Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Управленческие отношения - это система взаимосвязей между субъектом и объектом управления. Когда реализуется управленческое взаимодействие, то между субъектом и объектом существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТУ.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

 

В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента — «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма, горный инженер Л. Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин. А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так, в 1911—1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

 

Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами, отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х годов. Первым их результатом стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющих свое значение до сегодняшнего дня.

 

Второй период (1917—1990 гг.)

 

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

 

Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.

 

Таким образом, в советский период идеи научного управления нашли свое продолжение и развитие. Были созданы научные организации и институты научной организации труда. Одно из важнейших достижений этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих особенности социологической системы хозяйствования.

 

В середине 1980-х годов стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии»,  т.е быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней», одним из разработчиков которой был Г. Явлинский.

 

Третий период (с 1991 г. по настоящее время) Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента.

 

В этот период сформировались новые принципы управления:

 

1.      Принципы  невмешательства государства в  предпринимательскую деятельность  — децентрализации (государство  управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.).

 

2.      Смена  моноцентрической системы хозяйствования  на полицентрическую.

 

3.      Сочетание  рыночных и административных  методов управления предприятиями.

 

4.      Формирование  и деятельность российских коммерческих  организаций (союзов, ассоциаций) как  самостоятельных структур.

 

5.      Развитие  конкуренции — состязательности  хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.2 Зарубежный опыт управления

 Становление и развитие менеджмента в США

 

Менеджмент как социально – экономическое учение появился в США В конце 19 века. С тех пор эта страна считается его родиной.

 

Современный американский менеджмент основывается на трех исторических предпосылках:

 

- наличие рынка;

 

- индустриальный способ  организации производства;

 

- корпорация как основная  модель предпринимательства.

 

С конца 60 – х годов в практику США входит стратегическое управление, которое создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

 

Основные черты американской модели менеджмента: индивидуальный характер принятия решений, строго формализованная структура управления, подготовка узкоспециализированных руководителей,  наем на работу на короткий период, оплата труда по индивидуальным достижениям.

 

В течении последних 50 лет США были лидером мировой экономики, однако в последнее время там наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами.

 

Основные черты японского менеджмента

 

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор, так как основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская модель менеджмента опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденной устремленности японцев к созданию высококачественной продукции,  так как отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость.

 

Японская система менеджмента признана самой эффективной в мире. Основные черты японской модели менеджмента: ориентация управления на группу, коллективный контроль, личные неформальные отношения с подчиненными, нестандартная структура управления, подготовка руководителей универсального типа, оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату.

 

Управленческие школы США  и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.

 

 

 

Заключение

 

 


Информация о работе Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация