Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….. 2

ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ И ИХ СОЮЗОВ ………………………… 3

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ …………………… 13

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ …… 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………. 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...… 27

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент. кооперации.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………..  2

 

ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ  КООПЕРАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ОБЩЕСТВ И ИХ СОЮЗОВ …………………………  3

 

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ  КООПЕРАЦИИ …………………… 13

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ …… 18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………. 25

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  ……………………………………...… 27

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами, предъявляет повышенные требования к эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование организационной структуры потребительской кооперации с целью выявление возможностей ее совершенствования, изучения роли и места потребительских обществ и их союзов в системе потребительской кооперации, исследование путей повышения их эффективности.

 

Отсюда, в работе ставится целью исследование организационной  структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.

 

 

ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ  КООПЕРАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ОБЩЕСТВ И ИХ СОЮЗОВ

1.1 Потребительское  общество - основа внутренней организационной  структуры

 

Потребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.

 

Фундамент этой системы составляют потребительские  общества (кооперативы), так как именно в них, в первую очередь, осуществляется хозяйственная и общественная деятельность кооперативной системы. Согласно определению, данному в статье 1 Закона о потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах в Российской Федерации от 11.07.1997: «потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов»\. Потребительские общества являются юридическими лицами и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, также своими уставами.

 

Как отмечает К.И. Вахитов: «Устав - это систематизированный  свод правил, регламентирующих основные вопросы деятельности потребительского общества, обязательный признак его  юридической самостоятельности». Устав  потребительского общества (союза) служит прежде всего своеобразным соглашением участников общества (союза) между собой. Далее, через государственную регистрацию общества (союза) достигается соглашение между участниками потребительского общества (союза) и государством. Наконец, внутри системы потребительской кооперации уставы согласовывают отношения между потребительскими обществами и их союзами. И еще: уставы, конечно, регулируют отношения между пайщиками и потребительскими обществами. Необходимо отметить, что в Законе о потребительской кооперации 1992 г. положение об уставе потребительского общества отсутствовало вообще. В Законе РФ 1997 г. положениям об уставе потребительского общества отведена статья 9: «Устав потребительского общества». Эта статья содержит основные требования государства к уставу общества, нормы, которые обязательно должны быть отражены в уставе. Пункт 1 статьи 9 указывает, что в уставе потребительского общества должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности потребительского общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества; сведения о его филиалах и представительствах; иные сведения. Пункт 2 статьи 9 определяет, что уставом потребительского общества могут быть предусмотрены различные социальные льготы по вступлению в потребительское общество, по уплате паевых и членских взносов, определена категория лиц, которая может пользоваться этими льготами: «Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков». После принятия в 1997 г. закона Центросоюз РФ разработал новые примерные уставы потребительского общества. Как отмечают А.Р. Бернвальд и А.В. Цихоцкий: «Примерный устав называется «примерным», поскольку он, выступая как бы образцом устава, рекомендует лучшее решение тех или иных вопросов жизни потребительского общества, способствуя тем самым развитию демократии и творческой инициативы пайщиков в управлении делами кооператива». В примерном уставе потребительского общества имеются такие разделы: общие положения; цели и предмет деятельности общества; пайщики в обществе; правомочия общества; основы экономической деятельности общества; структура органов управления и контроля общества; правомочия кооперативного участка общества; общее собрание уполномоченных общества; совет потребительского общества; правление общества; органы контроля; учет и отчетность; документы общества; трудовые отношения; реорганизация и ликвидация общества.

 

Примерные уставы определяют статус однородных организаций  потребительской кооперации и используются в качестве образцов для разработки индивидуальных уставов конкретных потребительских обществ. Индивидуальными  являются уставы, уже обсужденные и принятые участниками потребительских обществ (союзов) путем голосования в установленном порядке.

 

Потребительские общества составляют основное структурное  звено системы потребительской  кооперации. В зависимости от контингента  обслуживаемого населения и особенностей района своей деятельности они подразделяются на несколько видов. В зависимости от района деятельности функционируют следующие виды кооперативов: сельские потребительские общества (сельпо); поселковые потребительские общества (поспо); районные потребительские общества (райпо); городские потребительские общества (горпо); потребительские общества, действующие на территории иных населенных пунктов.

 

Практика строительства  потребкооперации дала основание и  для классификации потребительских  обществ в зависимости от социального состава входящих в него членов: на рыбкоопы - потребительские общества работников рыбной промышленности и членов рыболовецких артелей; на рабкоопы - потребительские общества работников промышленных предприятий и членов их семей; на совхозрабкоопы - потребобщества, объединяющие рабочих совхозов и членов их семей; на учпотребобщества, объединяющие учащихся сельских школ, кооперативных ПТУ, техникумов.

 

А.Р. Бернвальд  и А.В. Цихоцкий указывают: «что сегодня  в потребительской кооперации функционируют в основном две формы первичного звена системы: райпо и сельпо». Причем, исторически сложилось так, что наиболее массовым видом потребительского общества в России являются райпо. Во многом это объясняется не столько объективными закономерностями развития производительных сил, и в первую очередь процессами концентрации и специализации производства. Главная причина лежит в мероприятиях советской власти, которая вела политику на преобразование районных потребительских союзов (райпотребсоюзов) в районные потребительские общества (райпо) с одновременной ликвидацией сельских потребительских обществ, т.е. на территории одного административного района действовало одно потребительское общество - райпо. Как отмечает А.Р. Бернвальд в последние годы существования СССР: «на долю районного звена (райпотребсоюза и райпо) потребкооперации приходилось 70,4% основных средств, 70,5% уставного и почти 100% паевого фонда. В этом звене реализовывалось 97,9% всего розничного товарооборота и формировалось 61,9% прибыли всей кооперации». Укрупнение потребительских обществ до уровня райпо при всех его положительных моментах, в конечном счете, привело к тому, что возможности потребкооперации как корпоративной организации оказались резко суженными, были созданы предпосылки для дальнейшего ее огосударствления, подмены власти пайщиков могуществом кооперативного аппарата. В этой связи В.А. Матусевич пишет о том, что «укрупнение потребительских обществ, по сути, лишило пайщиков возможности участвовать в обсуждении вопросов, касающихся их быта, контролировать действия функционеров… Реальной властью в укрупненных кооперативах располагают работники аппарата, которые могут и не быть членами потребкооперации». Переход к рыночным отношениям поставил в повестку дня повышение роли пайщика в потребительской кооперации, чтобы восстановить кооперативы в качестве самоуправляемой, высокультурной, экономически свободной, хозяйственной системы. А это в свою очередь требует разукрупнения райпо. Особенно это актуально для восточных районов страны, где населенные пункты находятся друг от друга в десятках, а то и в сотнях километрах. Однако, отмечают А.Р. Бернвальд и А.В. Цихоцкий: «возврат к ранее существовавшей организационной структуре потребкооперации, в основе которой находилось сельское потребобщество, идет явно медленно». Таким образом, основной организационной формой низового звена потребительской кооперации продолжает оставаться райпо. Райпо как вид производственного объединения для выполнения своих уставных задач создают разнообразные предприятия (торговые, промышленные, заготовительные и т.п.), наделяя их правами юридического лица. Имущество за ними закрепляется на праве полного хозяйственного ведения. Как уже отмечалось, райпо представляет собой хозяйственную систему с обособленным аппаратом управления. В своей хозяйственной деятельности райпо выполняет два вида функций: организационно-регулирующую и оперативно-хозяйственную. Организационно-регулирующие функции, осуществляемые райпо, играют для него первостепенное значение, в то же время оперативно-хозяйственные утрачивают былое значение в осуществлении уставных задач. В современном райпо оперативно-хозяйственной деятельностью занимаются преимущественно отраслевые кооперативные предприятия. И хотя степень хозяйственной самостоятельности указанных предприятий определяет правление кооператива, на практике многие из них наделяются правами юридического лица.

