Управление фирмой в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования является изучение проблемы управления деятельностью организации в системе рыночных отношений, где организация рассматривается в качестве объекта управления. Вторичной целью является изучение внешнего воздействия рынка на деятельность фирмы, её конкурентоспособность.
Достижению данных целей соответствуют следующие исследовательские задачи:
1) изучить какой должна быть система управления, позволяющая организовать конструктивную деятельность фирмы;
2) изучить функции и методы управления, применяемые руководителем для формирования и повышения конкурентоспособности фирмы на рынке;
3) анализ применения механизмов управления фирмой;
4) определение степени внешнего воздействия рынка на организацию.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты методологии управления фирмой в условиях рынка 6
1.1 Функции управления фирмой в условиях рынка 6
1.2 Методы управления фирмой в условиях рынка 10
1.3 Механизмы управления фирмой в условиях рынка 11
1.4 Внешние факторы, оказывающие влияние на фирму в условиях рыночной экономики. Конкуренция, как основной инструмент регулирования ситуации на рынке. 15
Глава II. Практическая значимость исследования.
Осуществление эффективного управления в условиях рынка, на примере «DellComputerCorporation». 17
Заключение 22
Приложения 23
Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 870.74 Кб (Скачать файл)

Организационно-распорядительные (административные) методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления. Организационные  воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих дело персонала конкретного предприятия. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления - соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных рамках путём прямого административного регулирования. Организационные отношения служат основой для построения иерархии власти, т.е. соотношения прав и ответственности вдоль всей системы организационных отношений.

Экономические методы управления - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов. Они носят косвенный характер управленческого воздействия.

Примеры применения экономических методов управления:

1.Материальное стимулирование  коллективов и отдельных работников.

2. Хозяйственный расчёт (соизмерение  затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности - объём продаж, выручка, возмещение расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечение рентабельности производства, экономный расход ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда).

3.Оплата труда - основной  мотив трудовой деятельности  и финансовый измеритель стоимости  рабочей силы.

Социально-психологические  методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить результативные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Элементы, регулируемые с  помощью социологических методов, включают социальное планирование (обеспечивает постановку социальных целей и критериев), разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда) и др.

Нельзя не сказать о  механизмах управления фирмой, которые  составляют внутреннее устройство предприятия - сложную систему. Если методы - это совокупность действий и шагов, которые ведут управленца к достижению целей, то слаженный механизм - это залог непрерывной работы фирмы.

Организационно-правовой механизм управления фирмой включает в себя совокупность разнообразных конкретных организационных подсистем, призванных организовать в интересах собственника эффективную деятельность предприятия в условиях изменяющихся потребностей общества и нестабильности внешней среды.

Формирование организационного потенциала достигается:

1) проектированием структуры фирмы  и формированием её как целенаправленной производственно-хозяйственной социотехнической системы;

2) организацией деятельности фирмы  в соответствии с установленными  целями деятельности, в том числе  созданием корпоративных норм;

3) организацией управления деятельностью  фирмы, в том числе планированием и информационным обеспечением деятельности;

4) реструктуризацией фирмы и  реорганизацией ее деятельности  и управления деятельностью в соответствии с изменениями потребностей общества, целей компании и состояния внешней среды;

5) развитием мотивации систем  управления.

Подсистемы организационно-правового  механизма управления:

1) Структурная подсистема позволяет определить состав и характеристики факторов производства и производственного процесса, необходимых для изготовления необходимой продукции, путём: формирования системы целей фирмы и определения приоритетов в их достижении; формирования адекватной этим целям структуры деятельности (специализация научной и производственно-хозяйственной деятельности, бизнес на рынке ценных бумаг, лизинговая деятельность и т. д.); формирования структуры организации или ее реструктуризации (научно-производственные, производственные и маркетинговые структуры); структуризации и (или) реструктуризации рынков (стратегические зоны хозяйствования компании на товарных рынках и т. д.).

2) Организационная подсистема призвана мобилизовать возможности воздействия всей системы механизмов управления различной природы на все стороны деятельности фирмы, например: организация стратегического управления, для которого в силу нестабильности внешней среды компании характерны специфические модели программного управления; организация оперативного и текущего управления, которому свойственно сочетание целевого и функционального управления и т. д.

3) Подсистема планирования занимается формированием стратегических программ, разработкой бизнес-планов. Важные задачи, требующие для принятия решения и его реализации длительного периода времени и имеющие для компании долгосрочные последствия, так же осуществляются посредством планирования.

4) Организационно-техническая и организационно-административная подсистемы включают: стандартизацию продукции и организацию производства, для создания единой организационно-технической основы  производства, обеспечения его ритмичности, достижения высоких качественных показателей, эффективности использования производственных ресурсов, расширения возможностей и ускорения внедрения в производство новой техники и технологий, улучшения условий и безопасности труда; сертификацию соответствия продукции или услуги определенному стандарту или техническому условию, осуществляемую в интересах добросовестной конкуренции и защиты потребителя; лицензирование деятельности компании, осуществляемое государством по отдельным видам деятельности в целях обеспечения и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

5) Информационная подсистема позволяет использовать информацию в качестве специфических ресурсов, оказывающих свое воздействие на научно-техническое развитие и поток факторов производства. Например: использовать экономическую информацию глобального, народнохозяйственного и отраслевого характера, позволяющую формировать эффективную систему стратегий; научно - техническую информацию, обеспечивающую полноценное использование достижений мирового научно-технического прогресса; маркетинговую информацию, позволяющую целенаправить функции НИОКР и производства на достижение успеха на рынках и т.д.

