Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 16:35, курсовая работа
Основная цель дипломной работы – анализ деятельности Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Крапивинского района и предложение путей совершенствования системы содействия занятости населения в Крапивинском муниципальном районе.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
– определить цели и задачи служб занятости;
– изучить их роль в регулировании рынка рабочей силы на районном уровне;
– охарактеризовать основные направления деятельности служб занятости;
Создание новых рабочих мест должно быть увязано с расширением возможностей трудоустройства увольняемых работников, прежде всего тех предприятий, которые являются профилирующими для конкретной территории и тем более градообразующими, а также для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. При определении масштабов поддержания существующих рабочих мест необходимо ориентироваться на эффективные рабочие места и сохранение квалифицированной части трудового потенциала.
В контексте содействия занятости населения территории определяются отраслевые приоритеты создания и сохранения рабочих мест. При этом учитывается как стоимость создания или сохранения рабочих мест в различных видах деятельности, так и степень их сопряженности с рабочими местами в других сферах приложения труда. Говоря другими словами, создание новых и сохранение рабочих мест в определенных отраслях должно способствовать сохранению рабочих мест и созданию новых в смежных отраслях экономики.
В условиях выполнения программ содействия занятости населения могут и нередко возникают тем не менее критические ситуации на рынках труда отдельных административных образований, связанные, как правило, с массовым высвобождением работников, особенно на градообразующих предприятиях. По этой причине в целях предотвращения критических ситуаций на рынках труда отдельных регионов постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации" была образована правительственная комиссия, наделенная особыми полномочиями.
Комиссией утверждены рекомендации органам исполнительной власти различных уровней по предотвращению и ликвидации критических ситуаций на рынках труда. Для обеспечения финансирования мероприятий по социальной поддержке граждан при возникновении критических ситуаций Правительством РФ создан резервный фонд.
Рекомендации по предотвращению и ликвидации критических ситуаций на рынках труда предполагают проведение органами исполнительной власти работы по следующим направлениям: оценка ситуации с занятостью и ее мониторинг, разработка плана действий; организация работы по предотвращению массовых увольнений, стабилизации социально-трудовых отношений, социальной защите граждан; разработка стратегии социально-экономического развития территории.
Во многих субъектах РФ созданы свои комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда. В их функции входят: разработка предложений для органов исполнительной власти по предотвращению таких ситуаций, выявление регионов, в которых складывается неблагополучное положение - высокими темпами растет безработица. Разработка мер по стабилизации занятости, координация деятельности органов муниципального самоуправления направлены на стабилизацию и расширение рынка труда и т.п.
Среди мер, реализация которых позволяет создать благоприятные условия для роста занятости, в субъектах РФ, их регионах большое значение придается созданию условий для долгосрочных инвестиций - мобилизации для вложения в сферу материального производства отечественных инвестиционных ресурсов, в том числе сбережений населения и средств, получаемых от приватизации государственного и муниципального имущества; привлечения средств зарубежных инвесторов.
Особое внимание на местах уделяется развитию кооперативного движения и малого предпринимательства, самостоятельно действующих на рынке и создающих возможности для трудоустройства значительной части трудоспособного населения, не имеющего работы. В целях создания благоприятных условий для развития такого рода самодеятельного предпринимательства органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их муниципальных образований принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты, роль и значение которых для расширения местных рынков труда трудно переоценить.
В целях содействия занятости выпускников реализуется Межведомственная программа "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования".
Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года N 713, предусматривает меры социальной поддержки работников оборонно-промышленного комплекса, включающие мероприятия по обеспечению занятости работников, высвобождаемых из военного производства, их профессиональной подготовке, межотраслевому и межрегиональному перераспределению специалистов, переобучению, предоставлению новых рабочих мест.
Решению проблем занятости сельского населения и создания рабочих мест на селе в значительной мере способствует реализация мер, предусмотренных Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", которые позволят сохранить в Российской Федерации на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры села около 130,6 тыс. рабочих мест и дополнительно создать 234,7 тыс. рабочих мест. В том числе в 2003 году в рамках данной программы было трудоустроено на новые рабочие места около 3,5 тыс.
