Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:59, контрольная работа
Наука управления систематизирует знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Данная наука находится на стыке как гуманитарных, так и математических областей знания. С точки зрения совокупности знаний, управление – это объект системы гуманитарных и математических наук. Такими науками являются: экономика, математика, социология, психология, педагогика, кибернетика, и др.
Для грамотной организации управленческой деятельности необходимы знания о закономерностях связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ, в свою очередь для результативного производства которых необходимы знания психологии, которая помогает созданию правильной мотивации и побуждения, знание социологии –для проведения оценочной деятельности для грамотного распределения материальных и нематериальных благ и т.д. Таким образом наука управления объединяет эти знания в единую систему.
Управление как объект системы наук
Целевой образ: структура, динамика, нормы и правила управления
Понятие связи в управлении
Решения в системах управления
Выводы
Список литературы
Министерство образования и науки
Томский
государственный университет
радиоэлектроники
Контрольная работа №1
по дисциплине «Теория управления»
учебное пособие Е.С.Пивнев
«Управление как система знаний»
Выполнила студентка второго курса
факультета дистанционного обучения
специальности 081100.62
Лобанова Елена Александровна
27.03.2013
г. Сургут 2013
Оглавление:
Наука управления систематизирует знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Данная наука находится на стыке как гуманитарных, так и математических областей знания. С точки зрения совокупности знаний, управление – это объект системы гуманитарных и математических наук. Такими науками являются: экономика, математика, социология, психология, педагогика, кибернетика, и др.
Для грамотной организации управленческой деятельности необходимы знания о закономерностях связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ, в свою очередь для результативного производства которых необходимы знания психологии, которая помогает созданию правильной мотивации и побуждения, знание социологии –для проведения оценочной деятельности для грамотного распределения материальных и нематериальных благ и т.д. Таким образом наука управления объединяет эти знания в единую систему.
В качестве объектов управленческого воздействия выступают отдельные индивиды, группы или коллективы, осуществляющие трудовую деятельность. С этой точки зрения управление является направленным воздействие на индивида или группу людей для достижения определенной цели.
Как наука, теория управления зародилась в конце 19 века с созданием школы научного управления, родоначальником которой выступил Ф. У. Тейлор, впервые применивший научный подход к практике управления. Кроме этого основными вкладами данной школы в теорию управления стало выделение функции планирования в самостоятельную деятельность руководителя, разработка концепций «достигающего руководителя» и «достигающего работника».
Не менее важную роль в становлении теории управления сыграла школа административного управления А. Файоля, впервые выделившей основные функции и принципы управления. Именно А. Файоль дал первое научное определение понятию управление.
Большой вклад в науку управления внесла школа психологического направления «Доктрина человеческих отношений» Э. Мейо. Главной ее заслугой стало перенесение акцента управления с бизнес-процессов на людей. В основе научного наблюдения данной школы лежат человеческие взаимоотношения внутри организации.
Стоит отметить, что в теории управления сочетают теоретические знания и проектные знания (добываемые путем эмпирического опыта).
Теория деятельности – это создание теоретических моделей на основе научного подхода, которые помогают учесть всевозможные внутренние и внешние факторы в управленческой деятельности и используются для создания проектов и проектных знаний.
Проектные знания – это знания полученные от итоговой работы в реальных условиях того или иного проекта.
Проектные
знания позволяют добывать новые
теоретические знания, которые в
дальнейшем используются для получения
новых проектных знаний, таким
образом устанавливается
Особенно важными в управлении являются оценочные и методологические знания.
Оценочные знания - это знания позволяющие определить значимость или ценность объекта, проекта или процесса, относительно их цели и назначения.
Методологические знания – это подробное описание какого либо процесса, позволяющие правильно выполнить данный процесс.
Существуют различия между методологическим и проектным знанием, которые заключаются в том, что если методология дает знание о какой либо деятельности и объекте этой деятельности, то проектное знание позволяет привести к деятельности и созданию чего-то нового, на основании полученного опыта.
Соотношение проектных и традиционных знаний можно рассмотреть в доктринах неолиберализма в работах австрийского экономиста и социолога Ф.Хайека, согласно его доктрине неолиберализм – это направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации, имеющее высокую ценность принципов экономического либерализма, которые ограничивают вмешательство государства в экономические процессы, что позволит развивать и реализовывать творческие знания, как пример может служить Америка, ее способность впитывать лучшие таланты. Самые светлые умы из Китая, Индии, России, Бразилии и других стран стекаются в США, потому, что США позволяет реализовывать эти самые знания и идеи, что служит примером детермизма.
Детерминизм - это координация деятельности индивидов, которая осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным представлением индивиду определенной сферы автономии, благодаря детермизму природные явления различной сложности становятся познаваемыми, и на этой основе становится возможным развитие науки и современное промышленное производство во всей его сложности.
В свою очередь на территории России в условиях сложившегося экономического кризиса Государство пытается монополизировать мощнейшие экономические структуры, что ограничивает индивидуализм, который согласно работе Ф.Хайека «Индивидуализм: истинный и ложный», лежит в основе цивилизации. Данный пример может служить примером идетермизма, в котором Государство стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида.