6) Правовая подсистема представляет собой системно-организованную совокупность правовых норм хозяйственного характера и призвана осуществлять регулирование хозяйственных правоотношений внутри фирмы

Экономический механизм управления фирмой состоит из комплекса экономических способов, методов, рычагов, нормативов, показателей, с помощью которых реализуются объективные экономические законы. Он имеет сложную структуру, однако можно выделить такие его составляющие, как механизм формирования и использования ресурсов (капитала); механизм управления затратами; механизм управления финансами; мотивационный механизм; механизм взаимодействия с рынком.

Эффективность работы экономического механизма, во многом обеспечивается хорошей организацией всей связанной с этим работы, чётким определением функций руководителей, специалистов, работников производственных подразделений.

Примеры работы экономического механизма: Определение и уточнение ресурсного потенциала; расчёт численности работников таким образом, чтобы выполнялся весь объём работ; создание системы планирования, определение и уточнение перечня планируемых показателей; определение цен на продукцию и все виды услуг; определение порядка финансирования в течение года; установление порядка и размера авансирования, условий получения кредита на сезонные расходы; подведение итогов за год по подразделениям и по организации в целом; определение дохода и т. д.

Мотивационный механизм управления представляет собой процесс мотивообразующих воздействий, под влиянием которых возникает потребность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Он направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение и наиболее выгодное использование. Для формирования механизма трудовой мотивации необходимо опираться не только на сугубо экономические и организационные факторы материального стимулирования труда, но и на социально-психологические, которые предопределяют в значительной мере сам ход трудового процесса, его целенаправленность и результативность. Именно человек должен находиться в центре преобразования всех рыночных взаимоотношений как главный носитель современных экономических и социальных интересов. Формирование определенного отношения к труду, создание предметной и социальной среды, ориентированной на положительную мотивацию в труде, составляет важнейшую задачу мотивации. Действенность этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы внутрифирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

В условиях рыночной экономики  значительное влияние на эффективность работы фирмы оказывают внешние факторы.

Существуют следующие группы внешних факторов:

1) связанные с изменением  конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

2) связанные с изменениями  политической обстановки как  внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

3) связанные с инфляционными процессами;

4) связанные с деятельностью  государства.

В современных условиях государство в значительной мере влияет на создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. Осуществление регулирования происходит по средствам применения трёх основных инструментов в лице правительства: законодательства, налоговой системы, кредитно-эмиссионной политики, т. е. государство, создаёт правовую основу, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальную безопасность, стабилизацию экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защиту конкуренции, разработку, принятие и организацию выполнения хозяйственного законодательства. Но вмешательство государства в процесс ценообразования на рынке недопустимо, так как это сводит «на нет» конкуренцию, что, в конечном счете, уничтожает рынок как таковой.

Конкуренция является одним  из основных регулирующих инструментов в рыночной экономике.

Сегодня, деятельность любого предприятия осуществляется в условиях достаточно жесткой конкуренции  и нестабильной внешней среды. Умение при таком управленческом «фоне» не просто «удержаться в седле», а «оседлать» поток проблем, обрушивающихся на руководителя, требует от него немалого управленческого мастерства. Добиться эффективного стратегического управления - очень непростая задача. Случайно его добиться - нельзя. Необходимо знать основные законы управления и владеть управленческими технологиями. На первый план выходит не только управление качеством продукции, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень ее реализуемости, но и качество стратегического управления, без которого обеспечить эффективное управление современным предприятием просто невозможно. Введение руководителем стандартов, по которым должна действовать система управления предприятием, не всегда оправдано, в современном предприятии стратегия управления должна быть уникальной, а самое главное продуманной, обеспеченной ресурсами, технологиями, эффективной системой управления, что приведёт предприятие к лидирующим позициям на рынке сбыта.

Основная задача руководителя, стремящегося, чтобы предприятие  могло беспрепятственно осуществлять производство, сбыт и поступление финансовых потоков, необходимых для успешной деятельности, сделать производимую продукцию конкурентоспособной, т.е. обеспечить высокий уровень качества продукции при её сравнительно невысокой себестоимости, не превосходящей, а возможно, и более низкой, чем у конкурентов.

 

Глава II Практическая значимость исследования

Пример эффективного управления фирмой, создания системы  управления, успешно осуществляющей основные управленческие функции и  механизмы в условиях рыночной конкуренции  это: «DellComputerCorporation»

Мир современного бизнеса  динамично развивается, становится глобальнее, соответственно растёт и конкуренция, предъявляя все более высокие требования к управленцам в бизнесе. Каждый руководитель (бизнес - лидер), возглавляющий элиту современного бизнеса уникален, не только в совершенстве владея традиционными технологиями управления, но и тем, что называется высокими технологиями в управлении.

Майкл Делл сегодня с полным основанием относится к числу  лидеров мирового бизнеса, обладающих уникальными лидерскими качествами, ему удалось «сделать себя» за рекордно короткий срок. Начав с  нуля, созданная им компания «Делл» спустя несколько лет возглавила список самых быстрорастущих и прибыльных корпораций мира. Тем больший интерес представляют управленческие технологии, которые привели к столь впечатляющему успеху.

Информация о работе Управление фирмой в условиях рынка