Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
В теории управления вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и другое.
Введение…………......................................................................................3
Глава 1. Методология управления и её компоненты…………………….6
Глава 2. Сущность и содержание методов управления………….………9
Глава 3. Классификация методов управления………………………...…12
3.1 Экономические методы управления……………………………….….15
3.2 Административные методы управления……………………….…..…19
3.3 Социально - психологические методы управления…………….........23
Заключение…………………………………………………….…………….28
Список используемой литературы………………………………………...30
Содержание
Введение…………..................
Глава 1. Методология управления и её компоненты…………………….6
Глава 2. Сущность и содержание методов управления………….………9
Глава 3. Классификация методов управления………………………...…12
3.1 Экономические методы управления……………………………….….15
3.2 Административные методы управления……………………….…..…19
3.3 Социально - психологические
методы управления……………........
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...30
Тема сущность методов управления и их типология
Введение
Методы управления – это
способы осуществления
В теории управления вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и другое.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы, возникающие на предприятиях в новых рыночных условиях, не представляется возможным решать без современного профессионального менеджмента и методов управления. Различают экономические, административные и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.
Главной целью деятельности
любой организации является получение
прибыли. Но эффективная работа не возможна,
если она не структурирована и
не регулируется принципом ведения
управленческой деятельности, в соответствии
с которыми разрабатываются методы управления.
Использование методов управления позволяет
осуществлять управленческие функции,
что обогащает теорию и практику менеджмента.
Цель данной
курсовой работы заключается в рассмотрении
методов управления, которые представляют
собой совокупность приемов и способов
воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных целей организации.
Они характеризуются направленностью,
содержанием и формой.
В соответствии
с данной целью, нами были поставлены следующие
задачи:
Объект исследования данной работы – методы управления. При выполнении работы использовались такие методы, как административные, экономические и социально-психологические.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список используемой литературы. Основная часть состоит из трех глав, третья глава состоит из трёх параграфов.
В первой главе говорится о методологии управления и её компонентах: подходах, парадигмах, проблемах, приоритетах, ориентирах, критериях, альтернативах, процедурах выбора, средств и методов управления.
Во второй главе рассматриваются методы управления, их сущность и содержание, раскрывается понятие «метода управления».
В третьей главе рассматривается классификация методов, в соответствии с которой все методы делятся на административные, экономические и социально-психологические.
Административные реализуются
путём прямого воздействия
Сущность экономических состоит в том, чтобы путём воздействия на экномические интересы работников создать эффективный механизм работы.
Социально-психологиеские предполагают
использование моральных
Методологической
и теоретической основой курсовой работы
являются работы отечественных и зарубежных
менеджеров, экономистов, изучавших методы
управления и их классификацию в условиях
развитого рынка.
Основным источником являются учебники по теории управления и менеджменту, статьи из журналов по теме исследования, интернет-ресурсы.
Глава 1 Методология управления и её компоненты
Методология управления – это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а так же средств и способов их достижения. Это ещё и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, подсказывают пути их решения.
Специалисты выделяют следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а так же ограничения. Последние могут входить в ассортимент средств управления, равно как и любой другой компонент методологии может частично входить в состав других: слишком жесткие границы здесь непродуктивны.
Подход – наиболее принципиальный компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных её компонентов. Среди подходов в управлении особо выделяется системный подход. Весьма популярны в управлении программно - целевой и проектный подходы. В современном менеджменте можно говорить о маркетинговом подходе, ориентированном на потребителя. Можно говорить о кибернетическом, информационном, гуманистическом подходах – в таком случае заметен акцент на преимущественном использовании отдельных наук, типов ресурсов и соответствующей методологии в целом. Многие исследователи ведут речь об интегративном, сетевом подходах. Исповедуя тот или иной подход, можно говорить о науке управления и об управлении как искусстве; подход в таком случае обычно конкретизируется через те или иные принципы управления.
Парадигма – исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определённого исторического периода и знаменующая собой определённый этап в развитии теории. Можно говорить об управленческом рационализме Фредерика Тейлора, о функциональной дифференциации Анри Файоля и Макса Вебера и других. В современной парадигме управления, несмотря на разнообразие конкретных формулировок, предпочтение отдаётся человеческой личности с учётом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнёрские принципы взаимодействия.
Проблема в управленческой деятельности – это главное противоречие цели и ситуации (условий существования и развития системы), разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели.
Приоритеты – как правило, характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности – сферы экономики, социальной жизни. Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой системы в целом, например приоритет личности работника или вообще гражданина, приоритет общественных интересов или даже приоритет сохранения и увеличения аппарата управления.
Ориентиры – в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определённые и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определится относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированны по степени соотнесения с перспективой, т. е. прежде всего как стратегические или оперативные. Соответственно речь идёт о стратегическом управлении функционированием или развитием, о решении текущих или перспективных задач.
Критерии – в методологии управления – это мерила оценки, наиболее существенные, как правило, комплексные показатели, позволяющие определить, классифицировать, оценить те или иные аспекты управленческой деятельности. Критерии характеризуют прежде всего то или иное качество управления. Критерии обычно тесно взаимосвязаны с подходами. Например, можно говорить об управлении по целям, результатам и. т. п., причём достижение целей, результатов выступает критериями качества управления. Критерии оптимизации используются в русле так называемого оптимизационного подхода.
Альтернативы – представляют собой возможные варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления. Управление может иметь статус авторитетной профессиональной деятельности, только если перед управляющим существуют альтернативы, он видит их и профессионально осуществляет их выбор. Противоположность этому – управление по инструкциям, как строгое однозначное выполнение, трансляция «вниз» приказов вышестоящего начальства и. т. п.
Процедуры выбора – это методики и технологии оценки альтернатив. Методология подсказывает, какие именно процедуры целесообразно задействовать. Здесь могут использоваться как логические, математические, так и интуитивные процедуры, привлекаться внутриорганизационные или внешние, в том числе независимые эксперты. Выделяются балльная процедура, ранжирование и другое.
Средства управления – это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.[5]
Таким образом, в содержание
методологии менеджмента
Глава 2 Понятие, сущность и содержание методов управления.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и, соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления и единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера как субъекта процесса управления. [3]
Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижения целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, объединения и коллективы трудящихся. [4]
Понятие «метод» в переводе с греческого буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приёмов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно – в механизм управления. Механизм – это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования),то методы – это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).
Методы управления – это способы реализации функций менеджмента. одновременно они устанавливают ответственность,
Осуществление процесса управления
невозможно без использования
Именно
методы управления, отвечая на вопрос,
как выполнять управленческую работу,
позволяют сформировать систему правил,
приемов, подходов и способов воздействия
на управляемый объект для достижения
целей, сокращая временные затраты на
их реализацию. Через методы управления
реализуется основное содержание управленческой
деятельности. Итак, раскроем подробнее
понятие «метод управления».
В зависимости от отдельных
отличительных признаков по направленности
и содержанию методов в науке имеются
различные классификации и формулировки
понятия «методы управления».
Реализация
функций и принципов управления осуществляется
путем применения различных методов. В
управленческой деятельности методы управления
занимают особое место, помогая выполнять
ту или иную управленческую работу наиболее
эффективно, сокращая затраты времени
на целереализацию.
В основу
выбора и реализации методов менеджмента
могут быть положены следующие принципы:
Информация о работе Сущность методов управления и их типология