Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:20, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время российские компании действуют в условиях глобальной конкуренции, неопределенности внешней среды, строжайшей ограниченности используемых ресурсов, нестабильности в экономической, политической и социальной сферах. Требуется повышение эффективности работы при сокращении используемых ресурсов, отношение к переменам как к естественному состоянию внешней среды и создание благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры

Содержание

Введение
Глава 1. Организационная и производственная структура предприятия
.1 Функции организации и структуры управления предприятием
.2 Организационная структура предприятия
.3 Типы организационных структур
Глава 2. Организационная структура и система управления производственным процессом на предприятии ООО "Энергетик"
.1 Общая характеристика ООО "Энергетик", как объекта анализа и его положение на рынке
.2 Структура производства и система управления производственным процессом
.3 Рекомендации улучшения управления организационной и производственной структур ООО "Энергетик"
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Организационная  и производственная структура предприятия

.1 Функции организации  и структуры управления предприятием

.2 Организационная структура  предприятия

.3 Типы организационных  структур

Глава 2. Организационная  структура и система управления производственным процессом на предприятии ООО "Энергетик"

.1 Общая характеристика  ООО "Энергетик", как объекта  анализа и его положение на  рынке

.2 Структура производства  и система управления производственным  процессом

.3 Рекомендации улучшения управления организационной и производственной структур ООО "Энергетик"

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

В настоящее время  российские компании действуют в  условиях глобальной конкуренции, неопределенности внешней среды, строжайшей ограниченности используемых ресурсов, нестабильности в экономической, политической и социальной сферах. Требуется повышение эффективности работы при сокращении используемых ресурсов, отношение к переменам как к естественному состоянию внешней среды и создание благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры. И все же многие менеджеры остаются в зависимости у традиционной вертикальной иерархии, стремятся к стабильности, финансовой безопасности, воспринимают работников как однородную массу, сохраняя уверенность в том, что максимизация прибыли и капитала является основной целью организации. При всей общности проблем, порождаемых недостатками традиционных структур, их решение требует учета специфики деятельности организаций конкретных отраслей.

Преобразования организационных структур никогда не давались и не будут даваться легко и быстро [18]. Именно поэтому большинство из них оканчиваются неудачей или реализуются лишь частично, и именно поэтому осуществление по-настоящему успешного совершенствования оргструктуры требует таких усилий.

Таким образом, проблема совершенствования структур управления актуальна для организаций всех сфер бизнеса. Управленческая мысль, зачастую увлекаясь более привлекательными проблемами, не уделяет достаточного внимания изменениям традиционных структур, полагая, что эти вопросы уладятся сами собой. Между тем решение названных проблем находится в зоне ближайших возможностей организаций и способно повысить эффективность их деятельности за относительно короткие сроки. Но до сих пор многие организации испытывают огромные трудности, сталкиваясь на практике с проблемой совершенствования своих структур управления.

Это обусловило актуальность темы, взятой для изучения. Также, несмотря на достижения отечественной науки  в исследовании ключевых направлений перехода к рыночным отношениям, эти исследования ограничиваются макроэкономическим подходом, посвящены анализу тенденций, принципов организации производства. Недостаточно проводится исследований по проблемам организации производства на предприятиях.

Объектом работы стало  Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик".

Предмет работы - управление организационно-производственным процессом  предприятия.

Цель работы - разработать  рекомендации по совершенствованию  организационной структуры и  управления производственным процессом ООО "Энергетик".

Данная цель обусловила необходимость решения следующих  теоретических и практических задач:

1. Изучить функции  организации и структуры управления  предприятием;.

. Исследовать особенности  организационной и производственной структуры предприятия;

. Проанализировать особенности  организационной структуры ООО  "Энергетик" и предложить  пути ее совершенствования;

. Изучить систему управления  производственным процессом на  предприятии ООО "Энергетик"  и разработать пути совершенствования управления производственным процессом ООО "Энергетик".

Для разработки и обоснования  эффективности мероприятий по совершенствованию  управления производством в курсовой работе используются следующие приемы и методы: сравнительно-экономический анализ, анализа экономической литературы, научных монографий, статей периодической печати по исследуемой проблеме.

Цели и задачи определили структуру курсовой работы, которая  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической и практической базой в проведении исследования стали работы Адлер Ю.П., Бабенко  М.В., Бутаковой Т.Ю., Горшковой Л.А., Гражданкиной Е.В., Дафт Р.Л., Короткова  Э.М., Музыченко В.В., Никифорова О., Плеханова  А., Фатхутдинова Р.А., Холл Р. Х. и ряда других авторов

 

Глава 1. Организационная  и производственная структура предприятия

 

1.1 Функции  организации и структуры управления  предприятием

 

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, образовавшийся в результате создания предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. На рис. 1 наглядно показаны функции организации и структуры управления предприятием [22].

 

Рис. 1 функции организации  и структуры управления предприятия

 

Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом  рыночных отношений.

. Организационное единство - это наличие на предприятии  коллектива, организованного определенным образом, имеющего свою внутреннюю структуру и порядок управления.

. Производственно-техническое  единство - это объединение предприятием  экономических ресурсов для производства  товаров и услуг (определенный  комплекс средств производства, капитал, технологии).

. Наличие обособленного  имущества, которое предприятие  самостоятельно использует в  определенных целях.

. Предприятие несет  полную ответственность своим  имуществом по обязательствам, возникающим  в процессе его деятельности.

. Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность - предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки [6].

Для изучения любой организации  большое значение имеет анализ ее структуры.

Структура управления - это  совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления [14, C. 138].

Структура предприятия - это состав и соотношение его  внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, служб) и формы их взаимосвязи в процессе деятельности предприятия. Выделяют общую, производственную и организационную структуру управления предприятием [6].

Общая структура предприятия - это комплекс производственных и  непроизводственных подразделений, их связи и соотношения по численности работников, площади, пропускной способности.

 

1.2 Организационная  структура предприятия

 

Структура управления организацией, или организационная структура  управления (ОСУ), - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенной для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Под структурой управления организацией, или ОСУ, понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. К элементам структуры  управления относятся отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [12, C.55].

Под организационной  структурой часто понимается некая  упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. При этом структура представляется в виде некоторой системы оптимального распределения и функциональных обязанностей, прав, ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них сотрудниками [16].

Таким образом, организационная  структура управления предприятием - это упорядоченная совокупность управляющих служб, характеризующаяся  определенными взаимосвязями и соподчинением

На сайте агентства "Евроменеджмент" можно прочитать  такую формулировку: "Организационная  структура компании - это не просто схема, на которой указаны подразделения  и взаимосвязи между ними. Она  должна отражать логику функционирования организации и соответствовать стратегическим направлениям ее развития" [1].

А вот какую формулировку предложил Роберт Дункан:

"Структура организации  - это не просто квадратики  на диаграмме; это картина взаимодействия  и координации, соединяющая технические, производственные и человеческие компоненты организации для достижения ею своих целей" [16].

Итак, главная цель организационной  структуры состоит в обеспечении  достижения организационных задач, стоящих перед компанией. И в  этом недвусмысленно прослеживается связь организационной структуры со стратегическим планированием, элементы которого мы, как видите, не случайно и не зря рассматривали на прошлом занятии. Так, Альфред Чандлер в свое время написал [16]:

"Стратегия определяет  структуру".

То есть организационная структура должна обеспечивать реализацию стратегии компании. Организационная структура - это, по сути, тот инструмент, благодаря которому руководитель или владелец компании достигает поставленных целей, достигает декларируемой миссии компании.

А вот как определяет организационную структуру Лори Муллинз [16]: "Структура - это система  взаимоотношений между должностями  и людьми в организации. Назначение структуры заключается в распределении  работ между членами организации  и координации их действий, направленных на достижение общих целей организации. Структура определяет задачи и ответственность работников, рабочие роли и взаимоотношения, а также коммуникации между ними. Структура позволяет осуществлять управление и служит основой порядка и дисциплины, благодаря чему действия организации могут планироваться, организовываться, направляться и контролироваться" [16].

Итак, существует множество  определений организационной структуры, однако мы воспользуемся все-таки наиболее общим [16]. Под организационной структурой будем понимать некий набор объектов и связей между ними.

Именно это определение  организационной структуры позволяет  рассматривать любые структурируемые  объекты: государственные и коммерческие фирмы и предприятия, органы власти, отдельные подразделения, отдельные проекты и т.п. Для обеспечения организационной структуры управления предприятиям необходимо соблюдать принципы, приведенные на рис. 2.

 

Рис. 2 - Принципы создания эффективной системы управления предприятием

 

Ключевыми понятиями  организационной структуры являются: объекты (или элементы) и связи, а также полномочия и уровни.

Давайте условимся называть элементами организационной структуры  как отдельных работников, отдельных  сотрудников организации, так и  их группу, объединенную, например, в подразделение, или отдел, или управление, или департамент и т.п. Ясно, что в организации определенные нами только что элементы взаимодействуют. Так чем же обеспечивается это взаимодействие? Оно обеспечивается посредством связей между элементами организационной структуры. А как можно классифицировать эти связи? Такие связи можно классифицировать, например, либо по разной степени наделения сотрудников или подразделений полномочиями, и здесь мы можем говорить о различной степени централизации и децентрализации, либо по разной степени контроля за сотрудниками или подразделениями, и здесь уже идет речь о плоских и многоуровневых структурах (рис. 3) [4].

 

Рис. 3 - Организационная  структура

 

Элементы организации  можно объединять друг с другом различными способами, и в этом смысле построение или проектирование организационной структуры сравнимо, пожалуй, с широко известным конструктором "Лего". Это процесс творческий и уникальный для каждой организации, причем результат его будет зависеть, повторяю, от целей организации. И каждое изменение целей, кстати, должно неминуемо приводить к изменению организационной структуры, в общем смысле - к ее разрушению, и именно в этом смысле в названии этого занятия и появились слова "карточные домики".

Коли мы упомянули  о проектировании организационной структуры, то для ее создания прежде всего, следует установить цели и стратегию компании, определить рынки, на которых она функционирует, разделить компанию на блоки, соответствующие разным видам бизнеса, сформулировать конкретные задачи, приоритеты, затем установить соотношения полномочий различных должностей, права, диапазоны контроля и, наконец, определить должностные обязанности. И главное, постоянно следует помнить, что "предприятие должно подвергать анализу организационную структуру всегда, когда меняется стратегия. Изменение стратегии требует новых ключевых видов деятельности и адаптации структуры к ним. Напротив, реорганизация без изменения стратегии либо является излишней, либо указывает на то, что структура была негодной с самого начала" [16].

Теперь давайте обсудим  некоторые типы современных организационных  структур.

 

1.3 Типы организационных  структур

 

В зависимости от принципа организации управления фирмой выделяют следующие типы организационных  структур управления:

Информация о работе Управление предприятием