В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости осуществляют разработку территориальных программ содействия занятости населения и их ежегодную корректировку в соответствии с утверждаемыми контрольными показателями объемов финансирования из федерального бюджета мероприятий активных программ содействия занятости и мероприятий по социальной поддержке безработных граждан.
Конвенция МОТ N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.) призывает страны, принимающие мигрантов, осуществлять политику, направленную на содействие и предоставление им гарантий равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, но только для лиц, находящихся на их территории на законных основаниях в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
В отличие от международного права российское право, регламентирующее порядок привлечения иностранной рабочей силы в страну, еще очень молодо. Оно начало формироваться лишь с 1993 г. в настоящее время соответствующие правовые акты определяют содержание государственной политики в области привлечения и использования работников-мигрантов, подчинив ее цели реализации приоритетного права граждан российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Законом о занятости даются широкие полномочия социальным партнерам, которые по соглашению между собой могут внедрять и применять иные нормы и процедуры по сравнению с закрепленными в законодательстве.
Право на объединение в профессиональные союзы является одним из основных прав человека, широко признанных в современном мире. Коренные политические и социально-экономические преобразования, новые правовые условия в России потребовали на государственном уровне определить место и роль профсоюзов в общественно-политической жизни, регулировании социально-трудовых отношений. Правовое положение профсоюзов закреплено в Конституции РФ (статья 30), которая провозглашает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов".
Основным законодательным актом, определяющим права и роль российских профсоюзов, является Закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", вступивший в силу 20 января 1996 г. Этот закон подтверждает прямое действие и приоритет общепризнанных норм международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью ее правовой системы.
При разработке раздела по занятости профсоюзные комитеты учитывают такие факторы, как:
Все больше профсоюзных комитетов вносят предложения по включению в коллективные договоры мероприятий, позволяющих подготовиться к случаю массового высвобождения на предприятии.
Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Для того, чтобы создать условия для успешной адаптации военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, к новым для них жизненным обстоятельствам, получения ими новых профессий, обеспечения их занятости, Правительство РФ приняло постановление от 5 июня 1997 г. "О Программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания".
2. Характеристика и структура ГКУ Центр занятости населения Крапивинского района
2.1 Деятельность ГКУ Центр
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Крапивинского района (сокращенное наименование ГКУ ЦЗН Крапивинского р-на) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 г. №1000/25-рк.
ГКУ ЦЗН Крапивинского района является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории Крапивинского муниципального района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции с 1991 года.
ГКУ ЦЗН Крапивинского района подведомственен департаменту, который осуществляет контроль за деятельностью центра занятости. Юридический адрес и место нахождения центра занятости: 652440, Кемеровская область, Крапивинский район, п.г.т. Крапивинский, ул. 60 лет Октября,1.
Имущество Центра занятости является собственностью Кемеровской области и закрепляется за Центром занятости на праве оперативного управления.
Центр занятости является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает в установленном порядке в органах Федерального казначейства лицевые счета по учету средств областного бюджета, поступающих в виде субвенции, и средств, полученных от приносящей доход деятельности, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием вышестоящей организации (департамента) и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности Центра занятости осуществляется департаментом и соответствующими государственными органами в пределах их компетенции.
Служба занятости занимает значительное место в районе в деле стабилизации обстановки занятости, в профессиональной подготовке кадров и в трудоустройстве населения.
Главной целью работы Крапивинского Центра занятости населения является создание необходимых условий для реализации трудовых прав граждан при осуществлении гарантий социальной поддержки. Мер по содействию в трудоустройстве и обеспечению защиты от безработицы [ , С.148].
Основными задачами центра занятости на обслуживаемой территории являются:
ГКУ ЦЗН Крапивинского района в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», Административными регламентами, Уставом ГКУ ЦЗН и иными нормативными правовыми актами, принятыми в области содействия занятости населения, осуществляет на обслуживаемой территории следующие функции: