бы совершенными ни были современные  технические средства, система управления строится на деятельности человека. Можно  исследовать технику, но нельзя исследовать  ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его  деятельности

Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объекта управления. Поэтому при  исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая  социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основополагающим элементом и здесь является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы, и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.

Предметом исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы  управления, некая проблема, т.е. это  реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут  быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.

Методологический  подход к исследованию систем управления - это ракурс исследования, это как  бы исходная позиция, отправная точка, которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой  выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала  может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный  и т.п.

Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения  главного и существенного, определения  характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Системный  подход применяется при решении  социально-экономических, социально-политических, инженерно-технических и иных задач, предлагающих изучение или проектирование и создание системных объектов высокой  сложности, а также управления ими..

В процессе исследования системы управления выявляется, из каких составных частей, элементов  состоит система управления, как  они взаимодействуют друг с другом и с окружением. Для формирования системы необходима совместимость  элементов между собой, возможность  установления между ними продуктивных связей

Совокупность  связей приводит к понятию структуры  и организации системы управления. Структура организации материальных элементов, их связей придают системе  управления устойчивость, стабильность.

Требование эффективности  управления в системе необходимо приводит в процессе анализа к  постановке разработки системы целей, направленности связей, поведения. В  частности, во многих случаях возникает  проблема соотношения функционирования и развития, стабильности и инноваций. В каждой системе управления существует два вида целей: внутренние (корпоративные) и внешние - производство товаров, оказание услуг и т.д. В связи с этим необходимо осуществить координацию  между видами целей, т.е. установить приоритет и установить субординацию в каждом виде отдельно. Управление деятельностью и ее организация  обязательно должны быть «целесообразны».

Целеполагание имеет своим продолжением постановку задач - формулирование ранее поставленных целей и подцелей в конкретных условиях, в которых существует и  предполагает развиваться организация.

Концептуальный  подход предполагает предварительную  разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность  исследования.

Подход может  быть эмпирическим, прагматическим и  научным. Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагматический - на задачи получения ближайшего результата. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Проблема формулируется  разными способами. Это может  быть просто констатация объекта  исследований в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр. Но такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению  о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного  ответа в виде суждений. Суждение, вывод  любого исследования можно рассматривать  как полученный ответ на некоторый  вопрос. Примерами исследовательских  вопросов и их конструкций могут  быть следующие:

- Как отражает система управления потребности и условия развития организации?

- Почему организация теряет позиции в конкурентной борьбе?

- Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?

- Как разработать стратегию?

Практические  результаты исследования систем управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера  и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они могут относиться к области  информационного обеспечения управления, мотивации управления, изменения  условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр. Результаты исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие организации.

Информация о работе Системы управления