Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 10:36, реферат
Основополагающие идеи теории организации. Сущность принципов организации и их классификация. Общие принципы организации и их характеристика.
Теория организации как наука
Теория организации (в дальнейшем ТО) изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения) и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также поведение организаций во внешней среде.
Организацию можно сравнить с живым организмом. В настоящее время организация приобретает все черты самостоятельного организма, борющегося за выживание и комфортное существование в условиях рынка.
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей действительности.
Теория организации занимает
особое место в ряду учебных дисциплин
специальности «Менеджмент
Теория организации является одной из управленческих наук, тесно связана с науками:
– естественными – так как теория организации является источником идей и организационного опыта, то она черпает множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей из биологии, химии, физики;
– общественными – особенно с системой социальных наук, оказывая положительное влияние на развитие теории социального управления, управление народного хозяйства, теорию государственного управления;
– математическими – данные науки дают инструментарий для количественной оценки организационных связей и отношений.
Теория организации опирается
на исследования в различных областях:
социологию труда (теория мотивации
и побуждение персонала к сознательному
труду, учет соотношения стимулов и
факторов удовлетворенности трудом,
эффективности различных
Следовательно, теорию организации
следует рассматривать как
Основополагающие идеи теории организации
Ф. Тейлор (1911 г.) в своей фундаментальной работе «Принципы научного управления» определил принципы, которые составили основу классической теории организации:
– разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;
– функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;
– измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
– задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач;
– программы стимулирования – премия за производительность выше нормы;
– мотивация – личная заинтересованность является движущей силой;
– роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем).
Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:
– четкие цели;
– один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);
– использование «мостика» Файоля в цепи подчинения (^);
– равенство прав и обязанностей;
– рациональное разделение труда;
– определение ответственности за результаты труда;
– благоприятные возможности
для проявления инициативы. Бюрократия
(правление государственных
– определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;
– организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении;
– деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;
– управление организацией исключает личные эмоции;
– назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.
В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо на заводе фирмы «Уэстерн электрик» (1924–1927 гг.) получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):
– разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;
– работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;
– менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.
Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:
– кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;
– успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;
– организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);
– власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.
Д. Макгрегор и теория×– теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.
В соответствии с теорией×(прямое
применение власти): каждому человеку
присуще от природы нежелание
работать, поэтому он избегает затрат
труда, где это возможно; поэтому
людей надо принуждать; люди стараются
избегать ответственности и предпочитают
быть ведомыми; больше всего люди желают
личного спокойствия и
В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто
РЕСУНОК 009
Сущность принципов организации и их классификация
В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций.
Принцип – оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер.
Принципы организации
являются отражением объективных закономерностей
практики управления. Они определяют
требования к конкретной системе, структуре
и организации. В соответствии с
этими требованиями образуются органы
управления, устанавливаются
С изменениями экономической жизни меняются и принципы организации. Например, в начале ХХ в. применялись принципы, выработанные Ф. Тейлором и А. Файолем, в настоящее время уделяется внимание социальному аспекту.
В литературе приводится различная классификация принципов. А.А. Беляев и Э.М. Коротков подразделяют их на общие, частные и ситуационные. Э.А. Смирнов выделяет принципы статического и динамического состояния, а также общие принципы организации. Объединяя эти подходы, можно подразделить все принципы на:
– Общие – для всех организаций и ситуаций;
– Частные и ситуационные – характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;
– Динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.
Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три группы.
Принципы организации РЕСУНОК 024
Общие принципы организации и их характеристика
Принцип обратной связи: социально-экономические
системы – это открытые и неравновесные
системы. Их регулирование возможно
по принципу обратной связи. Любая система
управления состоит из управляющей
и управляемой подсистем. Между
ними имеются разнообразные
Принцип развития (необратимое
направленное изменение системы): движение
неравновесной системы к
Принцип конкурентности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития.
Принцип дополнительности: амбивалентный подход к раскрытию функционирования и развития организаций – это сочетание в организации, с одной стороны, объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых начал; а с другой стороны – случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольных, вероятностных, непрогнозируемых начал.
Три принципа соответствия:
целей и ресурсов: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами. Данному принципу соответствует программно-целевая технология процесса производства и разработки решений, условия использования которой следующие: а) штат работников должен составлять 100-2000 чел.; б) время выполнения задания не должно превышать 1 год с момента его выдачи; в) доступность управленческих и производственных ресурсов должна обеспечиваться в срок; г) разделение управленческого и производственного труда должно быть ярко выраженным; д) выпуск серийной и массовой продукции должен осуществляться в течение длительного срока;
распорядительства и подчинения:
у каждого работника должен быть
один линейный (выполняет административную,
технологическую или
эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат]
РЕСУНОК 025
Принцип оптимального сочетания
централизации и
Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.
Принцип ритмичности и
синхронизации: производственные и
информационные процессы должны идти
с заданным уровнем равномерности
в течение заданных временных
интервалов для обеспечения