 

В то же время  следует отметить, что в системе  райпо могут одновременно функционировать  предприятия, которые не наделены правами  юридического лица. Они действуют на началах внутреннего хозяйственного расчета и подчиняются непосредственно правлению потребобщества.

 

1.2 Роль союзов  потребительских обществ в системе  потребительской кооперации

 

Согласно Закону о потребительской кооперации 1997 г. «союз потребительских обществ (далее также - союз) - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг». Членами союза являются потребительские общества, зарегистрированные и действующие в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Член союза сохраняет свою самостоятельность и права юридического лица.

Для вступления в союз и добровольного выхода из него потребительское общество представляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, протокол или выписку из протокола общего собрания общества, принявшего решение о вхождении в союз или добровольном выходе из него. Как отмечает К.И. Вахитов: «Такое заявление должно быть рассмотрено советом общества в течение 30 дней и передано для принятия решения общему собранию представителей потребительских обществ союза. Потребительское общество признается членом союза с момента вынесения положительного решения общим собранием представителей и уплаты взноса».

 

Членство в  союзе прекращается в случае добровольного  выхода или исключения потребительского общества из союза, а также в случае прекращения деятельности общества. Потребительское общество может  быть исключено из союза решением общего собрания представителей потребительских обществ союза при нарушении им требований Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устава союза и своего устава, а также невыполнения решений органов управления и контроля данного союза.

 

Члены союза  имеют право: вносить на обсуждение органов управления союза предложения  по вопросам, являющимся предметом  деятельности потребительской кооперации соответственно района, округа, области, края, республики или Российской Федерации, участвовать в их обсуждении и принятии решений; требовать в необходимых случаях созыва чрезвычайного общего собрания представителей потребительских обществ союза; получать от органов управления союза, его должностных лиц информацию о деятельности союза; выходить из состава союза; выдвигать своих представителей в органы управления и контроля союза; вносить предложения о внесении изменений и дополнений в устав союза.

 

Члены союза  обязаны: соблюдать Закон «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и устав союза; выполнять решения общего собрания представителей, совета и президиума совета, правления союза; производить внутрихозяйственные отчисления союзу; представлять союзу бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности.

 

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между  союзами являются партнерскими и  строятся на основе уставов и договоров. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами союза. Союз не отвечает по обязательствам потребительских обществ. Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами.

 

1.3 Роль Центросоюза  в системе потребительской кооперации

 

В системе «общества - союз»  особая роль принадлежит Центросоюзу  Российской Федерации. Он является союзом потребительских обществ, но содействует  развитию деятельности, как потребительских обществ, так и союзов потребительских обществ областей, краев, республик. Как указывают авторы «Вместе ради будущего»: «Центросоюз - это 11,4 млн. пайщиков, это высший орган потребительской кооперации, созданный для координации деятельности потребительских обществ и их союзов, представления их интересов в государственных и международных организациях». Решения органов управления Центросоюза обязательны как для потребительских обществ, так и для союзов всех уровней.

 

Предметом деятельности Центросоюза  являются: определение экономической, социальной и научно-технической политики развития потребительской кооперации России; представление и защита интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в федеральных органах государственной власти; участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материальной, технической и другой государственной поддержки этим обществ и союзов; оказание помощи потребительским обществам и союзам потребительских обществ, принятие непосредственного участия в развитии предпринимательской и социальной деятельности, в разработке наиболее эффективных организационно - правовых форм организаций системы; содействие совершенствованию и развитию хозяйственных связей организаций потребительской кооперации; научная деятельность, подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации через сеть учебных заведений потребительской кооперации; разрешение экономических споров между организациями потребительской кооперации; осуществление контрольных и распорядительных функций в отношении потребительских обществ и союзов потребительских обществ; оказание информационной, методической и консультативной помощи обществам и союзам по правовым, финансовым, экономическим и иным вопросам; пропаганда достижений кооперативного движения, его опыта и ценностей; представление интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в международном кооперативном движении, а также на внешнем рынке.

Информация о работе Совершенствование кооперативного управления как фактор улучшения организационной структуры