Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:30, курсовая работа
Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи. Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ……………………………………………………….. 8
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы…….… 8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения………….. 11
1.3 Организация социальной защиты семьи в России ……………………... 16
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ …………………………………………. 19
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей ………………………………………………….19
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи ..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..... 27
Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество.
Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы.
Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение[15], внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является – актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.
Групповые формы работы – лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическую поддержку.
Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальной защиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к семьям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.
В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организации социальной защиты семей.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей[16]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.
Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.
Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.
Завершая
работу, хотелось бы отметить, что
в виду неоднозначного подхода
в рассмотрении ряда вопросов
относительно роли социального
работника в организации
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 2009.
2.
Бочарова В.Г. Педагогика
3.
Василькова Ю.В. Лекции по
4.
Беличева С.А. Служба
5.
Бочарова В.Г. Личность –
6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 2008 – 123с.
7.
Елизаров В.В. Семья в
8.
Жданов В.И. Вопросы
9.
Куличенко Р.М. Социальная
10. Материалы
VIII региональной конференции «
11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2009г. – М., 1998.
12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 2009. – 567 с
13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 2009. – 521 с
14. Пантелеева
Г.С. Экономические основы
15. Принцип
активизации в социальной
16. Российская
энциклопедия социальной
17. Сластёнин
В.А. Социальный педагог и
18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 2009. – 600 с
19. Социальная
работа./Под общей редакцией
20. Социальные
службы для подростков и
21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 2009, 192 стр.
22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2010. – 379 с
23. Торохтий
В.С. Основы психолого-
24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Значимые особенности различных категорий семей – объектов социальной работы.
ТИПЫ СЕМЕЙ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Молодая семья
- Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;
- Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;
- Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме.
Семья среднего супружеского возраста
- Проблемы взаимоотношений
супругов на этапе первого
и второго критического
- Психолого-педагогические
проблемы воспитания детей,
- Потребность в
стимулировании факторов
Бездетная (инфертильная) семья
- Наличие комплекса «неполноценности»;
- Обострение различных
девиантностей, приобретённых
- Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д.
Малодетная семья
- Проблемы внутрисемейного общения;
- Наличие эгоцентрических качеств у подростка;
- Проблемы авторитета и лидерства супругов;
- Дефицит психологического здоровья семьи.
Многодетная семья
- Нестабильность
статуса в общественном
- Изобилие иждивенческих жизненных установок;
- Социально-ролевая нестабильность в семье;
- Наличие благоприятных
условий для развития
Сложная семья
- Проблема взаимоотношений
родителей и пришедшего в
- Проблема лидерства в решении общесемейных задач;
- Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д.
Смешанная семья
- Построение взаимоотношений
с прежним и новым
- Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;
- Отношения с взрослыми детьми и забота о них.
Внебрачная семья
- Юридическая неоформленность
брака создаёт массу проблем
во внутрисемейных отношениях
и взаимодействии её с
- Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;
- Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;
- Нервно-эмоциональная
напряженность ожидания
Неполная семья
- Адаптация к новому статусу в социуме;
- Возможности развития
у родителя и детей
- Проблема воспитания детей.
Дистантная семья
- Проблема взаимоотношений родителей и детей;
- Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;
- Возможно развитие
девиантностей у детей типа: «эмоциональное
отвержение» родителя, а у родителей
«противопоставление
Разнородная семья
- Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;
Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей