Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:57, доклад
Опыт разработки системы оценки персонала в ряде организаций позволяет схематично представить взаимодействие субъекта и объекта следующим образом: субъект - методология и методы - технология - процедуры - показатели - объект. В соответствии с целью проведения оценки определяются показатели (характеристики персонала и их параметры), которые необходимо оценить. На основе этого необходимо разработать процедуры, с помощью которых будет проводиться эта оценка. Совокупность этих процедур и организационные условия проведения оценки представляют собой технологии осуществления оценки. Все это должно быть скорректировано на методологию, которая закладывается в процесс оценки, и объединено в конкретные методики, что в результате призвано обеспечить единую основу оценки, сопоставимость результатов по отдельным показателям, исключить дублирование. Вся эта работа должна проходить как в прямом направлении (на схеме это от субъекта к объекту), так и в обратном (от объекта к субъекту), с тем, чтобы еще до начала проведения процедуры оценки скоординировать и обеспечить согласованность всех структурных элементов системы оценки.
Опыт разработки
системы оценки персонала в ряде
организаций позволяет
Остановимся подробнее
на субъектах оценки персонала. Обобщенно
субъектами оценки можно назвать
тех, кто осуществляет процесс оценки.
Ими могут быть отдельные лица, социальные
группы и социальные институты.
Говоря о субъектах
оценки, часто не разделяют субъектов,
принимающих решения по персоналу,
от субъектов, проводящих эту оценку.
В первом случае речь идет о наделенных
определенными полномочиями субъектах,
которые могут сами непосредственно не
принимать участия в проведении процесса
оценки. Это чаще всего высшие руководители
организации, иногда - линейные менеджеры.
Они могут лишь пользоваться теми оценками-результатами,
которые по их предварительному решению
или в силу сложившегося разделения труда
были получены другими субъектами. В этом
смысле они выступают в качестве субъектов
оценки лишь опосредованно. К непосредственным
субъектам оценки мы относим тех, кто участвует
в проведении процесса оценки, определяет
его методологию, методы, разрабатывает
технологию и инструменты.
Многообразие
субъектов и специфика участия
в процессе оценки персонала каждого
из них обуславливают
Рассмотрим некоторые
субъекты из выделенной классификации
подробнее.
Руководители
различного уровня традиционно и
в теории, и в практике управления
персонала рассматриваются в
качестве ключевых субъектов оценки.
Это исходит из того, что в число
их функций входит организация деятельности
подразделений и/или
Следует заметить,
что чем выше уровень положения
руководителя в управленческой иерархии,
тем обобщеннее он может дать оценку. Например,
линейный руководитель может дать подробную
оценку результативности и трудового
поведения сотрудника в повседневной
трудовой деятельности, охарактеризовать
его отношение к труду и трудовой потенциал,
поскольку по роду службы практически
постоянно контактирует с сотрудником.
Руководитель более высокого ранга не
обладает столь подробной информацией,
поэтому может давать лишь вторичную оценку,
используя первичные данные, полученные
другими субъектами. Но участие высших
руководителей в оценке может быть незаменимым
на этапе обобщения результатов, сравнения
оценок сотрудников различных подразделений,
поскольку они, обладая более широкой
информацией о стратегии и тактике развития
предприятия, могут определить акценты
в оценке профессионально важных качеств
сотрудников, выделить ключевые ценности
организации. Однако практика показывает,
что при отборе кандидатов для работы
в конкретное структурное подразделение
участие непосредственного руководителя
не только желательно, но и обязательно,
поскольку именно он обладает теми нюансами
повседневной работы, которые трудно (или
неэкономично) уловить с помощью методик.
Вопрос здесь кроется в большей мере в
том, какова степень участия и его роль
в этом процессе и принятии окончательного
решения.
Привлечение руководителей
в качестве субъектов требует
обеспечения процесса оценки соответствующими
методиками и инструментами, что
обеспечит сопоставимость оценок и
снизит их субъективность. В отечественной
практике это особенно актуально, поскольку
квалифицированных менеджеров, хорошо
разбирающихся в вопросах управления
персоналом, в силу ряда причин очень мало,
они в большей мере видят свою роль в качестве
профессионалов, а не управленцев.
Коллеги по работе
также могут выступать в
Подчиненные выступают
субъектами оценки руководителя. Их привлечение
к процессу оценки позволяет учесть
те качества руководителя, которые
проявляются в повседневной его
деятельности, и невозможно оценить другими
методами - стиль руководства, умение организовать
работу подразделения, отношения с подчиненными
и пр. Наряду с другими, оценки подчиненных
могут быть существенно значимыми при
аттестации руководителя, при назначении
на более высокую должность, при оценке
потенциала руководителя и т.д. Кроме того,
привлечение подчиненных к оценке руководителя
повышает уровень объективности, стимулирует
применение современных демократичных
методов управления персоналом в подразделениях.
К индивидуальным
субъектам оценки мы относим людей, выражающих
в рассматриваемом процессе свои индивидуальные
мнения о степени развития тех или иных
профессионально важных качеств оцениваемого
объекта. Их роль заключается в том, что
они выступают своеобразными экспертами
- носителями необходимой информации.
Как правило, для получения глубокой оценки
привлекаются несколько индивидуальных
субъектов с тем, чтобы снизить уровень
субъективизма посредством сопоставления
оценок.
Коллективные
субъекты представляют собой некоторые
специально создаваемые органы или
организации, которые вырабатывают
коллективное мнение об объекте оценки.
К ним можно отнести Комитеты по заработной
плате, Комиссии по отбору персонала, Аттестационные
комиссии, службы управления персоналом,
рабочие группы, высшие руководящие органы
(Правления, Совещания), рекрутинговые
фирмы и др. Отличительная особенность
этих субъектов заключается в том, что
они призваны давать комплексные оценки,
имеют право разрабатывать, проводить,
координировать и корректировать процесс
оценки. В последнее время значение таких
субъектов возрастает, на ряде передовых
предприятий создаются специальные Рабочие
группы и Комиссии, решения которых имеют
формализованный характер и оформляются
документально. Однако следует иметь в
виду, что коллективные органы производят,
как правило, оценку персонала узкоцелевого
характера (для распределения фондов премирования,
отбора, подготовки и проведения аттестации
и пр.) и требуют значительных ресурсов
времени и средств. Эффективность работы
коллективных субъектов оценки зависит
во многом от тщательного подбора состава
участников и качества регламентирующих
их работу документов. В первом случае
решается вопрос о качестве оценки, а во
втором - вопрос предотвращения конфликтов
в процессе оценки персонала.
Большинство из
рассмотренных выше субъектов относится
к числу внутриорганизационных.
Их роль заключается в том, чтобы при правильном
подборе субъектов, они были достаточно
хорошо осведомлены о качествах оцениваемого
объекта. Кроме того, легче организовать
и контролировать их участие в процессе
оценки. Однако часто эти преимущества
могут перерасти в недостатки - имеется
некоторая зависимость от объекта, может
возобладать субъективизм и предвзятость
в отношении к объекту, корпоративность.
К сожалению, современные методики часто не в состоянии предотвратить эти последствия. Поэтому достаточно распространенным является привлечение сторонних относительно организации субъектов оценки. Для выполнения независимой оценки персонала организации приглашают экспертов (психологов, социологов, экономистов), сотрудничают с рекрутинговыми фирмами, консалтинговыми организациями, специальными Центрами по оценке персонала. Роль рекрутинговых фирм ограничена разработкой и осуществлением оценки качеств работников на этапе поиска кандидатов, их отбора и частично в период адаптации. Далее их функции в процессе оценки прекращаются. Однако в отечественной практике лишь отдельные рекрутинговые фирмы в полной мере выполняют эти функции. В большинстве из них осуществляется примитивная поверхностная оценка, причинами чего являются их слабая методическая оснащенность и неготовность предприятий в полной мере сотрудничать с ними. Между тем такое сотрудничество может быть весьма эффективным.
Центры оценки
персонала, широко распространенные в
зарубежной практике, участвуют в
процессе оценки персонала, как правило,
по заказам организаций чаще всего
при приеме(отборе), назначении кандидатов
на наиболее важные для организации должности,
а также в оценке персонала, зачисленного
вразличного вида резервы. Это связано
с тем, что оценка персонала в специализированных
центрах глубокая, ориентирована на изучение
личностных характеристик, на выработку
навыков работы в процессе треннингов,
и, следовательно, весьма затратная для
заказчиков.
Консалтинговые
организации предлагают свои услуги
организациям либо целенаправленно
по проблемам управления персонала,
либо в рамках услуг по более широкому
комплексу проблем. Проводя кадровый аудит,
они чаще всего проводят обобщенную, не
детальную оценку персонала организации,
рассматривая персонал как условие и предпосылку
для реализации стратегических целей.
Оценка осуществляется по критерию соответствия
персонала (в целом либо по ключевым подразделениям)
стоящим перед ним задачам. В результате
могут быть выработаны основы политики
организации относительно персонала,
предложены мероприятия и технологии
управления персоналом.
Таким образом,
общим для сторонних субъектов
оценки персонала является высокое
качество предоставляемых услуг, непредвзятость
оценки, ее комплексный характер. Но
их развитие в нашей стране не получило
должного развития не только потому, что
это оказывается "слишком дорогим удовольствием",
но и потому, что отечественные организации
еще не в должной мере осознали необходимость
качественного совершенствования работы
с персоналом.
Особыми сторонними
субъектами оценки являются обслуживаемые
организацией клиенты. Качество их обслуживания
для ряда организаций является конечным
результатом, свидетельствующим о степени
реализации способностей персонала в
процессе работы. Поэтому не случайно
в последнее время появляется все больше
методик, в которых предусматривается
оценка профессиональных и личностных
качеств сотрудников клиентами. В предлагаемой
нами системе оценки персонала это используется
при аттестации специалистов, при трудовых
перемещениях, при оценке уровня развития
персонала и формировании плана обучения,
при оптимизации численности. Это требует
значительной подготовительной работы,
хорошего методического обеспечения,
но, как показывают результаты, получаемые
оценки являются точными, емкими, достаточно
достоверными.
Часть из уже
рассмотренных нами субъектов не являются
специализированными, то есть они по своему
назначению не организовывались для оценки
персонала (клиенты, коллеги, некоторые
из экспертов и др.). Но есть и такие субъекты,
в непосредственные функции которых входит
оценка персонала. Среди них следует выделить
особо руководителей (при развитии менеджмента
доля этих функций будет постоянно возрастать)
и службы управления персоналом. Их отличительная
особенность от других субъектов заключается
в том, что они организационно оформлены,
а оценка персонала является их основной
профессиональной задачей или входит
в их число. Место этих субъектов в системе
оценки заключается в том, что они призваны
проектировать, организовывать, осуществлять
и контролировать процесс оценки, подключая
по мере необходимости других субъектов
оценки. Так, службы управления персоналом
организации призваны выполнять весь
этот комплекс работ и по всем элементам
системы управления персоналом (оценка
при отборе, в период адаптации, в рамках
стимулирования труда, при перемещениях,
в случае высвобождения и др.), то есть
они ответственны за оценку и как функцию
управления, и как процесс, и как результат.
Причиной того, что в современных условиях
службы управления персоналом не в полной
мере решают задачи оценки персонала заключаются
в том, что они не оснащены современными
методиками, персонал этих служб не в состоянии
их разработать самостоятельно, а уровень
разработки теории вопроса не соответствует
современным требованиям.
Таким образом, рассмотренная нами классификация показывает, что в оценке персонала могут и должны принимать участие различные субъекты. Каждый их них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор субъекта должен исходить из того, насколько он компетентен, информирован и экономичен для проведения оценки, насколько его особенности соответствуют состоянию и развитию оцениваемого объекта.