Индетерминизм - это жесткая иерархия часто определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия, сопровождающимися применением мер принудительного характера.
Таким образом можно сделать вывод о большой роли новой управленческой парадигмы (системы взглядов вытекающих из основополагающих идей, определяющих их сущность и главные направления в тот или иной период).
Новая парадигма управления отказывается от управленческого рационализма классических школ менеджмента. Она применяет правильность воздействий на внутренние факторы организации, гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Использовании в управлении теории систем, ситуационный подход к управлению, признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организации.
А также выделить такую особенность в управлении в обществе, как природа управленческого воздействия.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должно выполнять данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.
Руководитель воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивирования.
Мотивация – процесс пробуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Основывается на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Побуждение – ощущение недостатка в чем – либо, имеющее определенную направленность.
Задача функции мотивации состоит в том, что бы члены организации действительно выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Для этого необходимо, во-первых, определить, каковы же на самом деле потребности, через которые можно мотивировать работников и обеспечить выполнение работы; во-вторых, обеспечить для работников возможность удовлетворять свои потребности через хорошую работу.
Потребности делятся на первичные (физиологические, врожденные) и вторичные (психологические), например, потребность в успехе, уважении, привязанности, во власти и потребность в принадлежности кому-либо или чему- либо.
Цели как факторы управленческой деятельности. Виды целей
Ни одна компания не может развиваться без четко сформулированной цели, поскольку цель – это своего рода ориентир, направление движения и приложения усилий. Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом1.
Существует несколько классифик
По периоду достижения цели делятся на краткосрочные и долгосрочные (иногда еще выделяют оперативные цели). В основе такого разделения находится временной период достижения цели. Обычно к краткосрочным целям относят цели, достигаемые в течение одного производственного цикла. На практике, это цели, поставленные на временной период до года. Соответственно, к долгосрочным относятся цели на 2-3 года. Если выделять отдельно оперативные цели, то это цели с очень маленьким временным периодом их достижения. Обычно их формулируют в виде подцелей или задач.
В зависимости от измеряемости, цели делятся на количественные и качественные. Количественные цели могут быть охарактеризованы в математическом выражении. Например, установленный уровень прибыли является количественной целью. Качественные цели имеют косвенное измерение и характеризуют некое состояние объекта, установленное целью. Например, определенная степень удовлетворенности покупателей товаром – это качественная цель.
В независимости от отрасли, в которой работает организация, существуют 4 основные области, в отношении которых обязательно должна быть установлена цель. Это:
- уровень доходов организации
- работа с клиентами
- работа с персоналом
- социальная ответственность
Уровень
доходов организации
Целевая аудитория
Цели работы с клиентом помимо всего прочего включают такое понятие как целевая аудитория организации. Каждая компания имеет определенный охват потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении товара или услуг, предоставляемых данной компанией. Т. о., целевая аудитория – это те потенциальные клиенты, которым интересен данный вид товара или услуги. Сама компания устанавливает для себя определенный уровень и область охвата потенциальных клиентов в зависимости от размеров компании, ее географического положения, ее эффективности и пр.
Методы работы с целевым образом
Грамотному
выстраиванию иерархии целей обязательно
предшествует формирование целевого образа,
как отдельного элемента целевой
аудитории, на основе миссии организации.
Он требует определенного
К методам работы с целевым образом
относят постановку главной цели,
созданию дерева целей, описание ее характеристики
и условий достижения, нахождение
организаций или людей, с помощью
которых можно достичь и
- цели должны быть достижимыми (невозможно ставить нереальные, заведомо невыполнимые цели)
- цели должны быть гибкими (при изменении внешних или внутренних условий должна быть возможность корректировки целей)
- цели должны быть измеримыми (чтобы понять, получилось ли достичь данную цель, должны быть конкретные параметры ее измерения, на основе которых делаются выводы)
- цели должны быть конкретными (цель должна быть максимально четкой и понятной)
- цели должны быть совместными (цели не должны перекрывать друг друга, иначе действия по ним так же будут противоречить друг другу)
- цели должны быть приемлемыми (при установки целей необходимо учитывать интересы общества, моральны и другие нормы и т.д.)
Нормы в составе управленческого проекта
Выше упоминалось, что при работе с целями необходимо учитывать нормы общества, организации и отдельных людей. Социальная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены2.
Нормативы должны быть установлены во всех подсистемах организации, а также и в постановке целей, поскольку любая организация функционирует в обществе и не может быть отрезана от него. Организации необходимо строго соблюдать набор принятых нормативов, особенно экономических и юридических. Нормативы упорядочивают процессы в организации, определяют в какой-то мере ее структуру и корректируют ее функционирование в соответствии со средой организации. Необходимо также учитывать, что с течением времени изменяются условия функционирования организации, меняется ее окружающая среда, соответственно меняются и нормативы. Причем, стоит отметить, что нормы могут устанавливаться как на сами процессы управления, структуру организации, общие системы ее функционирования, так и на продукцию и услуги, которые она производит. Например, известный стандарт качества ISO, имеющий множество объектов нормирования. Таким образом, можно выделить основные функции норм в организации: